Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В интервью «Банковскому обозрению» Дмитрий Кулагин, руководитель направления BI Центра внедрения бизнес-систем компании «Инфосистемы Джет», рассказал о перспективах BI в финансовой сфере и важности наличия стратегии развития IT при внедрении
— Дмитрий, что такое BI в современном понимании? Какие тренды развития этой системы можно выделить?
— В России исторически сложилось, что под business intelligence (BI) многие понимают просто отчетность. Но это очень узкий взгляд. Правильнее говорить о BI как об IT-системе, которая позволяет бизнесу повысить качество и скорость принятия решений. К счастью, все больше и больше наших заказчиков это понимают и активно начинают движение в данном направлении.
Тем не менее нередко приходится сталкиваться с тем, что в крупных компаниях для решения разных типов задач используют не одну, а несколько BI-систем. Это происходит по разным причинам, но чаще из-за того, что в одних системах удобнее делать визуализацию для топ-менеджеров, в других проще настраивать детализацию и переходы по иерархиям.
По-прежнему главным «потребителем аналитики» был и остается бизнес. Именно он сейчас формирует тренд по переходу от статичных отчетов, основанных на исторических данных, к real-time-аналитике, позволяющей принимать решения практически в режиме реального времени на основе анализа множества признаков. И только внутренних данных для этого уже недостаточно, бизнес видит необходимость анализировать данные из различных источников, в том числе открытых. А эта информация зачастую не слишком структурирована, что усложняет процессы анализа и требует использования технологий Big Data.
— Почему сегодня так важна поддержка BI-проектов со стороны топ-менеджмента?
— В ходе оптимизации существующих бизнес-процессов сбора и анализа информации может возникнуть необходимость создания выделенного подразделения по консолидации и обработке данных. Без поддержки со стороны топ-менеджмента данные инициативы становятся бесперспективными, и BI-проект просто может не завершиться.
Например, о глубине возможных изменений могут говорить рекомендации международной консалтинговой компании TDWI о необходимости создания в организации должности Chief Data Officer, взаимодействующего на горизонтальном уровне с CIO, CISO и GIO. Согласитесь, такое решение может приниматься только высшим руководством компании.
— А кто сегодня в России является основным потребителям BI-систем?
— Основным потребителем BI-систем в России первоначально был финансовый сектор. Но последнее время активное развитие наблюдается и в ретейле. Именно здесь стали массово внедряться программы лояльности, а BI-системы как раз помогают повысить эффективность работы маркетинговых подразделений и отделов продаж. Несколько отстает пока производственный сектор, хотя проекты здесь тоже есть, но их масштабы несравнимы с проектами в обозначенных выше отраслях.
— Зависит ли качество работы BI от качества данных?
— Да, конечно. Сейчас большую популярность набирает методика оценки зрелости BI-системы организации, разработанная TDWI (The Data Warehousing Institute). Данная модель имеет пять критериев оценки. Но в России по-прежнему меньше всего развито направление управления данными (Data Management), что приводит к использованию для аналитических задач данных низкого качества и как следствие разочарованию в возможностях BI-систем.
На Западе же с качеством данных намного лучше. Там уже давно за развитие и эксплуатацию BI-систем отвечает топ-менеджмент в лице Chief Data Officer (CDO). В зону его ответственности как раз входят задачи по оптимизации процессов управления данными, улучшению их качества, синхронизации и стандартизации моделей, мониторингу наличия, надежности, полноты, доступности, безопасности и актуальности данных организации.
— Но ведь это изменяет роль IT, отчасти делая их центром бизнеса?
— Не совсем. За счет работы CDO бизнес начинает действовать в единой информационной среде. Кроме того, настоящим помощником бизнесу становится стратегия долгосрочного развития BI, содержащая сведения о том, как должны модифицироваться технологии и бизнес-процессы в перспективе нескольких лет, чтобы получить максимальную выгоду от накопленных в компании данных.
— Остановимся подробнее на стратегии. Почему она сегодня так важна при внедрении BI и кто должен заниматься ее разработкой?
— Стратегия объединяет в себе потребности всех направлений бизнеса и определяет дальнейшее развитие IT-систем, отвечающих за повышение качества и доступности данных для бизнес-пользователей. В условиях экономии ее наличие позволяет избежать лишних затрат на обеспечение потребностей отдельных подразделений и повысить эффективность бизнес-процессов организации.
Поскольку при разработке стратегии крайне важно учитывать существующие тренды развития BI-систем, а также возможности актуальных и будущих версий технологических платформ, используемых при построении, создание такого документа требует достаточно большой подготовительной работы. Данной задачей, конечно, могут заниматься и собственные специалисты CDO, но, как показывает практика, большими знаниями все же обладают системные интеграторы, имеющие обширный опыт построения BI-систем и более глубокое знание современных технологий.
— Тогда получается, что для разработки стратегии обязательно требуется аудит?
— Действительно, разработку концепции развития BI правильно начинать с обязательного обследования, выяснения, какие у бизнеса уже есть системы, какие существуют внутренние заказчики различных аналитических модулей, где узкие места, где какие проблемы коммуникаций между подразделениями, и на основании этой информации формировать два вида отчетов — «As Is» и «To Be». Это очень трудоемкая задача. Зачастую справиться с ней в одиночку компаниям бывает сложно. Поэтому именно на такие работы чаще всего привлекаются внешние эксперты и консультанты.
Стоит отметить, что методов обследования текущего состояния организации достаточно много. Мы в своей практике используем методологию, предложенную TDWI, согласно которой сначала выявляется уровень зрелости BI в организации, а потом в зависимости от текущего уровня предлагается вариант стратегии развития. По нашему опыту, именно такой подход показывает в дальнейшем наилучший результат.
Получаемая в ходе исследования модель дает возможность увидеть, на каком уровне находится сейчас BI-решение, внедренное в компании, куда стоит двигаться и какими способами можно достичь лучших результатов. BI-решение эволюционирует от операционных отчетов и плоских файлов к витринам и хранилищам данных, а также к корпоративным хранилищам данных и BI-сервисам.
Например, согласно тому же исследованию TDWI, почти каждая организация застревает на так называемой стадии «Залив» (при переходе со второго на третий этап) и на стадии «Пропасть» (при переходе с четвертого на пятый этап). При этом «Залив» возникает на ранней стадии развертывания BI из-за отсутствия достаточного финансирования, управления предметной областью и качества данных, а «Пропасть» представляет проблемы, возникающие на позднем этапе развития BI при переходе от локального уровня к уровню предприятия и обусловленные присутствием противоречий и отсутствием единой терминологии у разных бизнес-направлений, неуклонной изменчивостью бизнеса, хаосом отчетов и недостаточной осведомленностью о стратегической ценности BI.
Описанных выше проблем с большой вероятностью можно избежать при наличии качественной стратегии развития BI-решения.
Реклама
Банки смогли преодолеть пик кризиса 2022 года весьма достойно, без существенных вливаний в банковскую отрасль для докапитализации. Участники рынка не раз отмечали, что меры ЦБ были своевременными и точными, но время их действия подошло к концу. На какие меры поддержки может рассчитывать финансовая отрасль в 2024 году?