Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Финансовый ликбез — назревшая задача
27.08.2013 Интервью

Финансовый ликбез — назревшая задача

Какие навыки должны получать школьники в рамках курса «Финансовая грамотность» и когда появятся учебники по этой дисциплине? Об этом «Б.О» рассказал генеральный директор компании «Городская сберегательная касса», председатель правления НП «Сообщество профессионалов финансового рынка “САПФИР”» Андрей Демченко


— С сентября 2013 года в школах пяти регионов страны начнут преподавать финансовую грамотность. Какие знания должны получить в результате обучения школьники?

— Правильнее говорить не о теоретических знаниях, а о практических навыках в сферах финансового планирования своих расходов и доходов, в том числе и грамотного инвестирования. Большинство взрослых, выросших в эпоху советской экономики, не владеют такими навыками, а значит не могут научить этому своих детей. Многочисленные исследования показывают, что большая часть населения не может уверенно судить о свойствах таких финансовых инструментов, как депозит, кредит, акции и т. п. Чаще всего все сводится к мысли о том, что государство «должно гарантировать» все финансовые инструменты и защищать все финансовые усилия граждан. Поэтому введение нового предмета в школах можно назвать даже не актуальной, а назревшей задачей.

— Сейчас в России реализуется довольно много проектов по повышению финансовой грамотности. К сожалению, среди них много таких, которые под прикрытием просвещения продвигают свои продукты и услуги. Как избежать того, чтобы в школах не началась очередная рекламная кампания?

— Для этого необходимо внедрять в школах национальные проекты, которые реализуются при поддержке крупных отечественных и международных финансовых институтов. Например, в рамках Экспертной группы по финансовому просвещению ФСФР России под эгидой Центробанка и при активной поддержке Московской биржи идет подготовка учебников по финансовой грамотности для учеников 9–11 классов, оператором этого процесса выступает НП «САПФИР». Параллельно идет такая же работа, инициированная Минфином и Всемирным банком — то есть на выходе, предположительно в 2014–2015 годах, в распоряжении учителей уже будет несколько комплектов согласованных с Министерством образования учебных пособий для старшеклассников, и школы смогут выбирать учебники по своему разумению. Вместе с тем нужно понимать, что подготовка преподавателей тоже требует большого внимания.

— Правильные учебники и опытные преподаватели — это замечательно, но те и другие появятся в школах всех регионов России не раньше, чем через два года. Можно ли начать решать задачу по повышению финансовой грамотности прямо сейчас?

— Да, более того, процесс уже пошел. Например, при поддержке «Городской сберегательной кассы» в сентябре 2013 году в очередной раз пройдет широкомасштабная акция «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях», которая охватит всю страну — от Калининграда до Владивостока, а также II Всероссийский конгресс «Финансовое просвещение граждан России: необходимое условие социально-экономического развития регионов России» (Краснодар, 11–12 октября 2013 года).
В рамках акции «Дни финансовой грамотности» финансисты приходят в учебные заведения, чтобы рассказать о своей профессии, провести лекции, игры и мастер-классы по базовым вопросам управления финансами. В 2012 году в ней приняло участие более 2500 школ, колледжей и вузов и, на мой взгляд, это хороший знак.
Важно понимать, что тема финансовой грамотности не исчерпается за 1–3 года. Эта задача будет решаться на протяжении поколений. Надеюсь, что со временем финансовая грамотность будет введена в школьную программу как обязательный предмет — так, как это сделано во многих зарубежных странах.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ