Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Автомобильную отрасль, по прогнозам аналитиков, в ближайшее время ожидает значительный спад. Однако, по мнению участников рынка, будущее автомобильных концернов во многом будет зависеть от того, в каком сегменте они работают. Своими прогнозами развития авторынка поделился с «БО» заместитель генерального директора по экономике и финансам компании «АВТОДОМ» Александр Арзямов.
— Александр, изменились ли для вашей компании условия кредитования после начала кризиса?
— Не секрет, что в сентябре прошлого года российский рынок банковских кредитов претерпел серьезные изменения. Если раньше его можно было назвать рынком заемщика в том смысле, что кредитные организации довольно лояльно относились к своим реальным и потенциальным клиентам, предлагали им благоприятные условия обслуживания, то начиная с сентября приоритеты сместились, и процедура получения кредитов существенно усложнилась.
Тем не менее и в новых условиях банкам важно предотвратить возникновение проблемных задолженностей, поэтому они готовы идти навстречу своим клиентам, чтобы избежать дефолтов. Таким образом, кредитные организации и бизнес пытаются помочь друг другу выжить во время кризиса. Например, наша компания на протяжении всего периода своего существования строго выполняла взятые на себя обязательства перед банками и осуществляла возврат полученных кредитов в установленные сроки. В то же время, осознавая, что ситуация на рынке развивается по неблагоприятному сценарию, мы заранее проинформировали банки, в которых у нас подходил срок погашения кредитов, о том, что у компании могут возникнуть проблемы со своевременным погашением задолженности, и предложили им вместе найти варианты предотвращения этой ситуации. В большинстве обслуживающих нас банков нам удалось решить эту проблему: в некоторых случаях кредиты были пролонгированы, в других — трансформированы в иные формы задолженности.
— На какие цели вы обычно берете кредиты?
— Компания «АВТОДОМ» является крупнейшим официальным дилером BMW и MINI в России и имеет годовой оборот, превышающий 330 млн евро. Учитывая масштабы своей деятельности, кредиты мы берем на различные цели — и на пополнение оборотных средств, и на реализацию тех или иных инвестиционных проектов, и на развитие бизнеса.
К примеру, в 2005 году мы получили инвестиционный кредит в Сбербанке на строительство нового дилерского центра на 51-м км МКАД, а в 2008 году — крупный кредит в другом банке на приобретение бизнеса одного из питерских дилеров BMW.
— А под какую процентную ставку вы оформляли кредиты до и после кризиса?
— Процентные ставки по кредиту до кризиса и в настоящее время — это совершенно разные величины. До кризиса средневзвешенная ставка по привлеченным нами кредитам составляла около 10%.
— А какова процентная ставка сегодня?
— На текущий момент средневзвешенная ставка по кредитам составляет у нас порядка 14% годовых. Уточню, что это средняя ставка по кредитам, привлеченным в различных валютах и на разные сроки.
— В каком количестве банков вы сегодня обслуживаетесь?
— Мы работаем одновременно с несколькими банками, диверсифицируя таким образом возможные риски. События последних месяцев, когда у ряда банков, в том числе и у крупных, были отозваны лицензии, а основная масса оставшихся приостановила выдачу новых кредитов, показали, что это правильное решение.
До кризиса мы обслуживались в пяти крупных банках и в нескольких мелких. Однако когда начались проблемы на финансовых рынках, нам пришлось завершить сотрудничество с теми из них, с которыми не удалось договориться по условиям взаимодействия в кризисный период. Как я уже говорил, в большинстве банков нам пошли навстречу, и вместе мы нашли взаимоприемлемые решения. Но в то же время у нас был и отрицательный опыт обращения в кредитные организации с предложениями о пролонгации действующих или получении новых кредитов. Некоторые из них заняли достаточно жесткую позицию по отношению к своим клиентам, когда начался кризис.
К примеру, один из крупнейших российских коммерческих банков, с которым мы сотрудничали на протяжении длительного времени, в самом начале кризиса резко увеличил процентные ставки по существующим кредитам, уменьшил кредитные лимиты, повысил требования к залогам. Банк установил такой, на наш взгляд, необоснованно высокий дисконт на залоговое имущество, что мы предпочли завершить с ним работу, погасив всю существующую задолженность. Сейчас мы переводим обороты со счетов из этого банка в другие.
От услуг еще одного из обслуживавших нас банков мы были вынуждены отказаться из-за его чрезмерной зарегламентированности. Руководство одного из московских подразделений этой кредитной организации понимало наши финансовые потребности и готово было с нами сотрудничать, но внутренние нормативы не позволяли их удовлетворить в полном объеме.
— На какой срок вы берете кредиты?
— До начала кризиса большая часть кредитов, к сожалению, была краткосрочной. Но к настоящему времени нам удалось их перевести в разряд долгосрочных, договорившись с банками о пролонгациях или реализовав схему возвратного лизинга. Мы предприняли эти меры для того, чтобы избежать ситуации, когда в разгар кризиса и отсутствия свободных средств возникает необходимость погашать задолженность.
По мере улучшения ситуации на кредитном рынке мы будем ставить перед банками вопрос о понижении процентных ставок, если они не будут нас устраивать, а в случае, если нам не удастся договориться, — о досрочном погашении. Имея долгосрочные кредиты, можно как-то планировать свои действия на ближайшую перспективу.
— Что предоставляете в качестве залогов?
— В качестве залогов мы предоставляем различные активы: объекты недвижимости, движимое имущество, товары в обороте — автомобили, запасные части и пр.
Нам пришлось завершить сотрудничество с теми банками, с которыми не удалось договориться по условиям взаимодействия в кризисный период.
Компании, конечно, удобнее оформлять в залог товары в обороте. Но банки предпочитают принимать в качестве обеспечения по кредитам объекты недвижимости. Как показывает практика, когда в качестве залога выступают объекты недвижимости, кредиты предлагаются на более льготных условиях.
— Пришлось ли внести какие-либо коррективы в стратегию развития компании?
— Да, мы приостановили реализацию крупных инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости. В разработке остались только те проекты, которые мы начали реализовывать до кризиса. Например, программа по созданию региональной сети автотехцентров в Центральной России была скорректирована: проектные работы мы продолжаем вести, а вот к строительству перейдем, когда ситуация стабилизируется.
СПРАВКА.БО
Компания «АВТОДОМ» — официальный дилер BMW, BMW Motorrad, MINI и эксклюзивный представитель в России ALPINA. Имеет четыре дилерских и один логистический центр в Москве и еще один дилерский центр в Санкт-Петербурге. На российском рынке работает с 1992 года.
— Сейчас некоторые отрасли попали в группу риска и банки практически прекратили их финансирование. Как кредитные организации оценивают перспективы развития автомобильной отрасли?
— Нам приходилось слышать разные мнения о будущем автомобильной отрасли. В некоторых банках дают крайне негативные прогнозы развития автомобильного рынка. Но моя точка зрения такова, что те, кто подгоняет весь рынок под единую оценку, позитивную или негативную, подходят к анализу слишком поверхностно.
Авторынок состоит из нескольких сегментов, и кризис по-разному на них отразился. Дело в том, что первые выводы, которые сделали банки после начала кризиса, были основаны на анализе того сегмента, который пострадал больше всего — сегмент эконом-класса. Например, одна из компаний, которая специализировалась на продаже дешевых иномарок, буквально за несколько месяцев оказалась на грани банкротства. У некогда крупного игрока на данный момент остался всего один дилерский центр в Москве из тринадцати существовавших до кризиса. Конечно, такие ситуации создают напряжение на рынке. Некоторые аналитики, составляя прогнозы, поспешили показатели сегмента эконом-класса экстраполировать на весь рынок. Это абсолютно неверный подход. Мы работаем в premium-сегменте и у нас на данный момент падения объемов выручки и продаж не зафиксировано.
Когда в качестве залога выступают объекты недвижимости, кредиты предлагаются на более льготных условиях.
Вспомним кризис 1998 года. В тот период в автомобильной отрасли складывалась похожая ситуация. Падение автомобильного рынка произошло прежде всего в результате резкого сокращения объемов продаж дешевых автомобилей. В то же время дилеры, продававшие автомобили premium-сегмента, пострадали не так существенно. Таким образом, полученный десять лет назад опыт подсказывает, что сокращение объемов продаж автомобилей premium-класса, конечно, будет, но оно будет не в таких размерах, как на рынке дешевых авто. Кроме того, те компании, которые пережили 1998 год, получили хороший опыт, как нужно действовать в кризисных условиях.
— Чем можно объяснить такое неоднозначное поведение авторынка?
— С нашей точки зрения, это связано со стремительным ростом курсов евро и доллара. Те люди, которые хранили свои сбережения в рублях и по каким-либо причинам откладывали серьезные покупки, сейчас идут к нам. То есть для того чтобы не потерять свои сбережения на отрицательной динамике валютных курсов, они вкладывают деньги в нечто материальное — например, в дорогие автомобили.
— А как вы сами оцениваете перспективы развития своей компании?
— Если рассматривать ситуацию в ретроспективе с момента начала кризиса, то мне кажется, что мы преодолели пик кризисных явлений. Практически все проблемы, которые у нас могли возникнуть в части взаимодействия с банками, мы решили.
Ситуация же на автомобильном рынке складывается для нас вполне позитивно. Например, перед новым годом мы зафиксировали рекордный спрос на свою продукцию. Январь 2009 года по сравнению с январем прошлого года также продемонстрировал рост на уровне 20–30%. В значительной степени таких результатов нам удалось добиться благодаря тем мерам, которые мы предпринимаем для стимулирования продаж.
— Но даже если на российском автомобильном рынке ситуация останется более или менее стабильной, нельзя гарантировать, что кризис не затронет концерн BMW и он не снизит объемы производства и, соответственно, поставок автомобилей в Россию?
— Мне кажется, что в системе продаж лидеров мирового автопрома в ближайшее время будет происходить переоценка значимости российского рынка. Мы уже знаем, что в концерне BMW постепенно улучшается мнение о России, потому что Россия — один из двух рынков, на котором не произошло снижение объемов продаж в 2008 году. В то время как, например, в США продажи BMW упали в два раза. Во многих странах аналогичная ситуация. Производитель видит, что влияние кризиса на российский рынок существенно меньше по сравнению с другими странами. Можно с уверенностью сказать, что такого падения объема продаж, как в Америке, у нас не будет точно, и BMW полностью удовлетворит существующий спрос.
— Сейчас правительство заявило о поддержке отечественного автопрома. Может ли это отрицательно сказаться на продаже иномарок?
— Я не думаю, что поддержка российского автопрома как-то отразится на нашем бизнесе. Автомобили отечественного производства и автомобили BMW относятся к разным сегментам и поэтому не являются конкурентами. Трудно найти хотя бы одного человека, который сначала ездил на BMW, а потом пересел бы на «Жигули» благодаря тому, что государство предоставило определенные льготы при покупке машины.
Чтобы не потерять свои сбережения на отрицательной динамике валютных курсов, люди вкладывают деньги в нечто материальное — например, в дорогие автомобили.
— Ряд банков свернул программы автокредитования или существенно повысил ставки по автокредитам. Это, наверное, может отразиться на продажах и, соответственно, на прибыли компании?
— Теоретически — да. Но в случае с продавцами автомобилей BMW ситуация несколько отличается.
Дело в том, что если до августа-сентября прошлого года — как раз в это время кризис перешел в острую фазу — мы в рамках программы продажи автомобилей в кредит взаимодействовали с несколькими банками, то затем компания BMW зарегистрировала в России свой банк — ООО «БМВ-Банк».
Большинство коммерческих банков предъявляли определенные формальные требования к своим потенциальным заемщикам. Специализированный же банк, являясь дочерней структурой концерна BMW, ориентированного на увеличение объемов продаж в России, более лояльно относится к заемщикам. Кроме того, ставка по кредиту в нем на несколько процентов ниже. На текущий момент БМВ-Банк выдает кредиты физическим лицам под 13,5% в рублях. Ни один банк сегодня не может предложить такие выгодные условия. Неудивительно, что доля этого банка в автокредитовании по нашей сети стремительно росла и сейчас она достигла 100%. С другими банками мы сегодня практически не работаем.
— Тем не менее размер процентных ставок увеличился. Как это может отразиться на объеме покупок?
— Влияние процентных ставок по кредитам на уровень продаж также зависит от того, к какому сегменту относится автомобиль. Если до кризиса доля автомобилей, продававшихся в кредит, в целом по рынку составляла 50–60%, то в premium-сегменте она всегда была существенно ниже. К примеру, в нашей компании эта доля никогда не превышала 25%. То есть 75% наших клиентов приобретали автомобили за счет собственных средств.
В этом смысле мы опять-таки находимся в более выигрышном положении, потому что сокращение объемов реализации на автомобильном рынке происходит в основном за счет сокращения объемов продаж автомобилей в кредит.
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка