Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Интерспутник: Сеть связи — непоследний приоритет
02.12.2013

Интерспутник: Сеть связи — непоследний приоритет

Спутниковая связь сейчас способна не только поддержать развитие банковских сетей и обеспечить резервирование каналов, но и повысить эффективность использования полос выделяемых частот, рассказали «Б.О» президент компании «Интерспутник Холдинг Лтд.» Владимир Глебский (слева) и коммерческий директор Международной организации космической связи «ИНТЕРСПУТНИК» Тимофей Абрамов (справа)


— Банки расширяют региональные сети, и, конечно, нуждаются в расширении сетей информационных. Насколько спутниковая связь технологически готова им в этом помочь?

Владимир Глебский: Технологически совершенно готова. Проблема в другом. Вы правы, банки сейчас активно развиваются и основное внимание уделяют привлечению и удержанию клиентов. Как следствие, они вкладывают большие инвестиции в информационные системы класса CRM и им подобные, которые помогают зарабатывать. Ведь новый клиент — это больше денег. Обеспечение работы информационной сети по большей части воспринимается, как чистые затраты, поэтому отодвигается на второй план. При этом часто забывают, что сбои в работе сети вызывают простои систем, поэтому банковский сотрудник, бывает, просто не может работать, а клиент вынужден либо ждать и терять терпение, либо идти в другой банк. То есть со временем должно прийти понимание, что телекоммуникационная сеть — далеко не последний приоритет.

— В чем преимущество спутниковой связи перед более традиционными каналами?

Тимофей Абрамов: Спутник позволяет организовать единую сеть на огромной территории, которую он «видит» с орбиты. Поэтому, если банки намерены открывать свое отделение или ставить банкоматы в отдаленных и малонаселенных районах, то при помощи спутникового терминала можно обеспечить почти любую требуемую пропускную способность. В удаленных районах, где отсутствует устойчивая мобильная связь, и тем более нет «оптики», альтернативы спутниковой связи нет. А в нашей стране есть целые области, где отсутствует высококачественная «оптика», — например, город Норильск.
Другое применение спутниковой связи — организация резервной сети, которая дает возможность в случае технических неполадок обеспечить бесперебойную работу. Поэтому использование спутниковой связи определяется не только географическими условиями, но и необходимостью повышения надежности.
Владимир Глебский: На самом деле, зачастую банки используют спутниковую связь, даже не зная об этом, — провайдер связи просто обеспечивает канал, который на каком-то участке может задействовать и спутниковую связь. К примеру, у «Ростелекома» есть договоры со спутниковыми операторами, и они активно используют эти каналы. И это касается не только отдаленных регионов. Даже в Подмосковье есть довольно большие площади, где связь можно организовать только через спутник.

— Как спутниковая связь по своим характеристикам соотносится с сотовой?

Владимир Глебский: Надо заметить, что при работе с операторами сотовой связи клиенту приходится заключать контракт на получение услуги в каждой точке присутствия. Кроме того, эти операторами сами, в свою очередь, являются нашими клиентами, используют наши каналы.
С точки зрения качества связи мобильные сети стали испытывать достаточно большие проблемы с пропускной способностью, как только в них пришел Интернет. Трафик в них стал сложнопрогнозируемым, поэтому и строить каналы связи на их основе довольно трудно.

— А что с качеством связи в спутниковых каналах? Считается, что оно сильно зависит от погодных условий.

Владимир Глебский: Обычно у наших клиентов требования к каналам — «четыре девятки». От погодных условий качество связи почти не зависит. Сеть строится таким образом, чтобы исключить возможные влияния, — станции, выходящие на спутник, территориально разносятся. Не может дождь идти одновременно на территории 200 кв. км. Есть определенные стандарты для повышения качества и устойчивости связи. Они неуклонно совершенствуются. К тому же, если наземный провод может просто оборваться, то со спутниковым сигналом такого не произойдет.

— Есть убеждение, что спутниковая связь стоит очень дорого. Действительно ли это так?

Владимир Глебский: Это представление сформировалось достаточно давно, на заре развития спутниковых технологий. Тогда и диаметры «тарелок» были огромными, и цены высокими. Сейчас идет процесс смены частот, одновременно происходит увеличение мощности, то есть связь становится все ближе к клиенту. Это заметно даже по потребительскому сегменту — если раньше спутниковые «тарелки» на домах были редкостью, то теперь здания просто «зарастают» ими. Сегодня индивидуальный спутниковый интернет уже не редкость, а «тарелки» спутникового телевидения мы видим почти повсюду.

— Насколько решения спутниковой связи сложны в развертывании для банковских сетей?

Тимофей Абрамов: Первое, что нужно сделать, — найти спутник, который покрывал бы всю требуемую территорию. Правда, если мы говорим о покрытии от Калининграда до Владивостока, — то понадобится два спутника, потому что одним все наше государство не может покрываться физически.
В целом все делается достаточно просто, мы сами все устанавливаем, либо подключаем организации на местах, если это требуется. Вот недавно мы монтировали оборудование в Магадане, и работа была выполнена в течение месяца.
Владимир Глебский: На самом деле быстрее спутниковой связи не развернуть ничего — ни сотовую связь, ни оптоволокно (если оно заранее не проложено до какого-нибудь ближайшего здания). Как только мы определились с конфигурацией, посмотрели, что и где должны подключить, просчитали сеть и собрали комплекты, вся сеть монтируется в течение нескольких суток, и в течение считанных часов производится отладка всей системы.

— Есть ли примеры развертывания спутниковых каналов для банковских сетей?

Владимир Глебский: Наши специалисты занимаются этой тематикой очень давно и одной из первых участвовали в развертывании сети Сбербанка, который с тех пор успешно ее эксплуатирует и развивает. Сейчас, если не ошибаюсь, в ней насчитывается около 300 станций. Из последних: мы недавно выполнили проект для Номос-Банка, в котором была развернута относительно небольшая сеть — на 26 станций.

— Если банк использует спутниковую связь для создания резервной сети, то эта сеть большую часть времени просто простаивает?

Владимир Глебский: Сейчас мы способны предложить новую услугу двойного использования резервной сети. У банков сейчас, как мы видим, достаточно активно идет развитие и региональное, и технологическое. Появляется много новых приложений, и растет поток информации, поскольку появляется трафик, не только связанный с прямыми банковскими операциями, но и различными второстепенными (не требующими оперативной доставки информации) задачами — рассылкой клиентам рекламных материалов, приглашений и т.п. Поэтому банк может использовать имеющуюся свою собственную резервную сеть для того, чтобы пропускать этот второстепенный трафик. Если вдруг отключился основной канал, и вся нагрузка перешла на резервную сеть, то технологически приоритеты меняются моментально — канал освобождается для банковских операций.

— Как обеспечивается техническая поддержка, насколько быстро устраняются неполадки?

Владимир Глебский: Спутниковое оборудование почти не требует обслуживания. Если нужно — то выезжает наш специалист. Надо заметить, что максимальные простои исчисляют минутами в месяц, и если они выбиваются за рамки оговоренных, то мы компенсируем это время клиенту.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ