Банковское обозрение

Финансовая сфера

30.10.2012 Мнение
JackPOS для клиента

Рынок POS-кредитования в России сформирован, поэтому выход на него госбанков приведет к перераспределению долей между игроками. Новичкам придется вступить в жесткую конкуренцию с лидерами рынка. Выиграет потребитель за счет снижения ставок и лучшего сервиса



То, что сегодня происходит на банковском рынке, можно было бы назвать массовой розничной миграцией. Многие игроки рынка, привлеченные высокой рентабельностью розничного банкинга, стремятся занять достойное место на рынке обслуживания физических лиц. И даже банки, которые ранее специализировались на корпоративном обслуживании, начали массово развивать розничное направление. Их можно понять — в связи с медленными темпами роста промышленного производства в России корпоративное кредитование не пользуется большим спросом в отличие от сегмента потребительского кредитования. В 2011 году рынок потребительского кредитования вырос на 36% против 26% в корпоративном секторе, а в этом году обещает показать еще более впечатляющий рост.

В условиях достаточно низкого уровня проникновения банковских услуг в России и столь же низкого уровня финансовой грамотности населения, преимущество получает тот банк, который предоставляет доступные услуги на понятных условиях. В словах «просто, быстро и удобно» заключается вся суть требований к банковским сервисам. POS-кредитование, с которого началась история массового розничного обслуживания клиентов, а также экспресс-кредиты наличными отвечают этим требованиям на 100%. Такие кредиты выдаются быстро — в течение 30 минут, не требуют большого количества документов, а их условия предельно просты и понятны.

Сегодня лидерами сегмента экспресс-кредитов являются банки, которые специализируются на POS-кредитовании. Тот факт, что при грамотном подходе работа в этом сегменте может обеспечить высокий уровень маржи и хорошую прибыль, не остался незамеченным крупнейшими банками, в том числе государственными.

Эффективная рисковая модель — еще не залог успеха

Условия, в которых вышли на рынок госбанки, точнее, их «дочки», различны. Розничный бизнес отличается от традиционного обслуживания физических лиц тем, что требует специального подхода и значительных ресурсов на развитие инфраструктуры, в первую очередь на создание эффективной скоринговой модели и наработанной базы клиентов, позволяющей не только быстро выдавать кредит, но и держать просрочку на приемлемом уровне. И если у Cetelem такая модель есть, то «Лето Банку» предстоит выстраивать ее с нуля.

Но даже эффективная рисковая модель — еще не залог успеха. Одним из преимуществ экспресс-кредитования является его широкая доступность и повсеместность. POS-бизнес — особый мир, в котором важно выстроить отношения с партнерами. Сотрудничество с крупными сетевыми магазинами может быть относительно простым. Но не стоит забывать о частных предпринимателях, чьи точки занимают довольно большую долю в POS-кредитовании. С каждым из них нужно заключить договор, а затем мотивировать и поощрять их продавать именно ваш продукт. Это значит, что создание широкой сети дистрибуции POS-кредитов может занять довольно много времени. Экспресс-кредиты наличными тоже требуют сети дистрибуции — точек продаж, которые были бы расположены в шаговой доступности от клиентов, а не в отделениях банков.

С выходом новых игроков на рынок можно ожидать снижения процентных ставок. В последнее время ставки на POS-рынке и без того демонстрируют тенденцию к снижению. Банки регулярно проводят специальные акции для стимулирования спроса, такие, например, как «Кредит без переплаты».

Снижение маржинальности связано также с изменениями потребительских предпочтений: 10 лет назад, когда рынок только появился, и мы начинали нашу деятельность, POS-кредиты в основном помогали удовлетворять потребности в товарах длительного использования, которые прежде доступны не были, — бытовая техника, мобильные телефоны. Сегодня рынок постепенно эволюционирует и все большая доля кредитов приходится на более дорогие товары и услуги. Например, за последние пару лет значительно выросло кредитование в сегментах верхней одежды, строительных материалов, мебели. В связи с тем, что риски по таким товарам существенно ниже, чем по мобильным телефонам и гаджетам, ниже и процентные ставки.

POS-рынок уже достаточно сформирован, и доли между игроками сейчас скорее перераспределяются, чем растут за счет увеличения объемов. Это значит, что новичкам придется вступить в жесткую конкуренцию с действующими игроками рынка, которые своей доли, я уверен, уступать не собираются. Ну а в конечном счете выиграет потребитель. Конкурируя, банки будут улучшать продукты и сервис, внедрять инновации. Возможно, это именно то, что нужно рынку.