Банковское обозрение

Финансовая сфера


  • Как облако помогает выводить продукты на рынок
28.09.2020 Best-practice
Как облако помогает выводить продукты на рынок

У группы «АльфаСтрахование» в портфеле уже более 100 цифровых продуктов для бизнеса и частных клиентов. Компания продолжает искать точки роста и регулярно запускает экспериментальные проекты — как собственные, так и совместные с партнерами


Компания исторически работала на собственном ЦОД, а это означало ограничение по мощностям и сложности с их расширением, так как введение нового оборудования в эксплуатацию обычно длится несколько месяцев. Проверка бизнес-гипотез в таких условиях невозможна, поскольку для быстрого запуска новых сервисов требуется беспрепятственное и гибкое предоставление инфраструктуры. Помимо этого сильно замедлялась работа над партнерскими проектами, потому что из соображений безопасности пускать внешних контрагентов во внутреннюю инфраструктуру проблематично.

Собственные мощности со временем были утилизированы практически на максимум, оборудование постепенно подходило к концу жизненного цикла. Компания стояла перед вопросом: инвестировать значительные средства в создание новой площадки или модернизацию существующей либо двигаться в сторону облачных решений? IТ-менеджмент «АльфаСтрахования» выбрал второе.

Выбор облачного провайдера

Так как «АльфаСтрахование» в силу специфики бизнеса имеет дело с большим количеством чувствительных данных — персональных и биометрических, информации о здоровье и т.п., важнейшим фактором при выборе облачного партнера было обеспечение информационной безопасности. 

Среди базовых требований к облачной платформе были:

  1. возможность быстрой организации защищенного канала передачи данных между локальной инфраструктурой и облаком. Облако нужно рассматривать как расширение собственной инфраструктуры, оно окажется просто бесполезным в большинстве сценариев, если не будет взаимодействовать с внутренними системами компании;
  2. обеспечение закрытого и полностью контролируемого периметра облака, чтобы исключить возможность доступа к данным извне. Дополнительно требовалась возможность создания изолированных окружений под разные команды и проекты;
  3. наличие гибких инструментов контроля и управления облачным окружением, включая механизмы ролевых доступов для пользователей, аутентификации, аудита логов и т.д., что в совокупности обеспечивает прозрачность процесса использования облачной платформы для коллег из отдела информационной безопасности.

Еще одним важным критерием для выбора облачной платформы для «АльфаСтрахования» было наличие большого количества платформенных сервисов (PaaS) — database-as-a-service, Kubernetes-as-a-service и других, использование которых позволяет отдать на сторону технологического партнера максимум рутинных операций и задач, а самим сконцентрироваться на создании ценности для бизнеса. 

Вариант переезда на зарубежное облако не подходил из-за невозможности полного соответствия российскому законодательству и рисков, связанных с доступностью сервисов на территории РФ.

В ходе изучения рынка выяснилось, что есть локальный провайдер, чей портфель платформенных сервисов сопоставим по составу и качеству с портфелями мировых лидеров отрасли, — «Яндекс.Облако». Помимо прочего сотрудничество с российским партнером позволило организовать тесное взаимодействие в рамках рабочей группы, на ходу консультироваться по возникающим вопросам и быстро получать помощь во время онбординга и первых шагов по использованию облака.

В итоге совместно с командой «Яндекс.Облака» была проработана и реализована принципиальная схема, при которой облако становится надежным и безопасным продолжением внутренней инфраструктуры, обеспечивая при этом гибкий доступ к необходимым сервисам и ресурсам.

Переезд в облако

Переезд должен быть плавным, чтобы разработчики могли спокойно изучить облачные решения и открыть для себя новые возможности. Мотивация сотрудника переехать в облако растет, если он видит в нем реальную пользу для бизнес-проектов. Если оказывать на людей давление и принуждать их к миграции, это приведет к демотивации и появлению так называемых зомби-решений, которые вроде как существуют, но не прибавляют бизнесу ценности. 

Ориентируясь на такой «мягкий» подход, компания сначала запускала в облаке небольшие новые промышленные продукты: формировала тестовую среду, вела разработку по модели «Инфраструктура как код» (когда разработчик выкладывает обновление в систему контроля версий, а уже система контроля раскатывает изменения в тестовые и промышленные среды). Команды создавали MVP, формировали в облаке промышленный контур и подсчитывали экономическую выгоду облачных решений. Разработчики оценили открывшуюся свободу для творчества: гибкий рост ресурсов и большое разнообразие платформенных сервисов позволяли быстро запускать новые продукты и экспериментировать.

Следующим логичным шагом стала миграция в облако существующих тестовых и промышленных сред. «АльфаСтрахование» уделяет большое внимание тестовым средам, так как, если промышленные среды — это текущий бизнес, то тестовые среды — это возможность создавать новое и запускать эксперименты. Существует заблуждение, что на тестовой среде можно экономить, обеспечивая ее вычислительными ресурсами по остаточному принципу. Но если у разработчиков нет ресурсов на создание и тестирование функциональности, то и релиз новых сервисов в продуктив будет происходить в несколько раз медленнее.  

 

 

Параллельно вовлекая в процесс большее количество команд, сотрудники «АльфаСтрахования» приступили к переносу существующих систем из собственного ЦОД в облако.

Сейчас, по результатам первого года технологического партнерства, облако составляет около 10% всей IТ-инфраструктуры «АльфаСтрахования».

Что принес переезд в облако

Ускорили time to market продуктов

До переезда в облако средний срок вывода продуктов на рынок составлял один год, сейчас — один–три месяца. Многие бизнес-гипотезы проверяются за несколько недель: компания разрабатывает прототип в отдельном сегменте облачной инфраструктуры и, если проект «взлетает», не тратит время и ресурсы на его интеграцию в архитектуру компании. 

За счет чего выросла скорость time to market? Во-первых, сотрудники «АльфаСтрахования» начали активно использовать платформенные сервисы — они позволяют командам сосредоточиться на разработке непосредственно продуктовых функций, не тратя время на создание и поддержку базовых компонентов архитектуры. Во-вторых, у команд больше нет необходимости ждать инфраструктуру, как это было раньше. В течение нескольких секунд можно получить доступ к такому количеству вычислительных мощностей, какое  нужно для проекта прямо сейчас. 

В несколько раз ускорилась разработка и партнерских проектов.

Раньше подрядчикам приходилось вести разработку на собственных ресурсах. Из-за этого начиналась путаница на этапе приемки, сервисы не запускались на инфраструктуре «АльфаСтрахования» и процесс был слабо контролируемым. Теперь под внешних подрядчиков выделяются отдельные изолированные с точки зрения доступов и сети сегменты облака, что позволяет сразу работать в периметре «АльфаСтрахования».

Сократили расходы на инфраструктуру

На экономию работают сразу три фактора:

  • модель Pay As You Go (PAYG). Компания платит только за те ресурсы, которые действительно использовала в проектах. Если команда понимает, что какая-то бизнес-гипотеза не подтвердилась и проект будет закрыт, то отказаться от виртуальных машин можно за несколько минут, тут же перестав за них платить;
  • не нужно поддерживать собственные мощности. Отпала необходимость в расходах, которые обычно идут на интеграцию и поддержку собственных мощностей, — закупку, доставку, введение в эксплуатацию и обслуживание серверов;
  • разнообразие платформенных сервисов. Чем больше PaaS используется под разные задачи, тем меньше времени и ресурсов уходит на разработку каждого продукта. Например, по подсчетам «АльфаСтрахования», благодаря этому на 30% сократились расходы на подготовку и поддержку инфраструктуры для голосового чат-бота.

Внутреннее хранилище развивается без дополнительных вложений

В рамках использования внутреннего корпоративного хранилища данных, которое на текущий момент не готово к переезду в облако, компания вынуждена постоянно выделять под эту задачу дополнительные ресурсы. Полезный «побочный» эффект переезда в облако — появилась возможность высвободить мощности от мигрированных сервисов и передать их под растущий Hadoop, что опять-таки позитивно сказалось на затратах. 

Расширили экспертизу сотрудников

Если вы не понимаете, как устроено облако, то, скорее всего, не используете до 80% его возможностей и преимуществ. И разработчики, и администраторы, и специалисты по безопасности «АльфаСтрахования» расширяют свою экспертизу по облачным технологиям, а значит, могут принести больше ценности бизнесу.

В частности, в компании появилась должность облачного архитектора. Он продумывает такую архитектуру, которая максимально использует возможности облака, и является, по сути, внутренним консультантом для команд, облегчая их онбординг и переезд в облако.

Планы

Полная миграция в облако произойдет  в 2021 году. Все системы, кроме наиболее чувствительных и технологически не готовых к переезду, будут переведены в облако. По предварительной оценке, это 100% тестовых сред и около трети промышленной инфраструктуры.

По мере роста трафика между локальной инфраструктурой и облаком из-за переезда ряда production-систем было принято решение перейти на более производительное и отказоустойчивое выделенное сетевое соединение.

«Облачная» экспертиза «АльфаСтрахования» растет и в части управления затратами. У провайдеров есть такой подход, как резервирование: если клиент понимает, что в каком-то проекте мощности будут использоваться 24 часа в сутки семь дней в неделю, то у него есть возможность зарезервировать эти ресурсы на длительный срок, например на год, то есть перейти от модели Pay As You Go к зарезервированным мощностям. В этом случае провайдер получает гарантию потребления и готов ощутимо дисконтировать стоимость. Таким образом, используя гибридный подход в модели потребления сервисов, «АльфаСтрахование» может дополнительно оптимизировать уже существующие затраты на облако. 






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ