Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Карты, переводы, ДБО – в лидерах комиссионки
01.02.2010

Карты, переводы, ДБО – в лидерах комиссионки

Комиссионные доходы в последнее время оказались в центре внимания банков. Самыми востребованными и доходными стали операции с пластиковыми картами и мгновенные денежные переводы. Между тем крупные игроки не спешат включаться в гонку за комиссионкой, а мелкие уходят в дешевые каналы.


Комиссионка – заработок для небольших

Во времена не столь отдаленные в нашей стране были очень распространены магазины товаров, бывших в употреблении, своего рода советский секонд-хенд. Назывались они – «комиссионки». Но с тех пор прошли годы, и такие магазины стали редкостью, а название практически стерлось из памяти. Но слово «комиссионка» обрело новую жизнь, на сей раз — в лексиконе банкиров. Сейчас оно означает «комиссионные доходы банка». И по-прежнему «комиссионка» остается уделом не богатых и влиятельных, а среднего класса.

В структуре доходов банка произошла своего рода «бархатная революция». Конечно, любимый способ заработка отечественных банкиров – валютные спекуляции – продолжает царствовать на доходном Олимпе. Но это рискованный и нерегулярный способ заработка. Доходы от кредитной деятельности сильно сдали свои позиции и позволили претендовать на второе место комиссионке – самому стабильному из всех источников денег.

Наиболее низкий уровень чистого комиссионного дохода у госбанков, наиболее высокий — у средних и малых региональных банков.

«Процент «плохих» долгов продолжает возрастать, в целом по системе, как говорят, он достиг величины 20%, что очень опасно, поэтому вместо того чтобы кредитовать, проще собирать комиссию», — говорит директор банковского института ГУ–ВШЭ Василий Солодков.

Если раньше банки относились к такого рода заработку как к побочному, то за последний год их взгляды сильно изменились. На рынке явно наблюдается усиление конкуренции. При этом интересно, что конкурируют между собой скорее частные и небольшие банки. Именно они ударились в поиски новых комиссионных продуктов, в то время как крупнейшие игроки и уж тем более банки с госучастием не так увлечены этим видом заработка, хоть и увеличили долю подобных доходов.

Как отмечает первый заместитель управляющего Московским филиалом Смоленского банка, член совета директоров банка «Аскольд» Михаил Яхонтов, удельный вес чистых комиссионных доходов различается по группам банков. Наиболее низкий уровень (чуть менее 12%) у банков, контролируемых государством, наиболее высокий (примерно 33%) — у средних и малых региональных банков.

Это вполне резонно. Крупные игроки могут себе позволить более высокие риски, особенно если в «пожарной» ситуации они могут рассчитывать на дружеское плечо государства. При этом они стараются найти интересные решения для комиссионных услуг (и главное – могут себе это позволить), подстегивая тем самым ценовую гонку. К тому же одна операция по размещению акций пусть даже и не очень большой компании на бирже может принести банку столько, что размениваться на такие мелочи, как разработка линейки комиссионных услуг, действительно не стоит.

Небольшие банки не могут похвастаться такими возможностями и не могут снижать тарифы до минимального уровня, поэтому им приходится изворачиваться в оригинальности и удобстве услуг. То, что кажется драгоценностью небольшим игрокам, оказывается для «крупняка» мелкими бриллиантами.

Таблица 1. Топ-10 комиссионных доходов банка по уровню востребованности клиентами (частоте предоставления)
Комиссионные операции Рейтинг по пяти-балльной шкале
Операции с пластиковыми картами 4,5
Ежемесячные платежи населения (коммунальные услуги, налоги, погашение кредита и пр.) 4,2
Денежные переводы («Вестерн Юнион», «Мигом» и пр.) 4,0
Моментальные платежи по различным услугам (банкоматы и терминалы оплаты) 3,9
Услуги интернет-банкинга и мобильного банкинга 3,8
Расчетно-кассовые операции 3,3
Комиссии от кредитной деятельности 3,3
Депозитарные услуги, сейфы 3,2
Разовые платежи физлиц (штрафы, оплата покупок и т.д.) 3,0
Предоставление банковских гарантий 2,4

Источник: данные «БО», полученные в ходе опроса участников рынка на конференции GlobalForum «Комиссионные доходы банка-2009», декабрь 2009

«Физики» платят

Среди тенденций последних полутора лет стоит отметить увеличение доли дохода от физлиц в структуре комиссионных доходов. Сейчас она в среднем увеличилась примерно до четверти, и продолжает расти. Причин такой перестройки несколько. Во-первых, уровень проникновения банковских услуг, несмотря ни на что, растет, охватывая все больше регионов, и не последнюю роль в этом играют зарплатные проекты, которые подталкивают клиентов к пользованию дополнительными опциями. К примеру, в Абсолют Банке по состоянию на ноябрь 2009 года количество клиентов по таким проектам выросло на 60% по сравнению с 2008 годом.

Во-вторых, развиваются новые технологии и как следствие – дистанционные каналы банковского обслуживания (ДБО), которые позволяют быстрее и дешевле донести информацию до наиболее активных клиентов. Удобство и быстрота – за это современные жители мегаполиса готовы платить. И этим пользуются банкиры.

В последние годы на рынок буквально ворвались такие новые услуги, как телебанкинг, системы «Клиент-банк», SMS-сервисы и интернет-банкинг. Сейчас они не настолько популярны, чтобы иметь значительную долю в доходах, однако динамика их развития говорит о том, что у такого рода услуг есть будущее. К ним относится также и обслуживание граждан по платежам – коммунальные услуги, налоги, штрафы, погашение кредитов, моментальные платежи за различного вида услуги и так далее, о которых буквально пару лет назад никто и не слышал. Пусть транзакции, к примеру, по оплате сотовой связи мизерные, зато их использует огромное количество людей. Пока, к сожалению, только в мегаполисах, но это дело времени. Многие эксперты говорят о том, что развитие рынка комиссионных услуг просто невозможно без совершенствования IT-технологий и уменьшения операционных издержек банка.

Процент просрочки растет, поэтому вместо того чтобы кредитовать, проще собирать комиссию.

Терминальные платежи становятся все более востребованными, и банки, которые владеют терминалами, пожинают плоды на этой ниве. Но по большей части платежные стойки (или, как их еще называют в народе, «пожиратели денег») принадлежат индивидуальным предпринимателям, которые уводят комиссионные доходы в этом виде услуг прямо из-под носа банков. При всем этом клиенту все равно, кто владеет терминалом, – главное, быстро и удобно.

По словам начальника отдела продуктов управления пассивных и комиссионных операций департамента «розничный бизнес» ВТБ24 Елены Дегтевой, в их банке структура комиссионных доходов такова: 52% доходов от услуг физлицам занимают платежи, 28% — расчетные услуги, 11% — кассовые услуги, 9% — переводы.

Что касается комиссионных услуг для юридических лиц, то этот рынок тоже развивается, и достаточно активно. Однако сейчас банкиры уделяют больше внимания именно работе с физическими лицами. Учитывая плачевное состояние малого и среднего бизнеса, сенсационного прорыва на этом фронте ждать пока не стоит. Крупные банки, работающие с системообразующими компаниями, потому и не ввязываются в комиссионную гонку – им достаточно заработка от работы с гигантами. Чего стоят одни только зарплатные проекты для какого-нибудь промышленного предприятия или экспортно-импортные операции. Однако передел рынка в сфере комиссионки для юрлиц все же вряд ли состоится.

Тарифы большие и маленькие

Разрабатывая стратегию комиссионной политики, каждый банк сталкивается с дилеммой: как не отпугнуть клиентов высокими тарифами и при этом неплохо заработать?

Скрытые комиссии как признак «тучных времен» ушли в прошлое. Сейчас доверие клиента и его лояльность важнее лишней копеечки, и потому большинство кредитных организаций начинают плотно работать с существующей базой клиентов, и волшебным словом стал термин «кросс-продажи». Некоторые банки выбирают путь высоких тарифов, при этом разрабатывают программы лояльности для «старых» клиентов. В результате клиентская база сохраняется, доходы медленно, но верно растут, а вот с привлечением новых клиентов возникают определенные затруднения.

«Тарифная политика любого банка зависит от текущей экономической ситуации. Сами тарифы бывают нескольких видов – массовые, индивидуальные и пакетные, — говорит Михаил Яхонтов (Смоленский банк). — «Массовые» — это некий стандарт, публичные цены на услуги банка, которые устанавливаются на уровне рынка и меняются в зависимости от конъюнктуры. «Индивидуальные» — тарифы, которые устанавливаются клиенту в зависимости от его «вкусности». Уровень таких тарифов меньше, чем массовых. «Пакетные» — тарифы, предоставленные клиенту в пакете нескольких услуг. Они могут быть как выше, так и ниже двух других групп тарифов. Например, банк выдает клиенту большой кредит, но ставит при этом условием выдачи то, что он пользуется услугами банка по ценам выше, чем у других клиентов».

У банка есть еще один вариант – снизить тарифы одновременно со снижением издержек. А расходы можно снизить за счет использования более дешевых каналов предоставления услуг клиенту. И вот тогда незаменимым помощником становятся дистанционные каналы, развитие которых, как уже упоминалось, невозможно без IT-инвестиций. К примеру, самые популярные услуги можно предоставлять автоматически – через Интернет или банкомат, а оповещать клиента о новых возможностях – через канал интернет-банкинга.

При этом стоит отметить, что ДБО – это не только способ увести клиента в более дешевый для банка канал (кстати, некоторые банки делали это чуть ли не принудительно, взимая, к примеру, плату за услуги в кассе и оставляя их бесплатными в Сети). Это и еще один способ получать комиссионные деньги – за пользование интернет-банкингом, SMS-банкингом с клиента тоже взимается плата.

В общем и целом ДБО для банка – способ увеличить объем операций, не увеличивая при этом расходы и тарифы. И еще один бонус: с помощью ДБО можно без лишних проблем проникнуть в города-миллионники. Впрочем, эти каналы охватывают только активную часть пользователей банковских услуг, оставляя за бортом консервативных клиентов – людей предпенсионного и пенсионного возрастов, которые чаще всего не пользуются достижениями современной технологии.

Таблица 2. Топ-10 комиссионных доходов банка по уровню доходности
Комиссионные операции Рейтинг по пяти-балльной шкале
Операции с пластиковыми картами 3,9
Комиссии от кредитной деятельности 3,5
Денежные переводы («Вестерн Юнион», «Мигом» и пр.) 3,1
Ежемесячные платежи населения (коммунальные услуги, налоги, погашение кредита и пр.) 3,0
Расчетно-кассовые операции 2,9
Моментальные платежи по различным услугам (банкоматы и терминалы оплаты) 2,9
Разовые платежи физлиц (штрафы, оплата покупок и т.д.) 2,4
Предоставление банковских гарантий 2,3
Услуги интернет-банкинга и мобильного банкинга 2,2
Депозитарные услуги, сейфы 2,1

Источник: данные «БО», полученные в ходе опроса участников рынка на конференции GlobalForum «Комиссионные доходы банка-2009», декабрь 2009

На что делать ставку?

В сфере предоставления комиссионных услуг, кажется, все понятно: банкирам следует как можно больше продуктов и услуг выводить из офисов в дистанционные каналы обслуживания.

Что касается собственно комиссионных операций, то банкиры самыми перспективными называют электронные платежи, интернет-банкинг и мгновенные переводы.

Сейчас активно развиваются комиссионные операции по «пластику». Наряду с уже упомянутыми зарплатными проектами популярными, особенно в мегаполисах, становятся и «кредитки», которые, вслед за Западом, становятся непременным атрибутом горожанина. По данным ЦБ на 1 октября 2009 года, российскими банками эмитировано 121 млн карт. Соответственно, растут и доходы банков по операциям с «пластиком» — комиссия за обслуживание, за снятие средств в кассе и иногда в банкомате, за оплату покупок, за выписки по счетам и так далее.

Пока доля комиссионных доходов в российских банках ниже, чем за рубежом, так что нам есть к чему стремиться.

Из прорывов 2009 года можно отметить операции с монетами и драгметаллами. Директор департамента сегментного маркетинга Абсолют Банка Алексей Барабанов отмечает, что за период с января по октябрь 2009 года банк продал в 2,5 раза больше монет, чем за весь 2008 год. Комиссионный доход за аналогичный период вырос почти втрое — на 280%.

«Пока доля комиссионных доходов в российских банках ниже, чем за рубежом, так что нам есть к чему стремиться. Я думаю, что банки это тоже осознают, поэтому стараются выпускать на рынок комиссионные продукты и комиссионные услуги. Но все-таки необходимо поддерживать какой-то баланс между комиссионными и процентными доходами. Ведь основной банковской деятельностью является кредитование, и за счет одной комиссионки выжить достаточно сложно», — говорит директор департамента маркетинга и планирования продуктов Москоммерцбанка Дмитрий Орлов.

Но, как это ни парадоксально, некоторые банки сейчас идут на отказ от комиссий, особенно для физических лиц. Например, этой осенью Банк 24.ру отменил комиссию за снятие наличных в кассах банка а также комиссию за внутренние и внешние платежи по интернет-банкингу. DeltaCredit отменил комиссию за выдачу кредитов, ВТБ24 — за рассмотрение заявки на получение ипотечного кредита, Ситибанк — за онлайн-переводы в рамках тарифных планов CitiOne и CitiGold, Райффайзенбанк — за досрочное погашение автокредита. Некоторые банки не отменяют, а снижают комиссии.

Дмитрий Орлов из Москоммерцбанка считает, что сейчас основным приоритетом для банков является не комиссионный доход, а привлечение пассивов. И некоторые банки могут жертвовать небольшой частью комиссионного дохода ради того, чтобы люди приносили им свои деньги.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ