Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Наиболее мощные экономики мира теряют темпы роста, а у властей и регуляторов нет понимания, как с этим бороться. Решаются сиюминутные задачи, например вопрос Греции, а не глобальные проблемы. Как чувствует себя финансовый рынок России в такой ситуации?
Никаких стратегических решений на мировом финансовом рынке не просматривается, даже у американских властей. Основные проблемы — отсутствие экономического роста, чрезмерная долговая нагрузка, которую невозможно ликвидировать в короткие сроки. Если вероятность глубокого экономического спада невелика, то длительный период чрезвычайно слабого экономического роста в мире вполне реален.
Возможны два сценария развития ситуации: классический шторм или вторая волна кризиса 2008 года; длительный период кризиса без резких спадов, но с огромными экономическими трудностями, отсутствием серьезного роста, снижением уровня доходов населения и политическими последствиями. Второй вариант наиболее вероятен. Резкий кризис происходит тогда, когда его не ждут. А когда все готовятся, наступает не резкий обвал, а изматывающий период кризиса.
Россия по параметрам суверенного долга, долга домохозяйств и корпораций выглядит гораздо лучше других развивающихся и даже развитых стран. У российской экономики с глобальной точки зрения две болевые точки: экспорт и капитал. Изменение ценовых параметров российского экспорта способно коренным образом повлиять на ситуацию с бюджетом и уровнем внутреннего спроса. Что, конечно, отразится на динамике экономического роста, снизит ее до нуля и даже переведет в отрицательную зону.
В связи с движением капитала можно сказать, что повторение 2008 года вряд ли возможно. После 2008 года экономический рост в России — это органический рост, он не основан на перегреве, скорее наоборот, сопровождается совокупным оттоком капитала. Стоимость активов и недвижимости не переоценена, поэтому в случае сильных внешних шоков, провала быть не должно. Наконец, не потребуется плавная девальвация, которая на рубеже 2008–2009 годов обескровила российскую промышленность. Чистая валютная позиция, запас ликвидных иностранных активов в российских компаниях и банках достаточный. В 2008 году ситуация была другая.
Экономические трудности несомненно будут, они проявятся в том, что динамика экономического роста в России будет весьма низкой, но по отношению к внешним шокам реакция будет более мягкой. Когда-нибудь и затянувшийся кризис закончится, а конкуренция национальных и наднациональных финансовых систем усилится. Сейчас самое подходящее время для подготовки к этой конкуренции. У российского финансового рынка есть несколько органических конкурентных позиций: наличие привлекательных эмитентов, географического положение страны и размер экономики. Вариант, когда финансовые услуги страна получает на базе аутсорсинга, — не лучший вариант. Необходимо контролировать хотя бы часть финансовых потоков национальных корпораций и финансовых институтов.
Проблемы кажутся необъятными, поэтому лучше вытащить несколько актуальных решений и пытаться их проводить. Свои активы надо продавать и обращать в собственные юрисдикции. Российские активы стратегически привлекательны для того, чтобы они продавались на российском финансовом рынке.
Регулятор должен быть признанным, правомочным и самостоятельным. Он не может играть второстепенную роль в системе органов исполнительной власти. Необходима концентрация простых и ясных полномочий регулятора финансового рынка (ФСФР). Очевидно, что нужно быстро решить проблему присоединения российского регулятора финансового рынка к меморандуму о взаимном понимании Международной ассоциации регуляторов.
Не менее важно создание мощной развитой системы коллективного инвестирования, в мире такие системы строились при активном участии государства. Идеи идут с рынка, но без государственной поддержки такие системы не создавались никогда.
Для институциональных инвесторов должны быть тепличные условия. Государственное регулирование, в том числе налоговое, должно быть настроено на развитие финансовых рынков, государство должно быть готово понести фискальные потери во имя развития рынков.
Это далеко не все проблемы, но именно в этих точках сейчас необходимо достичь прогресса. Это реально, необходимо просто проявить волю к решению данных задач.
Из выступления на XI Всероссийской конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг, 8 ноября 2011 года.
Онлайн-обучение в школе проходят студенты из Донецкого национального технического университета, Азовского государственного педагогического университета, Херсонского технического университета, а также колледжа при Луганском государственном аграрном университете им. Ворошилова