Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Консолидация на рынке микрофинансирования
12.08.2019 Аналитика
Консолидация на рынке микрофинансирования

Сокращение количества МФО и увеличение доли крупных компаний — ключевые тренды микрофинансового сектора на протяжении последних трех лет. Кто-то считает это негативной тенденцией, которая приведет к нарушению уровня здоровой конкуренции. На самом деле — это естественный процесс, который характеризует переход отрасли на новый более зрелый уровень развития


Ирина Хорошко
Генеральный директор MoneyMan

Насколько рынок концентрирован

В России работают около двух тысяч микрофинансовых компаний, в руках двадцати крупнейших сосредоточено 55% рынка, причем, как отмечает ЦБ, основные объемы приходятся на стабильные компании, которые работают уже давно. По нашим подсчетам топ-10 компаний контролируют более трети рынка. Для сравнения: в банковском секторе более половины объемов приходится на три государственных банка. Консолидация микрофинансового рынка происходит более честно, чем банковского: крупные МФО расширяют объемы благодаря совершенствованию бизнес-моделей. Это результат конкурентной борьбы, а не внешнего вмешательства.

Почему растет концентрация рынка

Консолидацию микрофинансового рынка стимулируют несколько факторов. Во-первых, регуляторное ужесточение ставит под вопрос жизнеспособность многих компаний. Так, ограничение предельной процентной ставки и максимальной суммы переплаты автоматически сделало нерентабельными бизнес-модели неэффективных компаний, которые рассчитывали на завышенные ставки и штрафы за просрочку. Спрос, который останется после ухода компаний, будет удовлетворен преимущественно крупными игроками, что приведет к усилению концентрации рынка.

Во-вторых, консолидацию микрофинансового сектора усиливает сложная ситуация с фондированием. У крупных компаний больше возможностей привлечь финансирование: получить банковский кредит или выйти на облигационный рынок. У небольших игроков доступа к фондированию почти нет.

Вырастет онлайн

В условиях усиления регуляторной нагрузки смогут не только выжить, но и стабильно работать компании, которые большое внимание уделяют технологическому развитию. Технологии делают компании гибкими — позволяют оперативно перестраивать бизнес-процессы под часто меняющиеся правила игры. Они позволяют проводить более качественную оценку платежеспособности заемщиков, эффективно привлекать новых клиентов и разрабатывать программы лояльности для существующих.

Консолидация микрофинансового рынка происходит более честно, чем банковского: крупные МФО расширяют объемы благодаря совершенствованию бизнес-моделей

В будущем окрепнут онлайн-компании. Согласно данным Банка России, за последний год доля онлайн-сегмента выросла практически на 5 п.п. до уровня 20,3%. Причем в секторе займов до зарплаты на выдачи в режиме онлайн приходится примерно 61% (+17 п.п. за 2018 год), а в секторе долгосрочных займов – около 9% (+2 п.п. за 2018 год).

Этот сегмент будет наращивать долю дальше, в том числе за счет перехода в него крупных компаний, специализирующихся на займах до зарплаты. Перевод бизнеса в онлайн позволит МФО нарастить обороты и смягчить потери, возникшие вследствие регуляторного давления.

Кто выигрывает от консолидации рынка

Уже через несколько лет топ-10 компаний будут занимать половину всего рынка. Большинство небольших компаний исчезнут. От консолидации микрофинансового рынка выиграют не только ключевые участники, но и потребитель. Во-первых, сильные МФО смогут за счет своих масштабов предлагать заемщику более выгодные условия. Во-вторых, развитие технологий сделает процесс оформления займа более быстрым, комфортным и безопасным.

Конечно, консолидация выгодна и регулятору — так как проще контролировать рынок с небольшим количеством игроков. К тому же, те стандарты, которые будут задавать лидеры рынка сделают микрофинансовый сектор более цивилизованных и клиентоориентированным.




Присоединяйся к нам в телеграмм
Сейчас на главной