Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Кризис существенно изменил инвестиционные предпочтения клиентов
30.12.2009

Кризис существенно изменил инвестиционные предпочтения клиентов

Тенденция. Называть происходящее в данном сегменте оживлением не совсем корректно, потому что, несмотря на финансовый кризис, рынок private banking в течение последнего года развивался довольно стабильно и какого-либо «увядания» не было.


Тенденция. Называть происходящее в данном сегменте оживлением не совсем корректно, потому что, несмотря на финансовый кризис, рынок private banking в течение последнего года развивался довольно стабильно и какого-либо «увядания» не было. За последний год количество VIP-клиентов в НОМОС-Банке возросло на 24%. Правда, это следствие не только роста рынка, но и активной стратегии привлечения клиентов.

Портрет клиента. Портрет клиента обусловлен критериями, которые банки выдвигают к VIP-клиентам, в первую очередь — к размеру «входного билета», суммы, которую клиент размещает на депозите. В НОМОС-Банке это 2,5 млн рублей, что открывает доступ к частному банковскому облуживанию достаточно широкому кругу потенциальных клиентов. Это могут быть как собственники бизнеса (в том числе и малого), так и наемные топ-менеджеры. Иногда мы можем снижать требования к размеру «входного билета» — когда клиент не соответствует критериям в настоящем, но имеются серьезные перспективы сотрудничества с ним в будущем.

Предпочтения в период кризиса. Совершенствование услуг и расширение продуктовой линейки для vip-клиентов у нас происходит постоянно, однако за последнее время появился ряд продуктов, учитывающих предпочтения клиентов в период кризиса. Это, например, краткосрочный депозит, позволяющий размещать средства на срок от 2 до 30 дней, доходность по которому привязана к ставкам рынка межбанковских кредитов. Ответом на повышенную волатильность на валютных рынках стал вклад «Мультивалютный», в рамках которого открываются счета в трех валютах. Но в первую очередь спросом пользуются классические банковские услуги — расчетно-кассовое обслуживание, банковские карты, инкассация, денежные переводы — и инвестиционно-банковские услуги.

Инструменты. Кризис существенно изменил инвестиционные предпочтения клиентов. Если раньше был значительный интерес к фондовому рынку, то сейчас на первом месте находятся депозиты — инструменты с довольно высокой (с учетом текущих ставок по депозитам) надежностью и с гарантией сохранности средств. На втором месте находятся инвестиции в драгметаллы — спрос на них вырос из-за резкого роста цен на золото. Наконец, отток денег с фондового рынка привел к повышению интереса к альтернативным инвестициям в предметы искусства и антиквариат.

Прогноз. Можно прогнозировать рост интереса банков к обслуживанию VIP-клиентов и, соответственно, увеличение количества игроков на этом рынке. Однако следует обратить внимание на важную деталь: сегодня так называемый классический private banking способны предлагать только крупнейшие российские банки, а также российские «дочки» иностранных банков. Соответственно, новые игроки будут в первую очередь ориентированы на наиболее востребованные и простые с технологической точки зрения продукты.

С географической точки зрения потенциал для развития private banking сосредоточен в регионах. Если в Москве и Санкт-Петербурге рынок уже поделен между основными игроками, то в других городах-миллионниках уровень конкуренции, как правило, довольно низкий. Например, НОМОС-Банк планирует к 2011 году занять до 15% рынка услуг private banking Волгограда и Волгоградской области, объем которого к тому времени составит около 7 млрд рублей.

По мере восстановления экономического роста и стабилизации на фондовом рынке можно ожидать возрождение интереса к рискованным и, соответственно, более доходным инструментам, в первую очередь акциям. Более того, мы прогнозируем, что со временем клиенты будут более активно пользоваться всем набором инструментов, предлагаемых в рамках private banking, в том числе и небанковскими продуктами.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ