Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Кухня БАНКИРУ.РУ
01.05.2006

Кухня БАНКИРУ.РУ

«Банковское обозрение» любит хвалиться и называть себя главным банковским журналом России (а так оно и есть). Но надо признать, что в интернете главным банковским ресурсом России является Банкир.ру. Это не только самый посещаемый форум и большой тематически архив, но и успешный развивающийся бизнес. Самое удивительное, что управляется этот бизнес из Краснодара, где живет и работает основатель и глава Банкира.ру Михаил Лапушинский.


– Михаил, расскажите об истории проекта Банкир.ру. Как и когда возникла идея, как все начиналось?

– Началась вся эта затея в далеком 1999 году. Банковский рынок немного оправился от кризиса: кто умирал – умер, кто был здоров – получил больше энергии и счастлив до сих пор. В это время я уже занимался одним небольшим проектом сети и пришел к выводу, что он исчерпал себя и надо создать нечто новое, более серьезное и осмысленное. Так как работал я в банковской сфере, то решил делать проект в этой же сфере.

Стал анализировать ситуацию, искать ниши, какие-то возможности на стыке повседневной банковской деятельности и интернета. Посмотрел на сеть ФИДО – там была активная эхо-конференция по проблемам банковской автоматизации. Собственно, это то, что я искал. Так как по образованию я математик, но по сути экономист, то не трудно было сделать вывод, что если упростить доступ к конференции и привлечь банковских экономистов, то будет такой же большой спрос, как среди автоматизаторов.

Остальное – дело техники. Простоту доступа и удобство в общении я видел через WWW. Именно в интернет надо было вывести эти банковские связи. Конференция – это уже форма. Причем в то время уже дико активны были конференции на auto.ru, но я сознательно не пошел на такую форму. Что просто и удобно для технарей, бухгалтеров могло бы повергнуть в ужас.

– Технически как выглядели первые форумы?

– Самый первый форум был на платформе Lotus Domino... Есть такая платформа. Суть ее в том, что данные можно импортировать и экспортировать, и я предполагал, что банки будут локально у себя писать что-то и экспортировать в веб. Кроме того, Lotus стоял у некоторых больших банков. Конференция работала на этом программном продукте около двух месяцев. В конце концов было принято решение использовать специализированные интернет-форумы. Сначала был UBB, потом и теперь VBB. Считаю, что наш форум очень удобный. Уже после Банкира.ру в интернете случилась большая популярность форумов.

– Много ли денег понадобилось для старта?

– Для старта много денег не надо. 100 долларов за регистрацию доменного имени и три месяца раздумий о том, что будет и как это делать. Но уже после трехмесячной работы проекта пришлось отдать всю свою банковскую зарплату... немалую по тому времени. Потом уже был контракт с дизайн-студией на разработку сайта – около 2 тыс. долларов, покупка первого сервера – в районе 4 тыс. долларов и т.д. То есть процесс пошел, как и затраты, порождаемые им. На обслуживание сервера нужен администратор, если он заболеет, нужен второй и т.д.

– Как вы собирали аудиторию, почему народ пошел именно на ваш форум?

– Народ пошел к нам по одной простой причине – форум реально помогал банкирам решать их производственные задачи. Хм... звучит некрасиво, но это так. Я знаком лично с рядом руководителей и владельцев банков, которые мне говорили, что, мол, если их сотрудники не на Банкире, то возникает вопрос об их профпригодности. На форуме банкиры решали множество вопросов. Не нужно писать письма в ЦБ РФ, приглашать аудиторов, спрашивать о проводке главбуха. Это в прошлом. Достаточно форума и грамотного формулирования вопроса. Уже на этой стадии решается масса вопросов. Банкир.ру иногда упрекают в том, что аудитория «плохая», не прозрачная, анонимная, клерки и так далее. Мне без разницы, что говорят о Банкире.ру. Главное – все эти посетители и участники форума самостоятельно решают те задачи, которые перед ними стоят. Если предправления с помощью форума видит, что думают его работники о состоянии в банке с точки зрения персонала и может сделать для себя нужные выводы, то это очень хорошо. И если студент 5-го курса активно штудирует форум в виду того, что скоро выпускной и ему идти устраиваться в банк, – просто супер. Люди ищут и находят на сайте то, что им нужно. Команда Банкира старается в меру сил как-то структурировать сей процесс и улучшить наше бытие-житие.

Именно поэтому Банкир.ру долго был волонтерской организацией. Много проектов мы делаем совместно, удаленно и т.д. Есть идея – обсуждаем ее, формируем команду, запускаем. Что-то получается очень классно, что-то хорошо, а что-то закрываем. Сайт большой, и сейчас много сил уходит на то, что сделали.

– Когда вы ощутили федеральный масштаб, в чем это проявлялось?

– Федеральный – это очень громко звучит. В интернете нет географического понятия, и это одна из причин, почему головная организация Банкира.ру находится в Краснодаре. География – вторична. Но спрос на банковскую конференцию, а именно с нее начинался сайт, возник 20 августа 2000 года. В этот период произошел так называемый эффект насыщения. То есть до этого времени посетители не возвращались на сайт, т.к. там ничего нового не было. Но накопленная информация позволяла привлечь новых посетителей, и ежедневно новых сообщений и тем становилось достаточно много, чтобы с конференцией работать в течение всего дня. Именно работать. Банкиры и банки работали с форумом. Многие вопросы банковского бизнеса решались путем межбанковских консультаций.

Наверное, мы отъели какую-то часть пирога у аудиторов и уж точно сняли вал запросов от коммерческих банков в структуры Банка России. До конца 2000 года был экспоненциальный рост посещаемости. В декабре 2000 года банкиры с форума впервые собрались вживую.

– Как вы позиционируете Банкир.ру – аудитория, миссия?

– С момента создания у Банкира.ру была простая миссия – решения проблем банкиров. То есть мы создавали какие-то сервисы, условия, информационные продукты для того, чтобы банкиры решали свои какие-то вопросы и проблемы. Основная нагрузка легла на форум.

Через пять лет мы изменили свою задачу. Видение задачи. Она сформулирована как «Развитие банковского бизнеса». Немного высокопарно, но суть отражает. По сути, мы, как и ассоциации, и Банк России, развиваем банковский рынок. Я считаю, что у Банка России первая задача – именно развитие банковского дела, а уже вторичная – надзор. Надзор прекрасно осуществляется через развитие. Конечно, пока мы не пишем федеральные акты и регулирующие документы – с этим прекрасно справляются специалисты ЦБ РФ. Мы не лоббируем проекты в Думе – это вотчина ассоциаций.

Сейчас мы приходим к мысли Издания. То есть Банкир.ру – это многопрофильное издание в области банковского дела. Но Издание не в понимание классического оффлайн-издания, как это можно прекрасно понимать по вашему Издательскому дому «БДЦ-пресс». Но это, если можно так сказать, внешняя оболочка.

– В принципе, уникальный случай, когда проект федерального масштаба управляется из региона. Как технологически строится управление бизнесом из Краснодара?

– Очень просто и в то же время есть свои особенности и нюансы. Например, вся технологическая поддержка находиться в головном офисе – в Краснодаре. Сервера – в дата-центре московского провайдера. Все семинары и конференции организует исключительно московский офис Банкира.ру. Главный редактор находится в Тольятти. У нас свыше 100 внештатных авторов и все они рассредоточены по странам СНГ. Модераторы форума, как и авторы – тоже по всей стране.

Региональность – не помеха. Хотя что считать регионами. Я как-то задумался, что имеет смысл переехать в Москву. Но в это время мы заключили контракт с компанией из Новосибирска и Питера, и я задал себе вопрос: а почему не в Новосибириск?.. И потом: сейчас у нас +20, а в Москве все еще -5.

Я думаю, что большинство, кто сталкивается с Банкиром.ру, и не подозревают, что мы не из Москвы. Часто это помогает. Вон и Внешторгбанк переехал в Питер.

Но удаленность таит в себе главный риск – потерю управляемости. Однако с развитием интернета и его более сильным проникновением в бизнес люди и компании более управляемы и дисциплинированны. Тут уже появляется такая вещь, как культура и т.д. и т.п. Можно долго рассуждать.

– Каковы показатели бизнеса: оборот, прибыль?

– Мы — частная компания. Поэтому оборот особо не афишируем. Скажу лишь, что у нас с самого начала была задача жить за свой счет, так как большого банка или длинных нефтяных денег у нас за спиной нет. Что заработали, то наше. На свое развитие все и потратили. Хотя наша малость – это наши потенциальные риски, и нам надо укрупняться.

Количество штатных сотрудников – 16 в Краснодаре, 4 в Москве. За штатом около 10 постоянно действующих сотрудников, работающих по проектам. Наш золотой фонд – более 50 модераторов форума. Большой поклон им, так как работа модератора – неблагодарная, тяжелая, и постоянно им достается. Без модераторов форуму было бы ой как не просто. По сути модераторы – это совет Банкир.ру.

– Какова структура контента – какие наиболее «отзывчивые», ценные, динамичные, полезные, доходные, посещаемые разделы сайта?

– Раньше люди шли исключительно на форум. И сейчас он имеет большую посещаемость. В день регистрируется до 80 новых посетителей, создается очень много сообщений и новых тем. В день форум посещают до 7 тыс. посетителей. Кстати, всего сайт в день посещают до 18 тыс. посетителей.

«Банковские новости» – очень востребованный раздел, и мы его активно стали вести последние три года. За это время в день публикуется около ста новостей. Банку достаточно прислать свою новость на наш почтовый ящик, и мы ее опубликуем. О ней узнают свыше 7 тыс. подписчиков нашей ежедневной рассылки. Новости читают до 10 тыс. человек в день.

Более года мы развиваем банковскую аналитику. Стараемся привлечь новых авторов, мониторим прессу и банковские издания. Новую статью в первый день выхода читают до 2 тыс. человек. Причем что интересно – если статья написана более простым языком, потом идет активное обсуждение, и иной раз пишут, что статья «недостойна столь уважаемого ресурса, как Банкир.ру». Если статья написана заумно и академическим языком, то обсуждений нет. Вот и балансируем между такими крайностями.

«Справочник банков» – полезная вещь. Это своего рода разводные ворота. Через него можно найти любую информацию по банку, и к каждому банку привязаны его новости, реквизиты, рейтинг, вакансии, обсуждения финансового состояния и т.д.

«Кадровая служба Банкира.ру» – тут достаточно рассказать только цифры. 13 тыс. резюме банкиров, около 1 тыс. банков России, более 4 тыс. посетителей ежедневно, до 700 актуальных банковских вакансий.

И так далее. У нас масса небольших проектов. Какие-то сделаны и не вырастут до среднего уровня, кто-то пытается развиться и стать локомотивом, как, например, проект «Мой банкир», кто-то не развивается и не находит спроса, и мы его закрываем. Словом, жизнь.

– А кто ваши конкуренты?

– Конкурентов я очень люблю и очень жду. Но их очень мало. Конкуренты должны быть – они не позволяют расслабляться. Раньше был очень хороший сайт Клерк.Ру – новостей у него очень много было. Очень. Мы стали более активно работать в этом направлении. Он сейчас самостоятельный игрок, и мы с ним никак не пересекаемся. Вместе с нами рос e-xecutive.ru. Можно сказать, конкурент в части форума, но со временем тоже разошлись по своим углам.

Хороший сайт Дмитрия Рябых – cfin.ru. Немного конкурирует в части аналитических статей – и мы стали более активно работать с авторами.

Новый наш брат по оружию – сайт banki.ru. Очень хороший дизайн, молодой сайт, агрессивный, красивый. Мне очень нравится. Жалко, что многие вещи копирует у нас, но есть оригинальный рейтинг, справочник услуг и пр. Теперь надо ждать запуска bank.ru...

На самом деле интернет очень активно развивается, и я думаю, что время для открытия сайтов, аналогичных нашим, уже заканчивается. Сеть будет укрупняться. Мы по новостям конкурируем с Яндекс.Новости. По кадровой работе – с HeadHunter.ru. По услугам банкам — с banki.ru. По каталогу ссылок, который не сделали пока, – с Рамблер Топ 100. По размещению рекламы — с РБК и так далее.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ