Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Текущий год будет богат на регулятивные нововведения, включая введение ряда нормативов Базеля III ипоявление в арсенале Банка России собственного подразделения по оценке активов
На пресс-конференции, состоявшейся по итогам очередной ежегодной встречи в «Бору» между руководством ЦБ и представителями банковского сообщества, участники рассказали, какие вопросы вызвали наибольший интерес.
Открывая встречу с журналистами, президент Ассоциации региональных банков РФ (АРБР), зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, рассказал, что никогда ранее в Подмосковье не собиралось столько участников. «Рекордное присутствие связано с тревогой банкиров, с ситуацией в стране и в системе, но атмосфера была сдержанно-уверенная», — считает глава АРБР. Все вопросы, обсуждавшиеся в Бору, касались макроэкономики и политики, которую проводит ЦБ на денежно рынке, например — ставки рефинансирования, которую ЦБ поддерживает, пояснил Анатолий Аксаков.
Банкиры нередко обвиняет руководство ЦБ в излишней жесткости политики, в том числе — в чрезмерно высокой ставке рефинансирования.
«Последовал ответ, что ставка рефинансирования — индикативный инструмент, который не отражает реальность. Была названа ставка реального финансирования — в среднем 6,5% и это соответствует тому, что осуществляют Центральные банки стран БРИКС — ЮАР, Индии, Китая», — рассказал глава АРБР.
Первый зампред Банка России Алексей Симановский отметил, что «ставка рефинансирования в качестве показателя цены средств, которые предоставляет Банк России кредитным организациям — не вполне корректна». Он подтвердил, что на самом деле она существенно ниже, «приблизительно 6,5% с изменением в десятые процента». «Сопоставляя эту ставку с текущим уровнем инфляции и прогнозами, следует говорить не о том, что процентная политика Банка России является жесткой, не о том, что средства стоят гораздо дороже, чем уровень инфляции, а о том, что реальная ставка, по которой предоставляются средства, скорее является нулевой, а может быть даже и ниже того», — резюмировал Алексей Симановский.
Не менее важной для банковского сообщества темой является введение в текущем году ряда нормативов Базеля III.«Многие банкиры говорят, что не надо устраивать гонку, а надо вначале закончить с Базелем II, учитывая, что и многие европейцы и американцы высказывают те же самые критические замечания к этим документам, — выразил мнение сообщества Анатолий Аксаков. — На это нам отвечали, что Базеля III растянут до 2019 года и ЦБ внимательно следит за ситуацией. С 1 мартавступает в действие 395 положение, посвященное оценке капитала, и оно опирается на базельские документы. При этом также надо отметить, что расчет будет вестись по двум положениям — 395 и 215, и приниматься для регулятивных мер будет расчет по 215 положению, а 395 будет для индикативных расчетов, которые позволят понять, как повлияют новые методики на показатель достаточности капитала по расчетам ЦБ. Было озвучено, что это снизит показатель достаточности примерно на 1%. И я так понял по ответам руководителей ЦБ, что они готовы посмотреть на предмет переноса сроков действия этого положения с точки зрения надзорного регулирования, если новый расчет будет отличаться от того, что прогнозирует ЦБ к 1 октября текущего года».
«Должен сказать, что я не имел в виду, что мы готовы отсрочить БазельIII», — не согласился Алексей Симановский. «Это обсуждалось в кулуарах», — парировал Анатолий Аксаков. «Мы проведем расследование», — пошутил Алексей Симановский, и пояснил, что речь об отсрочке не идет. «По срокам мы уже отстаем, и на сегодняшний день не реализовали Базель III, как это предписано Базельским комитетом — с 1 января 2013 года. Чуть более половины членов рекомендации реализовали».
По словам представителя ЦБ, сейчас мы отстаем на 9 месяцев, но с 1 октября 2013 года предполагаем перейти на рекомендации в той части, которые должны были быть запущены с 1 января, чтобы не получить критику со стороны международной общественности и имиджевый негатив для нашей банковской системы. «Пока к задержкам относятся достаточно лояльно, имея в виду, что работа большая и непростая, нужна довольно существенная переработка расчета капитала, его достаточности, а дальше будут и другие позиции, связанные с ликвидностью и прочие, — говорит Алексей Симановский. — Все, кто Базель III не реализовал, находятся на контроле комитета и высшем политическом уровне, и скорее рано, чем поздно, все страны положения реализуют, речь идет не о годах, а о месяцах».
Обсуждалась в Бору и другая актуальная тема: создание мегарегулятора. «Ответ последовал, что нам, банкирам, бояться нечего. Скорее это даже плюс для банков: исчезает арбитраж, связанный с двойным регулированием кредитных организаций, а значит и некоторые проблемы, возникавшие в этой связи», — рассказал Анатолий Аксаков.
«Законодательство и регулирование финансовых посредников, и развитие системы регулирования будут затрагиваться, и много чего предстоит по развитию рынка ценных бумаг, и это не в связи с созданием мегарегулятора, а потому, что развитие системы регулирования, в том числе — финансовых рынков, предполагает внесение существенных корректив. Это связано с прогрессом функционирования этих рынков, с прогрессом международного регулирования, и отчасти с кризисом», — прокомментировал Алексей Симановский.
Активно обсуждалась и еще одна заявленная новация в регулировании. «Подчеркивалось, что будет уделяться тщательное внимание оценке залогов, в том числе с привлечением независимых оценщиков. Будут привлекаться в штат ЦБ соответствующие специалисты в этой области, для того чтобы оценивать активы кредитных организаций, прежде всего – стоимость залогов», — рассказал Анатолий Аксаков.
«Оценщики и оценка активов: да, это все именно так. Мы исходим из того, что закон о ЦБ определяет некие задачи по оценке активов в качестве одного из важнейших элементов, потому что говорить о регулировании капитала не зная, сколько стоят активы, это значит заниматься самообманом, — согласился Алексей Симановский. — Мыи раньше уделяли внимание качеству активов, но развитие ситуации привело к мысли о том, что помимо информации от банков о том, как независимые оценщики оценивают их имущество, гораздо правильнее будет, если такого рода оценки будет делать сам Банк России. Есть ситуации, когда нам это представляется важным: например когда мы сильно сомневаемся в стоимости того или иного имущества». Права такого рода у ЦБ есть, будь то кредитные активы банка или ценные бумаги, пояснил первый зампред Банка России. «Решение мы приняли, организационные возможности для его реализации создаем», - заявил он.
По словам Анатолия Аксакова, обсуждались также другие важные для рынка проблемы. «Было много опасений по поводу предлагаемого законопроекта о противодействию незаконным финансовым операциям», заявил он. И похоже, опасения не были беспочвенными. «С одной стороны, банкам будет предоставлено право отказывать в открытии счета и проведении сомнительной операции, — пояснил Анатолий Аксаков. — Но с другой стороны, число операций, подлежащих контролю, увеличивается 27 до 50, и это вызывает вопросы. Мы всегда предлагали предоставить банкам право отказывать в открытии счета и возможность разрывать договор, а также сократить число подлежащих контролю операций, что бы снизило расходы кредитных организаций и повысило эффективность их деятельности по борьбе с сомнительными операциями». Была озвучена цифра 9 млн сообщений в год, из них используются единицы, зачем такой вал информации направлять в соответствующие службы, удивляется глава АРБР.
В Бору обсуждалась и другая интрига: расширение доступа к банковской тайне, поправки в законопроект, внесенные Анатолием Аксаковым, правительство отклонило. «По банковской тайне: по решению суда силовики будут получать информацию, которая подпадает под банковскую тайну. Очевидно, что суды будут автоматически принимать решения о доступе, и это вызывает вопросы, что не очень добросовестные структуры могут воспользоваться данными, — прокомментировал руководитель АРБР. — Мы будем предлагать свои меры, одной из них может быть принцип одного окна: например через ЦБ эти заявки на доступ к банковской тайне будут фильтроваться».
Страховой фонд АСВ на начало 2013 года составляет 215 млрд рублей, к концу года планируется расширить его до 250 млрд, сообщил на встрече глава АСВ Юрий Исаев.«Этой суммы вполне хватает и для того, чтобы увеличить сумму возмещения по вкладам до 1 млн рублей, и расширить число застрахованных клиентов, например, индивидуальных предпринимателей, — полагает Анатолий Аксаков. — Готовится также предложение о страховании пенсионных накоплений. Исаев подчеркнул, что АСВ будет делать все, чтобы повысить прозрачность реализации тех активов, которые появились в результате санационных и оздоровительных мероприятий».
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка