Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
16 апреля в Москве прошел первый день международной конференции Data Fusion 2025, организованной банком ВТБ и посвященной работе с ИИ и большими данными. Самым болезненным оказалось обсуждение законопроекта «О платформенной экономике» без возможности воздержаться
«Для развития перспективных отечественных решений нужны различные датасеты — наборы информации, являющиеся основой машинного обучения. Необходима и надежная инфраструктура доступа к ним. И правительство это учитывает», — заявил в своем видеоприветствии премьер-министр России Михаил Мишустин.
По его словам, ситуация по этому вопросу находится на этапе формирования единой платформы для обмена данными и анализа данных в формате защищенного государственного хранилища обезличенной информации.
Михаил Мишустин (Правительство РФ). Фото: Data Fusion
Конференция открылась пленарной дискуссией «Платформенная экономика: возможности и вызовы». В президиуме — вице-премьер Дмитрий Григоренко, глава ВТБ Андрей Костин, председатель Банка России Эльвира Набиуллина, глава РВБ и основательница Wildberries Татьяна Ким, президент Ростелекома Михаил Осеевский, генеральный директор VK Владимир Кириенко и председатель Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюнь.
Большинство наблюдателей отметили, что на этой сцене не оказалось представителей Сбера и «Яндекса» — лидеров многих проектов в рамках реализации федерального проекта «Искусственный интеллект». Тем не менее участникам дискуссии было что обсудить.
Эльвира Набиуллина сразу обозначила пределы, в которых Банк России готов в рамках своих полномочий поддерживать любые проекты, связанные с обменом чувствительными данными.
Она заявила: «Обладание данными позволяет персонифицировать продукты, сервисы, но возникают два “но”, которые беспокоят людей. Это возможность утечки данных при обмене и использование данных таким образом, что будут навязываться разного рода услуги. Вы позвонили, чтобы купить пылесос, а завтра вам звонят из автосалона, ремонта квартир и так далее».
Эльвира Набиуллина (Банк России). Фото: Data Fusion
При этом выяснилось, что в Ростелекоме, являющемся оператором множества государственных дата-сервисов, связанных в том числе и с хранением биометрической информации, претендуют на нечто большее, нежели статус оператора, что наверняка подтолкнуло главу Банка России к некоторым действиям на опережение.
«Мы являемся жесткими сторонниками централизации этой информации — в силу того, что много занимаемся вопросами информационной безопасности и знаем, как картина выглядит на самом деле. Количество мест, где должна храниться наша персональная информация, должно быть очень ограничено, и это должно быть доверено только крупным государственным институтам», — обозначил позицию Михаил Осеевский.
Михаил Осеевский (Ростелеком). Фото: Data Fusion
Андрей Костин, встав на защиту интересов банкиров, которые, по его мнению, умеют хранить тайны и защищать данные не хуже связистов, напомнил коллеге о провалившихся попытках сотовых операторов в свое время занять «поляну» финансистов. Очевидно, он намекал Михаилу Осеевскому, что неплохо было бы самим всерьез заняться борьбой с телефонным спамом и социальной инженерией, о чем чуть ранее говорила Эльвира Набиуллина, а потом уж претендовать на некие статусы.
Досталось в этой связи от главы ВТБ Татьяне Ким, Герману Грефу (главе Сбера), Олегу Тинькову (независимому эксперту) и всем остальным представителям электронной коммерции (e-com).
Андрей Костин (ВТБ). Фото: Data Fusion
По словам Андрея Костина, практически все маркетплейсы на сегодняшний день убыточны, и когда ситуация изменится, неизвестно. Зато, по его мнению, претензии Татьяны Ким, прозвучавшие с этой сцены чуть раньше, на то, что «маркетплейсам данных о клиентах всегда мало», выглядят немного неуместными. Очевидно, данные e-com нужны прежде всего им самим, а не для развития государственных сервисов.
Ровно та же ситуация и с банками, которые они активно скупали и интегрировали в свои платформы. «Банки им нужны, чтобы зарабатывать на финансовых сервисах, поскольку это не очень получается сделать на своем core-бизнесе», — заявил под овации зала Андрей Костин и намекнул на то, что успех e-com во многом зависит от той роли, которое занимает кэптивный банк в платформах маркетплейсов.
Татьяна Ким (Wildberries). Фото: Data Fusion
В контексте основной темы конференции эти слова можно интерпретировать как утверждение о том, что финансисты гораздо лучше умеют обрабатывать клиентские данные и не просто строить на этой основе клиентские рекомендации, но и «управлять намерениями клиентов», что является гораздо более полезным ИИ-навыком. Подробнее об этом в ходе сессии «ИИ-провокация: где грань между ошибкой и прорывом?» говорил Вадим Кулик, заместитель президента — председателя правления ВТБ.
Однако, как считает Андрей Костин, не каждый банк может вывести свой маркетплейс в рентабельную зону. В качестве примера он привел финансовые показатели «СберМегаМаркета» (ныне «Купера»), но при этом допустил, что у «Яндекса» и Банка Тинькофф в свое время могло бы получиться, если бы не человеческий фактор.
Поэтому никто не против развития платформенной экономики, не против развития технологий конфиденциального обмена данными, но при условии надлежащего регулирования как ИИ, так и сферы оборота данных.
А вот с этим тезисом у участников сессии возникли некоторые разногласия, что ярко проявилось в их финальном блиц-опросе: «Готовы ли вы лично делиться своими персональными данными?»
«Связисты», включая Владимира Кириенко из VK, считают, что, поскольку все персональные данные уже и так утекли, нужно учиться жить в новых условиях и брать пример у молодежи. Финансисты же, напротив, полагают, что личное пространство должно быть у каждого, и привели в пример поход в ЗАГС перед бракосочетанием. Это дело двух людей и никого больше. Хотя «связисты», судя по их шуткам, не против того, чтобы людей в этом процессе могло быть и больше.
Владимир Кириенко (VK). Фото: Data Fusion
По словам Андрея Костина, действительно, его личные тайны давно известны всем, но при этом бороться прежде всего нужно с фейковыми данными — теми словами и действиями, которые он не говорил и не совершал, но которые при этом известны всем и повсюду.
Чжоу Лицюнь был сдержан на слова, но одним из способов борьбы и с фейками, и с утечками персональных данных, а теперь и с последствиями торговой войны с США, по его мнению, является отключение всех тех иностранных платформ, которые не соблюдают местное законодательство, в том числе американские социальные сети, платежные системы и т.д. В этом его поддержал Владимир Кириенко, презентовав мессенджер MAX от VK, в котором ВТБ уже успел запустить свой платежный сервис.
Чжоу Лицюнь (Союз китайских предпринимателей в России). Фото: Data Fusion
Что полагают представители регуляторов? Какой позиции придерживаются? Эльвира Набиуллина заявила: «Обмен данными не очень прозрачен. Правила должны быть, они должны быть едиными, и должна быть ответственность за соблюдение этих правил, соразмерная рискам, которые возникают из-за недобросовестного или неосторожного использования больших объемов данных. Основные инструменты, которые мы для этого разрабатываем, это открытые API с понятным набором правил обмена данными и Платформа коммерческих согласий. Это единое окно, где человек сможет просматривать все согласия, которые он дал, и управлять ими, отказываться от этих согласий».
Мнение Михаила Осеевского известно, а за всю отрасль связи 17 апреля, во второй день работы конференции, высказался Максут Шадаев, глава Минцифры.
А вот заместитель председателя правительства — руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко придерживается промежуточной позиции: «Отсутствие регулирования не является синонимом свободы, а скорее, означает отсутствие понятных для всех участников процесса правил. Сегодня платформы — это важная часть нашей жизни. Но вместе с тем новый уклад обозначил и новые задачи в области защиты прав потребителя, формирования прозрачного правового поля. Мы создаем эти правила в тесном взаимодействии с бизнесом, но при этом ставим во главу угла интересы наших граждан».
Дмитрий Григоренко (Правительство РФ). Фото: Data Fusion
Геймификация сейчас — это уже не маркетинговая прихоть, а стратегический инструмент. Банки используют игровые механики для повышения вовлеченности клиентов, формирования новых финансовых привычек и роста маржинальности своих продуктов. Разбираемся, что уже работает на российском рынке и какие тренды ждут его дальше