Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Мобильный эквайринг: необходимое зло как объект для инвестиций
02.09.2015 Мнение
Мобильный эквайринг: необходимое зло как объект для инвестиций

Буквально вчера посмотрел очередной рейтинг на тему инвестиций — «топ–20 перспективных рынков для открытия бизнеса» — и в очередной раз увидел «Мобильные платежи» на первом месте. Авторы говорят, что именно эта ниша является наиболее интересной темой для инвестирования. Рассмотрим ее чуть подробнее


Общеизвестно, что продавцам необходимо средство приема платежей, а покупателям — простой способ оплаты товаров. При этом наличные не всегда под рукой, не хочется связываться с мелочью, иногда при покупке человек может, захотел купить больше чем планировал, и т.д. И, естественно, практически все платежеспособное население имеет на руках платежные карты.

Здесь на помощь могут прийти безналичные способы приема платежей. Технологий, которые может использовать продавец, много. Можно иметь с собой громоздкий аппарат для приема карт (дорого и неудобно). Можно ввести номер карты в ручную в приложение в смартфоне, можно выставить счет с помощью СМС, можно сфотографировать карту и завести ее реквизиты в специальное ПО, затем воспользовавшись классическим интернет-эквайрингом. Кроме этого есть устройства с технологией NFC, и т.д.

Но все это — либо сложно и дорого для продавца услуги, либо непривычно для покупателя. Все мы знаем, насколько трудно происходит адаптация новых технологий потребителем. Все мы пробовали NFC, iBeacon, QR, слышали про Samsung Pay и Apple Pay. Но за исключением карт с чипом, остальные эти решения пока не сильно адаптированы для масс.

 Для того, чтобы человек воспользовался услугой быстро и без лишних вопросов, необходимо чтобы у него была уже сформирована привычка.

И здесь нам на помощь приходит так называемый мобильный терминал оплаты — mpos — то есть упрощенная и очень доступная по цене полноценная замена того громоздкого и дорогого аппарата, которым мы постоянно пользуемся в точках продаж.

Обычно под mpos понимается устройство приема карты соединенное через любой интерфейс (выход для наушников, USB, Bluetooth) с мобильным устройством (смартфон или планшет, мобильный телефон и т.д.) на котором установлено программное обеспечение позволяющее провести транзакцию. Далее для простоты я буду использовать как синоним словосочетание «мобильный эквайринг».  

Выгоды его очевидны (простота, дешевизна, скорость, безопасность), и самая большая выгода для продавца — такой терминал не требует переучивать покупателя. Есть карта — заплати как в обычном терминале. Все то же самое. И в этом — ключ к успеху для данной технологии.

Сегодняшняя привычка пользоваться картой — это необходимое зло, с которым надо смириться для того чтобы войти на перспективный рынок мобильных платежей завтрашнего дня.

Таким образом, отталкиваясь от привычек покупателя, если говорить о нише мобильных платежей, я бы не задумываясь, инвестировал именно в технологию мобильного эквайринга для предложения ее таким направлениям бизнеса, которые пользуются доставкой товаров и услуг конечному покупателю (интернет–магазины с оплатой при доставке), таксисты, продавцы в киосках, и тд. все остальные кто хотел бы принять ваши безналичные деньги.

Эта технология очень удобна для независимых страховых агентов, для представителей сетевого маркетинга и прочих относительно автономных продавцов, которым не хватает очень простого и практически бесплатного средства приема электронных платежей.

Не будем гадать, каковы будут доминирующие привычки пользователя через пять лет. В любом случае, они будут связаны с дальнейшей мобилизацией населения, упрощением транзакции и удешевлением инфраструктуры. Та компания, которая подхватит этот тренд имеет значительный шанс закрепиться в этой новой для рынка области. Несмотря на то, что место для наличных всегда останется, доля безналичных платежей в любом случае будет расти. И в особенности тот сегмент, который базируется на уже готовой привычке расплачиваться картой.

Если говорить о рынке мобильных терминалов, то на эту тему достаточно исследований и проводятся целые международные конференции. Сам рынок возник в около шести лет назад. Текущие темпы роста — 32–40% в год, сейчас используется 13,3 млн терминалов, но к 2019 году количество терминалов достигнет 54,04 млн штук. 

Если говорить о самом развитом рынке — США — то на долю мобильного эквайринга приходится уже более 40% оборота по эквайрингу, и более 30% ретейлеров его уже используют. Интересно отметить, что внедряют эту технологию, как малые, так и большие предприятия. По оценкам исследователей, к 2019 году почти 80% ретейлеров будут пользоваться мобильным эквайрингом. Исследования также показывают что 87% руководителей IТ служб крупных и средних предприятий США считают важным наличие возможности приема платежа (и получения чека в реальном времени) с любого мобильного устройства.

Эксперты считают, что наиболее перспективный рост мобильного эквайринга стоит ждать в развивающихся странах с высоким проникновением платежных карт, где эта технология сможет быстро создать инфраструктуру приема электронных платежей практически без инвестиций.

Из порядка 50 поставщиков таких решений, самый крупный игрок на рынке — компания Square оцененная в 6 млрд долларов на конец прошлого года и собирающаяся на IPO к концу 2015. Она имеет около 4,3 млн активных устройств (или примерно 11 тыс. долларов выручки на активный ридер, что сопоставимо с российскими показателями).

 

28 августа, еще одна компания этого направления iZettle, лидер мобильных платежей в Европе и Литанской Америке, получила 67 млн долларов на дальнейшее развитие от группы инвесторов. 

Цифры интересные, поэтому для всех потенциальных инвесторов в IТ сектор необходимо внимательно посмотреть на возможность прибыльного участия в этом росте для обеспечения высокой доходности от инвестиций.

Cсамостоятельной разработкой продукта и выводом его на рынок в области электронных и мобильных платежей можно заниматься только в случае когда являешься экспертом. Если хотите инвестировать, то проще купить, чем тратить годы на создание конкурентного продукта. Поэтому может стоит внимательнее посмотреть на те компании которые представлены на местном рынке. Основных игроков три — Ibox/2can, Pay-Me, Life Pay.

Если взять крупнейшего из них как интересном объекте для инвестиций — ibox/2сan — это результат слияния двух крупнейших игроков мобильного эквайринга, занимающий около 50% российского рынка.

Компания планирует развиваться на Российском и азиатских рынках (Вьетнам, Таиланд, Индонезия) с общим населением более 0,5 млрд человек. В этих странах, при высоком проникновении платежных карт, лишь менее 10% точек продаж имеют возможность их принимать, и mpos сможет здесь сможет сильно помочь.

Есть внятная продуктовая линейка и опыт работы со всеми сегментами клиентов, начиная от нано– и микро бизнесов и заканчивая крупнейшими компаниями. Ежемесячные темпы роста продаж впечатляют.

У Компании есть развитая сеть банков партнеров как в России так и в Азии: ВТБ24, Банк Открытие, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк, Связь-Банк, МТС-Банк, НКО Яндекс.Деньги; во Вьетнаме — это национальная платежная система BankNet, Techcombank и Oceanbank, В Индонезии — BCA bank и MayaPada bank; в Таиланде — TMB bank. 

Среди финансовых инвесторов — Inventure Partners, Almaz Capital, группа ЕСН.

Осенью прошлого года на одной из конференций Сбербанком был представлен совместный с ibox/2сan экспериментальный сервис ФНС, «Облачная касса», который был направлен на уменьшение бумажного документооборота и себестоимости контрольно кассового оборудования — в нем передача информации о кассовых расчетах происходила в электронном виде непосредственно в налоговые органы. С моей точки зрения очень перспективный проект в среднесрочной перспективе.

Итак, резюмирую свою простую идею. Многие потенциальные инвесторы пытаются выбрать направление и объект для инвестиций. По мнению экспертов, одним из перспективных направлений являются мобильные платежи. Стоит более внимательно посмотреть на крупнейших игроков этого рынка для того, чтобы не упустить еще один интересный шанс вложений в технологии на сегодняшнем волатильном рынке. Вкладывая в технологии мобильных платежей на основе платежных карт вы при этом и не особо рискуете так как дистрибуция этих карт совместно с привычкой их использования, скорее всего, обеспечат быстрый естественный рост проникновения технологии.