Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Одна из ключевых задач в рамках национальных целей развития России к 2030 году — обеспечение роста фондового рынка, капитализацию которого планируется увеличить до 66% ВВП.
На этот счет прозвучало уже множество мнений: от весьма скептических до жизнеутверждающих. Профессиональные участники рынка приводят противоречивые аргументы и прогнозы, но сходятся в одном: без притока новых имен на IPO этот план реализовать невозможно.
Нам тоже стало интересно порассуждать на эту тему, но уже не с точки зрения профессионального участника, а скорее, с позиции собственников и директоров растущих компаний, приток которых ожидается на биржевых площадках.
Еще 8–10 лет назад фондовый рынок для большинства российских компаний был недоступен и не рассматривался как возможный источник фондирования. Нам повезло стать не просто свидетелями, но и активными участниками тех перемен, которые произошли.
Во-первых, это появление и развитие долгового рынка, в частности биржевых облигаций для компаний МСП. С 2018 года сотни компаний смогли привлечь инвестиции с помощью облигаций, многие из них — при нашем непосредственном участии.
Источник: исследование «Юнисервис Капитал»
Но этот расцвет МСП на бирже стал возможным только благодаря второму обязательному элементу: формированию новой категории частных инвесторов — розничных. Их средства потекли на фондовый рынок по мере внедрения простых программных решений от крупнейших брокеров, появления стимулирующих механизмов со стороны биржи типа ИИС или действовавшей программы частичного освобождения от НДФЛ по купонному доходу, да и в целом за счет роста финансовой грамотности граждан.
Источник: данные Московской Биржи
Вслед за расцветом долгового рынка начал формироваться рынок IPO. Еще один недоступный ранее большинству растущих компаний путь — публичное размещение акций на бирже — стал возможен для компаний относительно небольшой капитализации, которые стали активно проводить IPO.
Мы оцениваем эти пока все еще единичные истории как частные случаи и пролог к реальному буму первичных публичных размещений и бурному развитию российского финансового рынка в целом.
Отечественный бизнес все еще уступает западным компаниям по одному принципиально важному для стратегического роста параметру: доступу к длинным и недорогим инвестициям.
Пожалуй, это и есть главная причина столь пристального внимания к фондовому рынку со стороны президента и правительства: государство не может и не должно полностью забирать на себя функцию предоставления «длинных» и относительно дешевых инвестиций.
Отдельные меры, такие как программы Фонда развития промышленности (ФРП), хотя и являются безусловно важным и эффективным инструментом развития, не способны в масштабах всей экономики принципиально улучшить ситуацию для бизнеса.
Отсюда и курс на развитие фондового рынка.
Тем временем экономический ландшафт России определяется сейчас или будет определяться в дальнейшем такими факторами, как:
Взаимодействуя с компаниями из различных отраслей — тех самых, в которых работают наши клиенты, потенциальные и действующие эмитенты облигаций и акций, — мы готовим также рыночную аналитику по этим сегментам рынка. И вот к какому выводу зачастую приходят наши эксперты:
рынки кажутся значительными, но с точки зрения развития могут не иметь потенциала для инвестиций.
К такому выводу можно прийти, например, анализируя рынок неасептической упаковки: рынок сформирован, игроки на нем известны, и последующее усиление конкуренции (т.е. строительство дополнительных мощностей) не приведет к росту. Скорее, наоборот, оно снизит рентабельность и как следствие увеличит сроки окупаемости. Вот почему компании, заинтересованные в развитии, должны рассматривать новые продукты, смежные ниши. Так поступила компания «Ламбумиз», взяв за основу стратегии развития выход на смежный рынок асептической упаковки, где есть возможность конкурировать не с другими российскими производителями, а с импортом.
Пример с неасептической упаковкой — один из многих. Аналогичная ситуация, на наш взгляд, складывается на огромном рынке гофротары. Несмотря на рост e-commerce, который влечет за собой повышенную потребность в картонной упаковке, спрос ограничен, рынок разделен географически, а инвестиции в новые производственные линии связаны с длительными сроками окупаемости.
Поэтому все больше российских компаний рассматривают в рамках своей стратегии развития возможность сделок по слиянию и поглощению (M&A).
Такие сделки носят характер закрытых и не являются фактором роста капитализации фондового рынка в соответствии с поручением президента. Но они способны стать стимулом для собственников компаний выходить на фондовый рынок.
Сделки M&A могут происходить как на этапе подготовки к IPO, так и после приобретения статуса ПАО. Примеров поглощения конкурентов публичными компаниями с использованием акционерного капитала на рынке достаточно много. И важно отметить, что подобные сделки также увеличивают капитализацию рынка. Механизм достаточно понятный: один из лидеров отрасли первым в своем сегменте проводит IPO и далее может приобретать доли в компаниях-конкурентах или компаниях из смежных областей с использованием собственных акций. Собственно, в этом и состоит главная интрига: кто первый сделает IPO и получит такой мощный инструмент.
Источник: исследования AK&M
Гипотетически, существуют также другие предпосылки и тайминг для M&A: слияние двух и более участников рынка в целях создания совместного предприятия с прицелом на развитие и последующее публичное размещение. Этот сценарий выглядит логичным, но по совокупности причин вряд ли мы можем ожидать такие сделки на рынке. Все потому, что несвязанным между собой собственникам компаний, тем более привыкшим к прямой или косвенной конкуренции, трудно преодолеть свои опасения, чтобы выработать структуру сделки, учитывающую интересы обеих сторон. Отсутствуют сформированная практика корпоративного управления, понимание потенциала полученного ресурса от объединения, зато присутствуют достаточно сильные опасения основателей компании утратить контроль над своим детищем.
Если взглянуть на сделки поглощения рационально, то станет очевидно, что оно не всегда имеет негативную коннотацию для объекта покупки и не обязательно становится вариантом выхода собственника компании из бизнеса. Поглощение вполне может стать фактором развития и роста компаний, позволяющим менеджменту в рамках нового юнита реализовать масштабные идеи.
Проводя переговоры с собственниками компаний, которые обращаются к нам с планами о возможном IPO, мы всегда рекомендуем рассмотреть все варианты развития и задаем прямые вопросы. Есть ли на рынке компании-конкуренты или контрагенты, объединение с которыми могло бы дать новый импульс в развитии? Как собственник видит стратегию развития своего бизнеса в условиях стагнации рынка? Какая оценка бизнеса приемлема при его продаже сейчас и кому может быть интересна такая покупка?
На наш взгляд, рост капитализации фондового рынка связан не только с количеством новых ПАО, но и с дальнейшим ростом стоимости компаний, разместивших свои акции. А этот рост в условиях высокой конкуренции и при длинных сроках окупаемости новых проектов может быть связан именно со сделками M&A.
Свежая кровь: инвестиции на новой цифровой площадке
В новом выпуске подкаста «ПРО ЦФА» финтех-эксперт Дмитрий Аксаков поговорил с Анатолием Полтавским, управляющим партнером «Мадригал-ОИС» и Дмитрием Гребенщиковым, директором департамента ERP, «Диасофт». Эксперты обсудили, зачем на конкурентном рынке появляется новая платформа ЦФА
НОВИКОМ поддержал создание индустриальных классов в ЛНР
Банк совместно с Воронежским региональным отделением Союза машиностроителей России (ВРО СоюзМаш) и благотворительным фондом «Отечество» направил в Луганскую Народную Республику оборудование для оснащения учебных мастерских молодежных образовательных центров. Банк оказал проекту финансовую и организационную поддержку