Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Наша бизнес-модель?— экосистема
28.08.2013

Наша бизнес-модель?— экосистема

Могут ли оператор платежной системы, банки и клиенты не только мирно сосуществовать, но и получать выгоды от сотрудничества? Председатель правления Русславбанка — оператора платежной системы CONTACT Алексей Абрамейцев утвердительно ответил на этот вопрос и рассказал «Б.О», как такое возможно


— Алексей Юрьевич, как выстроена ваша бизнес-модель?

— За последний год мы, как банк, выросли в два раза. На 1 июля 2012 года активы банка были на уровне 14 млрд рублей, а на 1 июля 2013 года — 28 млрд рублей. Основная причина такого роста — развитие новых сегментов, которые связаны с платежной системой CONTACT. Мы на ее основе постепенно выстраиваем полноценный банковский бизнес, рассчитанный на тех, для кого денежные переводы и платежные сервисы являются базовыми финансовыми потребностями.
Наша бизнес-модель выстроена вокруг потребностей клиентов. Мы намерены на основе бренда CONTACT предлагать им не только традиционные услуги (денежные переводы и платежи), но и другие сервисы, которые в полной мере удовлетворили бы максимально широкий круг потребностей, которые нужны клиентам от банков. Поэтому мы развиваем три основных сегмента: различные форматы денежных переводов и платежей; кредитные и карточные продукты. Правда, все это — лишь фундамент нашего бизнеса. Его вершина — интернет-сервисы. Поэтому в июле текущего года мы запустили проект CONTACT24, предназначенный для пользователей, которые уже сегодня предпочитают совершать свои финансовые операции в режиме онлайн и независимо от времени работы того или иного банка.

— Одновременно с запуском сервиса CONTACT24 к команде топ-менеджеров присоединился Максим Попов, до недавнего времени занимавший пост управляющего директора «QIWI Кошелька». Эти два события как-то связаны между собой?

— Максим Попов, который долгое время руководил «QIWI Кошельком» на разных позициях, нашел наши идеи интересными для своего дальнейшего профессионального роста и принял решение войти в команду CONTACT. Его основная задача: развитие всего интернет-сегмента системы, работа с наиболее продвинутой аудиторией пользователей и расширение продуктового наполнения сервиса. За годы работы в QIWI он добился очень многого и вывел электронные платежные сервисы под одноименным брендом на лидирующие позиции в транзакционном сегменте.
Мы бы хотели предложить нашим клиентам несколько больше, чем классические транзакции, с учетом того, что мы — не только оператор, но и один из старейших банков России, который сейчас активно развивает розничный бизнес. Клиентам, которые давно знают и часто пользуются CONTACT, большинство сервисов будут доступны в Интернете. В частности, они смогут полноценно управлять личными финансами в режиме онлайн и где бы они ни находились. В частности, оформлять и обслуживать кредиты и вклады, совершать повседневные платежи и переводы по всему миру, получать карты и т. п. Некий виртуальный банк будущего, к которому мы идем.
Наши сервисы будут доступны не только пользователям системы — физическим лицам. Система CONTACT за долгие годы своей работы создала обширную сеть банков-корреспондентов, с которыми сложились очень хорошие и взаимовыгодные отношения. По различным направлениям с нами активно сотрудничает большое число региональных банков. Кредитные организации, которые по тем или иным причинам не имеют возможности создавать собственные каналы ДБО, могут использовать возможности CONTACT24 для предоставления своим клиентам всего спектра финансовых услуг.

— А в чем новизна и уникальность другого вашего проекта — CONTACT Банка?

— Это некий вектор развития системы CONTACT, который состоит из двух компонентов. Первый компонент — оказание розничных банковских услуг Русславбанком под брендом CONTACT Банка в отделениях филиальной сети по всей России. В течение лета мы уже открыли порядка 10 офисов. Два из них работают в Москве, остальные — в новых для банка регионах. Сейчас мы тестируем модель трансформации CONTACT в полноформатные банковские офисы нового поколения. Когда клиент узнает, что CONTACT — это не только денежные переводы и платежи, но и, например, кредитные и карточные продукты.
Второй компонент CONTACT Банка — это его взаимоотношения с банками-участниками не только как оператора платежной системы, но и в качестве стратегического партнера. Например, мы приступили к реализации программ потребительского кредитования под брендом CONTACT Банка в филиальных сетях банков-партнеров.

Мы бы хотели предложить нашим клиентам несколько больше, чем классические транзакции

— Для кредитных организаций второй компонент более интересен, чем первый. Не каждый региональный малый, да и средний, банк, если он не универсальный, может позволить себе создать собственную «кредитную фабрику».

— Наш банк запустил ее еще два года назад. И это позволяет нам выдавать кредиты клиентам банков-партнеров. При этом особо отмечу, заемщики будут получать и обслуживать кредиты не в отделениях Русславбанка, а у наших партнеров. При этом последние не несут финансовых рисков (с точки зрения кредитования) и развивают свой комиссионный бизнес. Это некий промежуточный этап к дальнейшему развитию CONTACT24 как системы ДБО для этих же банков.
Мы проводили опросы, постоянно встречаемся с нашими партнерами и видим интерес именно в этом сегменте. Создание новых каналов взаимодействия с клиентами — это, наверное, задача, которую в ближайшие годы предстоит решать любой организации, которая работает с клиентом — будь то сотовый ритейлер, банк или туристический оператор. Это только кажется, что все уже давно налажено. Хотя, как показывает практика, все довольно быстро изменяется. Точнее, сейчас развитие идет уже значительно более быстрыми темпами, чем пять или десять лет назад.

— У вас необычная бизнес-модель. Вы не только стараетесь сами заработать, но и помочь в этом вашим банкам-партнерам…

— Мы называем свою бизнес-модель экосистемой, в которой полностью сбалансированы интересы и возможности каждого участника. Это слово очень хорошо описывает идеологию CONTACT. Экосистема — это некая формация, в которой все сосуществуют мирно. Сначала это многим казалось странным и непонятным. Как это? Универсальный банк, который сам активно выдает кредиты, будет выдавать их клиентам других организаций? В конечном итоге от этого выиграют все: мы, наши партнеры и, прежде всего, конечный потребитель. Это, может быть, звучит банально, и мне кто-то может возразить, что такого не бывает, когда это выгодно всем. Смею вас уверить — бывает. Выгода может заключаться в совершенно разных вещах. У кого-то — денежная, у кого-то — какая-то другая…

— Например, приходят новые клиенты…

— Да, к кому-то приходят новые клиенты. А у кого-то клиент, который пользовался только услугой платежа за квартиру, получает возможность оформить кредит там же, где привык оплачивать услуги ЖКХ. В результате выгоду получают все участники.
Вот это наш основной постулат о создании некоего сообщества и экосистемы, в которой всем комфортно работать. Выгода необязательно является финансовой напрямую, она может нести некоторые другие посылы, имиджевые в том числе, но, в конце концов, с точки зрения бизнес-интересов выигрывают тоже все.

— Такое внимание к интересам своих партнеров, наверное, и делает CONTACT привлекательной для сотрудничества?

— Безусловно. Именно такие отношения, независимо от форматов сотрудничества, будь то денежные переводы, розничное кредитование, технологические проекты и прочее мы развиваем с партнерами на протяжении уже почти пятнадцати лет. Их количество по всему миру — свыше 900 — яркое тому подтверждение.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ