Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Последним, наиболее существенным, изменением в сфере налогового регулирования кредитных организаций мы обязаны Закону 97-ФЗ от 29.06.2012
Положения закона касаются расширения электронного документооборота между банками и налоговыми органами и укладываются в общий вектор налоговой политики государства в этом вопросе. Учитывая особый статус кредитных организаций, их значимость в качестве субъектов налоговых правоотношений определяется не только термином «налогоплательщик», а, прежде всего, их функцией по обслуживанию денежных потоков. Производной от этой функции, естественно, является дополнительная нагрузка на банки, выражающаяся в особом информационном взаимодействии с налоговыми органами. К нему относится информирование о счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об остатках и о движении денежных средств на счетах. Кроме того, отдельный информационный поток формируется в рамках деятельности по обеспечению исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов.
В совокупности реализация таких специфических обязанностей приводит к серьезной дополнительной административной нагрузке на банки, не свойственной иным организациям. Нивелирование различного рода затрат в этой сфере деятельности достижимо путем установления стандартов электронного взаимодействия банков и налоговых органов. Именно на это и направлены положения данного закона. Вторым значимым нововведением закона можно назвать снятие банковской тайны с информации об операциях на счетах физических лиц. Начиная со следующего года, банки будут обязаны представлять в налоговые органы России такую информацию, но только при условии, что ее запросили налоговые органы иностранных государств в рамках соответствующих международных договоров. Эта мера является очередным шагом к обеспечению соответствия международным стандартам транспарентности.
Банки должны знать: методы выявления схем по уходу от уплаты налогов постоянно совершенствуются
И последней, но не по значимости, можно назвать новацию, отменяющую обязанность налоговых агентов по удержанию налога на доходы с выплат по структурированным операциям по выпуску еврооблигаций. Стоит отметить, что законодатель предусмотрел, чтобы такое освобождение распространялось на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года, и действовали на выпуски еврооблигаций, осуществленные до 1 января 2014 года.
На что еще банкам, на мой взгляд, следовало бы обратить пристальное внимание? На стратегические риски. Именно в этой области кредитные организации делают наибольшее количество ошибок. Что я имею в виду? Прежде всего, агрессивные подходы к оптимизации налоговых обязательств. Ярким примером является дело КБ «Холдинг-кредит», приведшее в итоге к его банкротству. При структурировании тех или иных операций менеджмент банка должен отдавать себе отчет, что инструментарий по выявлению схем по уходу от уплаты налогов постоянно расширяется и совершенствуется, и то, что проблематично выявить сегодня, завтра будет легко доказуемо. Поэтому повторю не новую, но очень важную истину: соблюдение налогового законодательства в своей части является залогом стабильной работы кредитной организации.
Банки смогли преодолеть пик кризиса 2022 года весьма достойно, без существенных вливаний в банковскую отрасль для докапитализации. Участники рынка не раз отмечали, что меры ЦБ были своевременными и точными, но время их действия подошло к концу. На какие меры поддержки может рассчитывать финансовая отрасль в 2024 году?