Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Новая лояльность: что ценят клиенты в карточных продуктах банков
09.07.2021 FinRetailАналитика
Новая лояльность: что ценят клиенты в карточных продуктах банков

Конкуренция на рынке карточных продуктов заставляет банки снижать ставки по ним. Однако потенциал снижения практически исчерпан, и на первый план в конкурентной борьбе выходят неценовые условия карточных продуктов


Пользоваться «кредитками» становится дешевле: полная стоимость кредита в этом сегменте устойчиво снижается с начала года. Так, по данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), по итогам мая она опустилась до 24,5%. По сравнению с апрелем снижение составило 0,1 п.п., а с начала года полная стоимость кредита (ПСК) сократилась на 0,6 п.п.

С одной стороны, падение стоимости карточных кредитов кажется незначительным, однако стоит учесть, что в других кредитных сегментах в этом же периоде наблюдался устойчивый рост. Например, с начала года ПСК для ипотечных кредитов подорожала с 8,6 до 8,8%, а в автокредитах повышение составило 0,5 п.п. — до 14,5%. Кроме того, с начала этого года Банк России трижды повышал ключевую ставку, выросшую с 4,25 до 5,5%, причем предыдущие два повышения произошли в марте и апреле, что и повлияло на упомянутый рост ПСК в некоторых сегментах, но не в «кредитках».

Произошло это из-за восстановления рынка карточных продуктов после окончания «горячей» фазы пандемийного кризиса и усилившейся конкуренции на рынке. В мае банки выдали почти миллион новых кредитных карт (включая карты рассрочки и карты с овердрафтом) — на 14,5% больше, чем в январе этого года и почти в два раза больше чем в мае прошлого года. На начало июня, по оценкам ОКБ, кредитный портфель банков в этом сегменте составил 1,79 трлн рублей.

В свою очередь, по данным НБКИ, средний карточный лимит в апреле приблизился к 73 тыс. рублей, что на 5,2% выше показателей марта. А уровень одобрения в карточном сегменте 35,5%, превысив докризисные показатели.

Отметим, что на этом рынке все более заметную роль играют частные банки. По данным исследования Тинькофф-Банка, в первом квартале этого года доля рынка крупнейшего игрока — Сбербанка — сократилась с 43,4 до 42,4%, когда доля почти всех частных банков выросла. При этом частные банки, которым сложнее конкурировать с госбанками «по цене», делают упор на другие составляющие карточных продуктов. Учитывая несколько последних повышений ключевой ставки потенциал ценовой конкуренции на рынке практически исчерпан. Рост стоимости карточных продуктов неизбежен и на первый план будут выходить неценовые факторы конкуренции.

Согласно свежему исследованию НАФИ, клиенты, которые уже пользуются карточными продуктами, примерно в равной степени оценивают стоимость пользования картой (выгодные условия по ней отметили 18% опрошенных) и удобство ее использования (так ответили 17% респондентов). Еще 13% упомянули в качестве главного фактора наличие большого льготного/беспроцентного периода. Т.к. пользователей кредитных карт становится больше, удовлетворенность карточным продуктом становится залогом повышения лояльности к «своему» банку. По этому показателю в рэнкинге НАФИ лидируют Совкомбанк, Райффайзенбанк, Альфа-Банк, ВТБ и Тинькофф Банк. Результаты этого опроса опять же свидетельствуют в пользу предпочтения клиентами карт именно частных банков.

В целом клиенты банков довольны условиями, предлагаемыми сегодня по карточным продуктам: в ближайший год 67% опрошенных клиентов банков, планируют продолжать пользоваться своими кредитными картами, а каждый второй клиент готов порекомендовать своим знакомым карту, которой пользуется сам.

Такие показатели «сарафанного радио» позволяют говорить о высоком уровне лояльности пользователей кредитных карт своим банкам, которая «переносится» ими с карточных продуктов на выдавшие их банки. Уровень индекса потребительской лояльности, по оценкам НАФИ, оказался выше для самих банков, чем для конкретных их карточных продуктов.

 

 

Если подробнее остановиться на неценовых условиях карт, то здесь клиентов привлекают такие возможности, как большое количество торговых точек-партнеров банка, крупные покупки по «кредиткам» без первоначального взноса, начисление процентов на остаток клиентских средств на карте и ее использование кредитки в качестве дебетовой карты, программы лояльности (кэшбэк и бонусы) и т.д. 

Значение этих критериев для пользователей будет только возрастать, особенно с учетом неизбежного роста стоимости ПСК по «кредиткам». Клиентский «вес» дополнительных опций и сервисов, качественных параметров продукта, доступных владельцам карт, усилится. Можно предположить, что при таком сценарии доля рынка «голых» кредитных карт — просто заемных денег — будет сокращаться. Обращу внимание, что создание дополнительной клиентской ценности продукта — это основная тенденция последнего времени на любых финансовых рынках, и карточный рынок тут не исключение. Т.е. стагнация в сегменте «просто карт» неизбежна, в то время как повышенным спросом будут пользоваться карты с широким набором сопутствующих опций (далеко не только финансовых) и карты рассрочки. Именно в этих сегментах лояльность продуктам продолжит расти опережающими темпами, как и их доля рынка. 






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ