Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Сложилось так, что в свете закона «О национальной платежной системе» Банк России совмещает функции оператора платежной системы, оператора услуг платежной инфраструктуры и оператора по переводу денежных средств
Задачи, которые стоят перед ЦБ по развитию своей собственной платежной системы (ПС) во многом схожи с теми, которые возложены на операторов соответствующих услуг или иных участников ПС. ЦБ выполняет все функции, за исключением агентов и субагентов.
Как оператор ПС ЦБ организует управление рисками, определяет правила оказания услуг платежной инфраструктуры и обеспечивает соответствующий контроль. Эта функция, на наш взгляд, представляется наиболее сложной для операторов рыночных структур, частных ПС, в то время как в ЦБ изначально была создана и реализована система контроля, ядром которой является информационно-аналитическая система (ИАС). В настоящее время идет создание единой ИАС на базе корпоративного хранилища данных. Этому предшествовала, помимо немалого опыта ЦБ, исследовательская работа совместно с международными экспертами. Функциональные требования в основном подготовлены и находятся на согласовании в заинтересованных структурных подразделениях. Поскольку часть услуг ИАС будут доступны участникам ПС ЦБ, отдельные разделы этого документа будут обсуждены с банками и Федеральным казначейством.
Мы сократили число участников ПС, прежде всего, за счет перехода на обслуживание Федерального казначейства клиентов, которые в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством должны обслуживаться именно там. Уменьшилось количество корреспондентских счетов и субсчетов. До 2015 года появится возможность полностью перейти на осуществление расчетов в ПС ЦБ с единого счета.
Теперь - о планах мероприятий ЦБ. Первое: разработка нормативного акта о правилах осуществления расчетов в РС. Речь идет о проекте Положения ЦБ «О правилах осуществления перевода денежных средств», а также об отмене положений Банка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в РФ» (общие части) и от 01.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физлицами в РФ».
Второе: разработка нормативного акта о ПС ЦБ. Здесь речь идет о проекте Положения Банка России «О платежной системе Банка России»; отмене II части Положения Банка России № 2-П; о последовательной отмене нормативов регулирующих порядок обмена информацией при осуществлении расчетов в платежной системе Банка России (2550-У, 2467-У). В 2012 году должна быть сформирована федеральная компонента, которая заменит собой системы внутрирегиональных и межрегиональных электронных расчетов. Все счета клиентов ЦБ будут вестись в единой централизованной ПС. Естественно, мы постараемся сделать так, чтобы такой переход был максимально необременителен для участников ПС с точки зрения издержек и, в конечном итоге, привел бы к сокращению банковских издержек.
В настоящее время разработаны новые «Принципы для инфраструктур финансового рынка», которые заменят существующие стандарты для системно значимых ПС, центральных депозитариев ценных бумаг, систем расчётов по ценным бумагам, центральных контрагентов и торговых репозиториев, обозначаемых вместе как «инфраструктуры финансовых рынков».
В прошлом году в ПС ЦБ было проведено 1187,6 млн платежей на сумму 916,2 трлн рублей. Прирост проведенных через ПС ЦБ платежей в 2011 году по сравнению с 2010 годом достиг 40,2% по объему и 12,1% по количеству.
По итогам XIV Всероссийской банковской конференции, состоявшейся 21 марта 2012 года в Москве
Банки смогли преодолеть пик кризиса 2022 года весьма достойно, без существенных вливаний в банковскую отрасль для докапитализации. Участники рынка не раз отмечали, что меры ЦБ были своевременными и точными, но время их действия подошло к концу. На какие меры поддержки может рассчитывать финансовая отрасль в 2024 году?