Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Рассказывая о банковских картах, о крепких и взаимовыгодных отношениях банков с клиентами, в головах наших журналистов часто возникают ассоциации с рабовладельческим строем. Почему?
Отношения-то с клиентами крепкие, нерушимые! Вспомним недавний слоган «долой зарплатное рабство!» — это когда обсуждали запреты на навязывание карточных проектов. Сегодня с зарплатным рабством покончено, закон принят и карты никому не навязывают. Но это как правило.
Навязывать карты теперь действительно нельзя, но, оказывается, иногда можно — маятник качнулся в обратную сторону. «Даешь бюджетника, намертво прикованного как раб к зарплатной карте ʺМИРʺ!». Заголовков таких еще нет, но ожидать их приходится. Как предлагает уважаемый регулятор, всем бюджетным организациям с января 2018 года следует запретить использовать в зарплатных проектах карточные продукты, отличные от карт «МИР».
Логика понятна — хочется побыстрее охватить широкие массы граждан новой картой. А бюджетники у нас самые управляемые. Конечно, продвинутый сотрудник даже в бюджетной организации разберется, как использовать дополнительные карты для доступа к своим счетам. Чтобы и этого не случилось, в дискуссиях по этому поводу уже прозвучали предложения: бюджетникам запретить вообще использовать иные карты, кроме как «МИР».
Если идти этой логикой дальше, то можно предсказать появление другой кардинальной идеи: запретить бюджетникам пользоваться и банкоматами. Почему? В день получки две трети клиентов любого карточного проекта немедленно снимают все деньги со счета. И без того мизерные обороты по карте «МИР» в торгово-сервисных предприятиях (ТСП) упадут, сама карта в рознице практически исчезнет.
А вот если банкоматы для клиентов карты «МИР» не предусмотрены, то хочешь, не хочешь, но все средства придется тратить в ТСП. Конечно, там, где карты не принимают, бюджетникам придется каким-то образом превращать безналичные рубли в наличные. Ситуация напомнит ту, которая сложилась во времена бывшего СССР. Банкоматов тогда не было, а в стране твердо ощущалось наличие как бы двух валют — настоящего (бумажного) рубля СССР и рубля безналичного. Последний ценился значительно дешевле.
Конечно, мои прогнозы по поводу банкоматов шуточные, но твердая цель — приковать огромную армию врачей, учителей и чиновников к карте «МИР» в планах ЦБ имеется. Ясно, что все делается в интересах всех нас, исключительно для того, чтобы резко увеличить объем клиентской базы, и что еще важнее — для того, чтобы сломать пропорции сложившегося рынка безналичной розницы, на котором царствуют две международные платежные системы (МПС) — Visa и MasterCard.
Слом засилья МПС — событие политическое, экономическое, но главное его значение — это обеспечение интересов национальной безопасности страны. С картами «МИР» россияне будут надежно защищены, никто больше платежи не выключит, по крайней мере, на территории РФ. Такова декларируемая цель национального проекта. Во всем же остальном карты МПС нас и раньше вполне устраивали, и вытеснять их никто не собирался — и многофункциональные они, и сеть приема широкая, и в дальних поездках пользоваться ими можно и без проблем. С картой «МИР» пока этого нет, гражданам придется потерпеть, но ведь цель благая — обеспечение безопасности страны и ее граждан.
Но вот что настораживает — как раз в отношении безопасности и защищенности проекта «МИР»/НСПК у многих экспертов имеются сомнения.
Сама карта «МИР» сильно напоминает карту МПС — инфраструктура приема платежей в РФ создана под карты МПС, и потому «МИР» и не может существенно отличаться от них. Самое главное приложение карты написано нашими российскими программистами. Это очевидный успех, и это приятно. Но больше в этот ряд поставить нечего — что-то отечественное найти на карте «МИР» трудно. Микрокомпьютер карты — чип с его операционной системой (ОС) — импортный, что там у этого чипа внутри — мы, конечно, догадываемся, но наверняка не знаем.
Система криптографии карты, да и всего проекта НСПК тоже импортная, в точности такая же, как в МПС. Система обеспечения безопасности карточных транзакций в Интернет — международный продукт 3D Secure, разработанный по заданию Visa, язык программирования карты Java — американский, права на него принадлежат Oracle и т.д.
Поэтому пока с точки зрения безопасности и приоритета российских технологий над картой «МИР» еще работать и работать. Да и сама карта «МИР», как банковский продукт еще достаточно аскетична, ее функциональность не столь широка, как у МПС. Приходится признать — навязываем мы бюджетникам далеко не самый лучший платежный инструмент. По крайней мере, сегодня.
Бюджетникам, конечно, все равно — за обслуживание карты будет платить организация. А недовольные бюджетники появятся, если они только не смогут пользоваться картой «МИР» и снять с нее деньги. Но такая возможность, по мнению экспертов, не исключается.
Дело в том, что если программный продукт западный и лицензируемый, а, особенно, продукт двойного назначения (к примеру, это криптография), то этот продукт подпадает под различные санкции и иные неприятные ограничения. Официально пользоваться им становится невозможно. Многие из подобных продуктов имеют, так называемые, встроенные модули безопасности, препятствующие их несанкционированному использованию.
Сторонники карты «МИР» парируют это примерно так — ничего тут страшного, будем пользоваться пиратскими копиями ПО, если и будут какие-то санкции. Посмотрите-ка на всю нашу страну, говорят они, граждане пользуются ворованными ОС Windows, а компьютеры у них исправно работают.
Спорить с этим трудно, но вот карта «МИР» — банковский платежный инструмент, и многие банки откажутся с ней работать, если появятся риски попасть под иски правообладателей. Сама карта возможно и сможет работать без лицензии на ПО, но те, кто обслуживает транзакции, могут быть наказаны. А финансисты в этом отношении очень осторожны. Много ли государственных и крупных коммерческих банков РФ работают на территории Крыма? Ни одного. Хотя территория российская, однако риски — международные!
Эксперты напоминают и о другом варианте — остановить процессы можно, если сработают «модули безопасности», проще говоря, возможные закладки. Сертификатов ФСТЭК на отсутствие «недекларируемых возможностей» (НДВ) у карты и коммутационного оборудования НСПК не имеется. А раз так, то и эта ситуация реальна. После любого останова с картой «МИР» могут возникнуть уже совсем неприятные ситуации, когда, скажем, сотрудники «Уралвагонзавода» или другой уважаемой многотысячной организации не смогут получить зарплату.
В заключение еще одна идея. В трудные времена смелый командир сам подавал пример и шел в атаку. Это я уже про ЦБ. Почему бы ЦБ не приравнять сотрудников главного банка страны по статусу к бюджетным организациям и активно начать использовать карту, в том числе, и для своих зарплатных проектов? И опыт, и знания уязвимых мест появятся — это же хорошо. ЦБ, напомним, главный и пока единственный акционер НСПК и все, что связано с продвижением карт «МИР» для него крайне важно. И время для принятия такого решения еще есть. Этим и пример достойный покажем: плохого ЦБ своим сотрудникам не предложит.
Почему развитие онлайн-банкинга для крупных корпораций отстает от ДБО для физлиц и МСБ и как Альфа-Банк намерен исправить это положение, в интервью «Б.О» рассказал Сергей Паршиков, руководитель департамента цифровых каналов юридических лиц Альфа-Банка