Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Облачные технологии: польза или белогривые лошадки
04.12.2015 НАФИИсследования

Облачные технологии: польза или белогривые лошадки

Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) представило результаты исследования облачных технологий в банковском секторе


Исследование НАФИ направлено на выявление отношения банков, работающих на российском рынке к использованию облачных сервисов для поддержки бизнес-процессов (управление персоналом, закупками, безопасностью, финансами, IТ и пр.).

Методы сбора данных:

• Экспертный опрос представителей банков (высший менеджмент), работающих на российском рынке – 30 интервью. Опрашиваются сотрудники, ответственные или принимающие участие в процессе выбора программных продуктов для организации работы компании.

• Количественный онлайн опрос представителей финансовых организаций – 250 респондентов (средний и высший менеджмент).

Отношение к облачным сервисам

Основным трендом в банковской отрасли в целом является сокращение расходов. От IT-направления ожидается поиск способов экономии, позволяющих, с одной стороны, снизить затраты, а с другой – создать дополнительное преимущество для клиентов банка. Эксперты оценивают сложившуюся ситуацию как катализатор смены модели развития — сдвиг от in-house-решений к облачным сервисам по все большему числу направлений.

Спектр IT-задач в банке расширяется за счет роста востребованности дистанционных каналов взаимодействия, активно развивается Интернет-банкинг на основе облачных решений, омниканальность.

Вопросы безопасности и требования регулятора на данный момент являются ключевым ограничением перевода в облако, позволяющими использовать облачные технологии преимущественно для вспомогательных, не критических для работы банка сервисах, которые не содержат персональных данных.

Почти две трети банков (61%) оценивают свое текущее финансовое положение выше среднего (25% ставят максимальный балл). Примерно треть опрошенных (36%) указали, что состояние их банка за год ухудшилось (20% отметили позитивную динамику), в качестве причины чаще всего называли состояние экономики, кризис. Более половины респондентов (56%) ожидают улучшения финансового состояния своего банка через три года (пессимистов только 5%). Размер банка является ключевым фактором — граница оптимизма проходит примерно на уровне ТОП-100, первая сотня чаще уверена в своем текущем и будущем благосостоянии.

Чуть более половины опрошенных (55%) считают себя хорошо информированными относительно облачных сервисов (в группе ТОП-10 — 74%), еще 37% выбрали ответ «что-то слышал». Осведомленность об отдельных уровнях облачных сервисов чуть ниже — хорошо информированными о SaaS себя считают 43%, PaaS – 34%, IaaS – 30%. Только 28% опрошенных указали, что хорошо знают все три модели обслуживания.

Для большинства опрошенных представителей банков характерен существенный «перекос» в восприятии облачных технологий: более половины (54%) выражают уверенность, что облака — это публичные сервисы (почта, хранилище данных и пр.), а не бизнес-приложения (32%, еще 14% — платформы).

 

 

Восприятие преимуществ и недостатков облачных сервисов

Основным преимуществом облачных технологий эксперты считают сокращение расходов на этапе внедрения и поддержания системы. Снижение затрат считается возможным за счет легкой масштабируемости облачных решений, ускорения сроков реализации, получения более высокого качества сервиса и снижения нагрузки на IT- подразделение банка. Критерий экономии и выбор в пользу облачного варианта становится решающим только при соблюдении базовых условий безопасности; большинство экспертов считают, что оптимальным форматом для баланса этих требований является использование частного облака, причем только для данных, не содержащих банковской тайны или обезличенных.

Сдерживающие факторы внедрения облачных сервисов можно разделить на две группы: общие для всех облачных сервисов и специфичные, которые относятся только к ключевым бизнес-процессам банка. Общие включают: экономия от внедрения не оправдывает ожиданий, сложность интеграции данных из разных систем и отсутствие понимания альтернативных схем использования существующих IT-систем. Специфичные препятствия представлены законодательными требованиями к защите информации, особенностями менталитета (необходимость контроля) и политическими рисками (внешняя юрисдикция значимых вендоров).

Большинство респондентов воспринимают облачные сервисы как слишком рискованные (75%), защита данных при использовании вызывает сомнения (72%), надежность и доступность недостаточно верифицированы банками (70%), есть сомнения относительно соответствия требованиям регулятора (69%). Опыт использования снижает остроту опасений в среднем на 20 п.п., наиболее выраженный сдвиг по соответствию требованиям регулятора (страх актуален для 49% имеющих опыт применения облачных решений и для 80% не пользовавшихся).

Результаты экспертного опроса показали, что большинство опрошенных склонны разделять миф о том, что использование облачных сервисов может создать дополнительные риски.

Оценивая надежность и безопасность облачных сервисов, эксперты разделяют их по критичности для банка – вспомогательные для бизнеса решения (например, инфраструктура, тестирование) воспринимаются как надежные, а перевод в облако ключевых технологий считается нецелесообразным. В качестве аргументов в пользу надежности облачных решений называют высокую отказоустойчивость, репутацию провайдера, технологические новшества. Угрозы надежности эксперты связывают с появлением дополнительного звена (в т.ч. человеческий фактор) и отсутствием полного контроля над ситуацией.

Имидж надежного поставщика облачных услуг, по мнению экспертов, формируется вокруг юридических гарантий в случае сбоев, наличия комплексной системы контроля (независимые тесты на доступность, взломы, утечки и пр.).

 

 

Использование облачных сервисов в банках

Основными приоритетами в текущих условиях для IT-подразделений банков являются сокращение расходов при одновременном развитии ряда новых функций на принципах дистанционности, упрощения для клиента.

Треть опрошенных (39%) отметили присутствие облачных решений в IT-политике своего банка (в ТОП-10 таких 57%, в розничных – 48%); половина из них считает облака предпочтительным вариантом, половина – рассматривает наряду с альтернативными вариантами. Сравнение с данными международного исследования показывает наиболее существенное отличие по доле потенциально готовых рассматривать облачные решения в IT-проектах – в мире таких банков 43%, что примерно в два раза выше, чем в РФ.

Преимущественно розничные банки можно считать лидерами в использовании облачных сервисов: именно для них наиболее востребованы маркетинговые новации и возможность экономии на масштабах, которые становятся возможными при переходе на облачные IT-решения.

По оценкам респондентов, наиболее активно облачные решения используются в банках в управлении IT (46% указали, что все, большинство или некоторые его бизнес-функции реализуются через облако), при разработке нового продукта в IT- системах, в омниканальном управлении взаимоотношениями с клиентами, розничном и корпоративном банкинге, в маркетинге (40-44%). Международное сравнение показывает, что российская ситуация отличается в меньшую сторону примерно в 2–3 раза по всем анализируемым направлениям. На активность использования облачных сервисов ключевое влияние оказывает размер банка (чем крупнее, тем активнее) и розничная специализация (использование в розничных банках выше по всем направлениям примерно на 20-30 п.п.).

Как наиболее часто используемые в российской банковской отрасли эксперты называли инфраструктурные решения (покупку мощностей, хранилищ), разработку и тестирование в облаке, вспомогательные сервисы (внутренний документооборот, кадры и пр.). Сравнительно распространена модель IaaS для широкого круга задач (использование элементов SaaS в непрофильных банковских IT-системах), чаще в формате частного облака.

Эксперты оценивают затраты на облачные сервисы в пределах 5% от IT-бюджета (бюджетная политика большинства банков предполагает отнесение на баланс IT только базовой инфраструктуры и новых проектов на стадии внедрения) с тенденцией к росту до 10%.

Участники онлайн-опроса склонны высоко оценивать готовность своего банка к работе с облачными технологиями – 62% дали положительные ответы (абсолютно или скорее готовы) по наличию технических возможностей, 51% - персоналу банка, 47% - готовности руководства, 45% - бизнес-процессов. Готовность выше в крупных банках, а также среди имеющих опыт использования облачных сервисов. Активное использование облачных технологий возможно в трехлетней перспективе по большинству направлений, лидеры – управление IT, разработка нового продукта в IT- системе и омниканальное управление отношениями с клиентами.

Индекс вовлеченности в облачные технологии в целом составил 21%.

 

 

Перспективы использования облачных сервисов при взаимодействии с регулятором

Большинство опрошенных представителей банков (85%) склонны согласиться с мнением о том, что предоставление отчётности регулятору через облачные сервисы возможно только в случае законодательного регулирования. Респонденты видят, как возможные выгоды использования облачных решений при взаимодействии с регулятором, так и сложности реализации подобного проекта: хотя две трети считают идею реализуемой и интересной, но почти столько же полагают, что бизнес-процессы банков не готовы, а риски слишком высоки.

Большинство респондентов не разделяют мнение о том, что использование облачных сервисов может повысить доверие, прозрачность банка перед ЦБ. Эксперты поясняют, что замена способа вряд ли может что-то поменять, хотя может стать косвенным показателем - для перехода в облако является формализация бизнес-процессов, процедур, т.е. такой банк может заслуживать больше доверия как способный систематизировать свою работу.

Использование облачных технологий для передачи отчетности в ЦБ возможно, по мнению экспертов, только при появлении законодательной инициативы со стороны регулятора. Представители банков видят в таком обязательстве значительные расходы, которые потребуются для дополнительной интеграции внутренних данных, приведении их к единому стандарту.

Эксперты скептически оценивают возможность снижения количества проверок со стороны ЦБ при подключении онлайн мониторинга – проверки в банке и передача отчетности выполняют разные функции, не являющиеся взаимозаменяемыми.

Идея получать от ЦБ агрегированную информацию по отрасли, позволяющую, анализировать конкурентную ситуацию, воспринимается положительно при уточнении необходимых затрат и состава измеряемых показателей.

 

 






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ