Вход Регистрация
Подписка
Новости Войти в раздел

Обзор событий на рынке банковского надзорного регулирования за неделю (13–17 февраля 2017 года)

Обзор регулирования финансовых рынков

Отраслевые ассоциации и объединения

- Ассоциация российских банков направила письмо министру финансов РФ А.Силуанову «О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

АРБ отмечает, что в целом поддерживает идею совершенствования банковского регулирования в России. Вместе с тем, Ассоциация и банки–члены АРБ, принявшие участие в изучении законопроекта, отмечают необходимость его серьезной доработки. По итогам рассмотрения законопроекта Ассоциацией подготовлено соответствующее заключение.

- Банк России дал разъяснения по запросу Ассоциации «Россия» в части периодичности записи на единицы хранения ведомости остатков по счетам кредитной организации, ежедневной оборотной ведомости и баланса. Кроме того Банк России ответил Ассоциации на вопрос по подписанию документов в электронном виде в кредитных организациях, включая распоряжение о переводе денежных средств.

Ведомость остатков по счетам кредитной организации, ежедневная оборотная ведомость и баланс относятся к формам аналитического и синтетического учета и должны записываться на единицы хранения (ЕХ) не реже 1 раза в месяц. На ЕХ в этом случае, записываются все формы аналитического и синтетического учета, которые были сформированы за период от даты последней записи этих форм на ЕХ.

Законопроекты и рекомендации

- Правительство РФ поддержало законопроект № 66499-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций).

Законопроектом устанавливаются правовые основания для создания Банком России в целях участия в мероприятиях по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций Фонда консолидации банковского сектора, который формируется за счет денежных средств Банка России, обособленных от его остального имущества. Предусматривается, что управление Фондом будет осуществляться Управляющей компанией Фонда.

Данная норма позволит Банку России самостоятельно через Фонд осуществлять инвестиции в капитал банка, в отношении которого проводится процедура санации, в размерах, необходимых для обеспечения его надлежащей капитализации, с последующей реализацией акций такого банка.

Управляющая компания Фонда от имени Банка России будет участвовать в осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, использовать средства Фонда, а также осуществлять доверительное управление акциями (долями) кредитных организаций, правами (требованиями) по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), иным кредитам, депозитам, банковским гарантиям, передаваемыми ей в управление Банком России, а также паевыми инвестиционными фондами, учредителем доверительного управления которых при формировании может быть только Банк России.

Законопроектом устанавливается, что в связи с наделением Банка России новыми полномочиями по санации банков Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» дополняется нормами об изменении количественного соотношения представителей Банка России и Правительства Российской Федерации в совете директоров государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) (количество представителей Банка России увеличивается до семи, количество представителей Правительства Российской Федерации уменьшается до пяти). Также устанавливается, что председателем совета директоров Агентства по страхованию вкладов является Председатель Банка России.

Одновременно с принятием решения о финансировании санации Банк России вправе назначить Управляющую компанию Фонда временной администрацией по управлению банком, которая выполняет определенные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» функции.

Также предусматривается, что Совет директоров Банка России утверждает ежегодный отчет о деятельности Управляющей компании Фонда, включающий оценку эффективности ее деятельности, и представляет его вместе с годовым отчетом Банка России в Национальный финансовый совет. Применение указанных норм позволит сократить затраты государства на проведение санации банков, а также достичь финансового оздоровления банков в возможно короткие сроки.

- Правительство РФ поддержало законопроект №48395-7 «О внесении изменений в статью 102-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"».

Законопроект направлен на увеличение совокупной суммы денежных средств, которые могут быть переданы по договору на ведение индивидуального инвестиционного счета в течение календарного года его открытия, до 1 млн рублей (в действующей редакции – 400 тыс. рублей). При этом одновременное увеличение на эту же величину инвестиционного налогового вычета в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет, не предусмотрено.

Принятие законопроекта позволит повысить привлекательность инвестиций в инструменты фондового рынка для частных инвесторов, в том числе за счет налогового вычета в сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете.

- Комитет Госдумы по финансовым рынкам на заседании 16 февраля рекомендовал к первому чтению законопроект № 61700-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и статью 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Законопроектом предлагаются изменения, совершенствующие требования к организации и функционированию платежных систем, в частности, направленные на повышение эффективности функционирования национальной платежной системы (НПС) и совершенствование общественных отношений, возникающих при осуществлении платежей, в том числе с использованием национальных платежных инструментов.

Вносится изменение, на основании которого возможность использования национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт при оплате товаров (работ, услуг) у потребителей расширяется. При этом, действующий порядок сохранится: потребитель вправе выбрать способ получения пенсии, оплаты товаров (работ, услуг) наличным средствами либо с использованием национальных платежных инструментов — платежных карт и иных электронных средств платежа.

Законопроект обязывает банки переводить денежные средства бюджетников на национальные платежные инструменты. Таким образом, к 1 июля 2018 года на систему «Мир» перейдут все получатели бюджетных и социальных выплат, к 1 июля 2020 года должен завершиться перевод пенсионных выплат. Ольга Скоробогатова заверила, что все пенсионеры будут обеспечены картами «Мир», выпуск–перевыпуск карт останется для этой категории граждан бесплатным.

Кроме того, документом предлагается увеличение числа участников НПС за счет привлечения к проекту кредитных организаций, а также международных финансовых институтов, что, в свою очередь, позволит расширить сеть использования карт «Мир» и возможность их обращения за рубежом. В ходе обсуждения члены Комитета поднимали вопросы: о доступности использования карт «Мир» в удаленных точках, во всех населенных пунктах, особенно в сельской местности; о готовности перечня нормативно-правовых актов, требующихся в случае принятия закона; о функционировании НПС на полуострове Крым; о программах лояльности и другие.

- Банк России вынес на рассмотрение проект Указания «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 03.12.2012 № 139-И «Об обязательных нормативах банков».

Проект направлен на совершенствование регулирования системы финансирования малого предпринимательства. Он уточняет критерии, которым должны удовлетворять кредитные требования к малым предприятиям в целях применения к ним пониженного коэффициента риска 75% при расчете обязательных нормативов. Данные критерии были выработаны Банком России по результатам обсуждения с представителями бизнес- объединений и институтов развития.

Документ также унифицирует подходы по применению повышенных коэффициентов риска, предусмотренных в рамках Инструкции № 139-И, а также уточняет порядок расчета коэффициента рублевого фондирования и порядок расчета норматива Н12.

Проект разработан в связи с запуском в текущем году нового продукта Группы «Московская Биржа» - РЕПО с клиринговыми сертификатами участия (КСУ) и вступлением в силу с 1 января 2016 года положений Указания Банка России от 21.10.2015 № 3826-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», касающихся учета кредитными организациями КСУ, полученных при внесении активов в имущественный пул, формируемый клиринговой организацией - центральным контрагентом.

Проектом отменяется норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (Н9.1).

Проект устанавливает на период с даты вступления в силу указания и по 31.12.2018 года пониженный коэффициент риска 75% в отношении кредитных требований и требований по получению начисленных (накопленных) процентов к корпоративным заемщикам, зарегистрированным на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополь.

- Банк России разработал проект указания Банка России «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 5 декабря 2013 года № 147-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)».

Проект предусматривает: уточнение состава надзорной информации, связанной с выявлением признаков нарушений федеральных законов, при выявлении которых к кредитной организации могут быть применены меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; возможность взаимодействия Банка России с кредитными организациями в электронном виде в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России (согласованно с изменениями в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», направленными на организацию взаимодействия с объектами проверок в электронном виде через «личные кабинеты»); уточнение срока представления руководителем кредитной организации (ее филиалом) информационного сообщения об ознакомлении с актом проверки (не позднее одного рабочего дня с даты ознакомления с актом проверки).

Действие Проекта будет распространяться на деятельность структурных подразделений центрального аппарата Банка России и территориальных учреждений Банка России (главных управлений Банка России и действующих в составе главных управлений Банка России отделений, отделений - национальных банков), а также кредитных организаций (их филиалов).

Проект не содержит положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения, и влекущих необоснованные расходы для кредитных организаций (их филиалов) и иных организаций.

- Банк России опубликовал Инструкцию Банка России от 20.12.2016 № 176-И «О порядке и случаях проведения уполномоченными представителями (служащими) Банка Россииосмотра предмета залога, принятого кредитной организацией в качесте обеспечения по ссуде, и (или) ознакомления с деятельностью заемщика кредитной организации и (или) залогодателя».

- Банк России опубликовал Указание Банка России от 20.12.2016 № 4240-У  «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 5 декабря 2013 года № 147-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)».

- Банк России опубликовал Указание Банка России от 14.11.2016 № 4189-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 30 мая 2014 года № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».

- Банк России разработал проект Указания «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 03.12.2012 № 139-И «Об обязательных нормативах банков».

Проект предусматривает реализацию норм Стандарта Базельского комитета по банковскому надзору «Capital requirements for equity investment in funds» (Требования к достаточности капитала для долевых инвестиций банков в фонды) (декабрь 2013 года), устанавливающего новый подход к оценке кредитного риска по вложениям банка в фонды с учетом информации, предоставляемой фондом/управляющей компанией о структуре конечных объектов вложений в фонд и инвестиционной декларации фонда, в целях расчета нормативов достаточности капитала банка.

Проектом предусмотрено в целях расчета кредитного риска по вложениям в инвестиционные фонды применение трех подходов: сквозного подхода, основанного на присвоении каждому активу фонда коэффициента риска по аналогии с оценкой риска данного актива непосредственно кредитной организацией, мандатного подхода, предусматривающего присвоение коэффициентов риска, исходя из активов, определяемых инвестиционной декларацией фонда, и резервного подхода, используемого в случаях, когда первые два подхода не применимы.

Планируемая дата вступления в силу изменений, предусмотренных Проектом, — II квартал 2017 года.

- Вышел «Вестник Банка России» № 19

- Вышел «Вестник Банка России» № 20–21



Эта статья была разослана 1190 on-line подписчикам bosfera.ru
Выбор редакции
Real-time аналитика и Business intelligence (BI) в банке Были времена, когда BI была нужна в финансовой сфере, главным образом, для перевода необработанной информации, собранной внутри организации, в осмысленную, удобную для восприятия человеком форму....
24.04.2017
Материалы альянса финансовых медиа:
закрыть