Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Обзор событий на рынке банковского надзорного регулирования за неделю (20–24 марта 2017 года)
27.03.2017 Аналитика

Обзор событий на рынке банковского надзорного регулирования за неделю (20–24 марта 2017 года)

Обзор регулирования финансовых рынков


Законопроекты и рекомендации

- В Госдуму внесен законопроект № 130388-7 О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и отдельные законодате льные акты Российской Федерации».

Законопроектом предлагается отсрочить до 1 января 2021 возложение обязанности на индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также на организации и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, по применению новой контрольно-кассовой техники, осуществляющей передачу в налоговые органы фискальных данных онлайн. Принятие проекта федерального закона направлено на сохранение упрощенной процедуры осуществления денежных расчетов для вышеназванных категорий налогоплательщиков, что позволит малому и среднему бизнесу еще два с половиной года избегать дополнительных непроизводственных расходов на непрофильное оборудование и IT-специалистов и создаст дополнительные стимулы для его развития в условиях кризисных явлений в экономике.

- Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 21966-7 «О внесении изменения в Федеральный закон „О национальной платежной системе“ (в части совершенствования механизма регулирования трансграничных переводов денежных средств без открытия банковского счета)».

Законопроектом установлен запрет на осуществление трансграничных переводов без открытия банковского счета вне рамок платежных систем, с целью обеспечения прав и законных интересов участников данных правоотношений на территории Российской Федерации. Кроме этого, законопроект направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.

- 20 марта 2017 года Комитет Государственной Думы по финансовому рынку под председательством Анатолия Аксакова провел круглый стол на тему: «О совершенствовании законодательства в области финансового оздоровления кредитных организаций посредством создания Фонда консолидации банковского сектора».

В обсуждении проекта федерального закона №66499-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций) » приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Центрального Банка России (ЦБ), Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и других ведомств, бизнеса и экспертного сообщества.

Председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков сделал акцент на замечаниях профильного комитета и комитетов-соисполнителей к законопроекту, разработанному группой депутатов, а также сообщил о принятом руководством Госдумы решении до конца апреля подготовить законопроект ко второму и третьему чтению.

Основной идеей законопроекта является установление в законодательстве Российской Федерации, регулирующем процедуры предупреждения банкротства кредитных организаций, дополнительных механизмов финансового оздоровления, предусматривающих использование средств Банка России для финансирования санации банков.

О целях внедрения нового инструмента финансового оздоровления банков и предлагаемых механизмах контроля со стороны ЦБ участникам «круглого стола» дал пояснения заместитель Председателя ЦБ Василий Поздышев. По его словам, законопроектом преследуются четыре цели: сокращение объемов средств, выделяемых Банком России на финансовое оздоровление банков; повышение эффективности уровня контроля за использованием средств, направляемых на финансовое оздоровление; исключение зависимости финансового оздоровления банков от финансового состояния коммерческой организации – санатора; создание равных конкурентных условий деятельности санируемых банков и иных действующих кредитных организаций. Для этого предлагается в ходе процедур санации кредитной организации предусмотреть возможность проведения ЦБ самостоятельно, минуя АСВ, через новый Фонд консолидации банковского сектора и создаваемую управляющую компанию осуществить необходимую докапитализацию санируемого банка.

Предполагается применять новые нормы законодательства к случаям финансового оздоровления кредитных организаций, возникающим после вступления в силу указанных норм. Поздышев уточнил, что ранее начатое финансовое оздоровление банков при участии Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» продолжится, а новые механизмы с докапитализацией будут применяться к новым случаям санации, так как действующий сейчас механизм оздоровления исчерпал себя, с дифференцированной ставкой (0,51% на 10 лет) средства не инвестируются, а в случае инвестиций, «будущее этих инвестиций не очевидно».

Кроме того, Поздышев предупредил, если новый механизм не будет принят, то новых санаций ЦБ проводить больше не будет.

Законопроектом предлагается, что ЦБ будет вправе учредить общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора», которая будет вправе осуществлять доверительное управление: акциями (долями) кредитных организаций, передаваемыми ей в управление Банком России; паевыми инвестиционными фондами, учредителем доверительного управления которых может быть при их формировании только Банк России; правами (требованиями) по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), иным кредитам, депозитам, банковским гарантиям.

Управляющая компания от имени Банка России будет участвовать в осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций и иметь право использовать средства Фонда консолидации банковского сектора (Фонд). Также ЦБ будет иметь возможность создать и сформировать Фонд из денежных средств Банка России, обособленных от остального имущества Банка России.

Одновременно с принятием решения о финансировании санации ЦБ будет назначать Управляющую компанию временной администрацией по управлению банком, которая выполняет определенные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) » функции. После прекращения деятельности временной администрации, по решению Совета директоров Банка России, полномочия по управлению банком могут быть переданы Управляющей компании.

Под санацией банка понимается восстановление капитала банка до соблюдения минимально установленных нормативов достаточности капитала. При принятии решения о финансовом оздоровлении ЦБ утверждает план финансового оздоровления банка. Эту новеллу законопроекта в своем выступлении поддержал аудитор Счетной палаты Российской Федерации Андрей Перчян, считающий, что до предоставления средств и инвестиций необходимо утверждать план санации. По его словам, если не будет осуществляться планирование и контроль, то и новая схема будет вестись с нарушениями, более того, важны регулярные проверки.

В ходе обсуждения законопроекта, который профильный  Комитет готовит ко второму чтению, участники дискуссии также отмечали, что предлагаемые изменения в законодательство, регулирующее процедуры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, имеющих лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, в конечном итоге направлены на сохранение стабильности банковской системы страны в целом.

Установленные законопроектом источники и механизмы финансирования санации позволят предоставить эмиссионный по своей природе ресурс ЦБ в наименьших объемах, а номинальные объемы финансирования могут сократиться на 30%.

- Банк России вынес на рассмотрение проект Указания Банка России «О методике оценки представителями Банка России и общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» достаточности имущества банка для осуществления урегулирования его обязательств».

Законопроектом предусматривается создание Банком России Фонда консолидации банковского сектора, формируемого из денежных средств Банка России, обособленных от остального имущества Банка России, за счет отчислений, производимых по решению Совета директоров Банка России. От имени Банка России меры по предупреждению банкротства банка, а также мероприятия, предусмотренные планом участия Банка России в урегулировании обязательств банка, будет осуществлять общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора», учреждаемое Банком России в качестве единственного участника и использующее денежные средства Фонда.

Для решения вопроса об участии Банка России в урегулировании обязательств банка планируется привлечение Управляющей компании к оценке Банком России финансового положения этого банка, в рамках которой представители Банка России и Управляющей компании вправе, в том числе, оценивать достаточность имущества банка для осуществления урегулирования его обязательств.

Оценка имущества (активов) и обязательств банка будет осуществляться согласно предложенной методике.

Предполагается, что указание Банка России вступит в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

- Банк России опубликовал Положение Банка России от 27.02.2017 № 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения».

- Вышел «Вестник Банка России» № 29–30

- Вышел «Вестник Банка России» № 31






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ