Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Олег Иванов: Банки нуждаются в грамотных лоббистах
01.12.2010 Интервью

Олег Иванов: Банки нуждаются в грамотных лоббистах

Региональные банки в последнее время испытывают давление со стороны регуляторов. Противопоставить этому прессингу можно идеологию развитых региональных финансовых систем как неотъемлемой части международного финансового центра, рассказал в интервью «БО» вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов


 — Олег Михайлович, что такое лоббизм в вашем понимании?

— Зачастую понятие «лоббизм» воспринимается как банальное продавливание интересов банков. Мне кажется, что сейчас банковское сообщество по сравнению с другими отраслями наиболее близко подошло к цивилизованному лоббизму. Банки поняли, что нужно не продавливать свои интересы, а активно работать над формированием спроса на свои услуги. Разумеется, для этого нужны и повышение финансовой грамотности населения, и рост доступности финансовых услуг. Это первая и основная задача нашей ассоциации.

— Недостаточный спрос на банковские услуги — это проблема внешняя, но у отрасли остается и немало внутренних проблем…

— В устранении недостатков важную роль играет стандартизация деятельности кредитных учреждений, выработка стандартов. Первый уровень стандартизации — банковское саморегулирование. Мы предлагаем банкам добровольно принять правила самоограничения, которые находятся за рамками законодательства, но обеспечивают повышенное качество работы. В качестве примера можно назвать «Кодекс ответственного потребительского кредитования», «Кодекс ипотечного кредитования», стандарты управления проблемной задолженностью, стандарты работы с залогами.
Второй уровень стандартизации базируется на тесном взаимодействии банков с регуляторами — ЦБ, Минфином, Роспотребнадзором, ФАС, которые в рамках подготовки нормативных актов напрямую консультируются с Ассоциацией. Третий, самый высокий уровень — работа с правительством, Госдумой и Советом Федерацией при подготовке законопроектов.

— В российских условиях, когда экономика испытывает сильное влияние со стороны государства, банкам нужно координировать свои действия и с другими государственными органами.

— Да, поэтому, когда речь идет о рынке ипотеки или кредитовании жилищного строительства, мы обсуждаем стандарты кредитования жилищной отрасли совместно с АИЖК. Институты развития — ВЭБ, РосБР, Роснанотех, чья задача со стороны государства — развивать те или иные отрасли, также прислушиваются к нашим рекомендациям. Таким образом, банкиры получают возможность влиять на правила игры как при работе с крупным бизнесом при финансировании масштабных инфраструктурных проектов, так и при кредитовании МСБ. Еще одна задача банковской ассоциации состоит в формировании новых рынков. Еще в 2004 году наши эксперты сформировали программу по совершенствованию законодательства для рынка внебиржевых деривативов, включая судебную защиту, ликвидационный неттинг, новый налоговый режим, а также разработку локальной документации, и теперь этот рынок функционирует на основании современной документации и регулирования. Аналогичная задача решается сейчас на рынке синдицированного кредитования.

— Ассоциация «Россия» делает акцент на региональном аспекте банковской деятельности. В чем специфика работы банковских лоббистов в регионах?

— Мы выстраиваем тесные отношений не просто с Центробанком, а с ГТУ Банка России и с местными администрациями. Мы убеждены, что международный финансовый центр в России невозможно построить без мощных региональных финансовых систем, ядром которых станут кредитные организации. В стране сформировался мощный пласт региональных банков, которые работают на территории одного или нескольких субъектов Федерации и формируют основы финансовой системы на местах.
Первой десятке банков отраслевые ассоциации вообще не нужны: эти кредитные учреждения либо связаны с государством, либо входят в ту или иную олигархическую группу и имеют собственный лоббистский потенциал, своих представителей на всех уровнях власти. Такие банки способны эффективно решать задачи собственного развития и без помощи ассоциаций.

Зачастую руководство страны, «проводя консультации с банковским сектором», ограничивается приглашением глав двух крупнейших банков с государственным участием

Мы с тревогой наблюдаем за тем, что зачастую руководство страны, «проводя консультации с банковским сектором», ограничивается приглашением глав двух крупнейших банков с государственным участием. Однако есть большая группа банков за пределами первой десятки, которые стали ядром региональных финансов и финансовой системы страны за пределами Москвы, но не имеют федерального охвата, у них нет такой мощи.
Однако они могут совместно отстаивать свои интересы, используя ассоциацию, чья штаб-квартира находится в Москве.
Еще один пример нашей региональной ориентированности — появление в ассоциации группы по исламским финансам. В значительном количестве субъектов Федерации банкиры и их клиенты уже готовы к введению инструментов исламского банкинга. Наличие исламских инструментов инвестирования укрепит позиции российского финансового центра.

— Сейчас активно обсуждается стратегия работы банковского сектора на период до 2015 года. Какие пробелы в развитии отрасли нужно ликвидировать в ближайшие годы?

— Стратегическая задача на следующие пять лет — изменение модели совершенствования банковской системы страны. Предыдущая модель была интенсивной, а теперь банки должны развиваться экстенсивно. Хочу напомнить, что в Российской империи финансовая система была трехуровневой. Кстати, по таким же принципам она выстроена и в наше время в передовых странах. На первом уровне действует ЦБ, на втором уровне — крупные коммерческие банки. Но по количеству финансовых посредников доминирует третий уровень банковской системы. В дореволюционной России он включал в себя общества взаимного кредита, сберегательные кооперативы, городские банки, то есть локальных финансовых посредников, которые напрямую выходили на потребителей. Таких маленьких финансовых организаций было более семи тысяч. И все эти уровни гармонично сосуществовали в России и обеспечивали обмен капиталом.
Необходимо создать в нашей стране сбалансированную многоуровневую систему, которая сделает финансовые услуги доступными для всех категорий населения. Нужно использовать современные технологии, но развивая технологическую инфраструктуру, мы не должны забывать про совершенствование сети посредников — тех же кредитных брокеров, например, — и более четко прописать правила работы БКИ. Регулирование вопросов, связанных с взаимодействием финансовых институтов и граждан, катастрофически отстает от уровня развития рынка. Исключение — страхование вкладов.
Сейчас в регулировании нуждаются все вопросы взаимодействия граждан с банками: платежи, в том числе и мобильные, кредитование, инвестиционная деятельность, и в этом плане у нас еще много работы.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ