Банковское обозрение

Финансовая сфера

Open Banking:
бизнес-модели и регулирование

ПАРТНЕР ПРОЕКТА

Казначейские системы

Данил Поминов
Обозреватель
Банковское обозрение

Open Banking — инновационная область индустрии финансовых услуг, в которой новые продукты для потребителей создаются на базе технологий Open API в результате сотрудничества традиционных банков и финтех-компаний.

Ключевые принципы и бизнес-модели
  • Финтех-компании получают возможность оказывать финансовые услуги потребителям, в том числе получая доступ к счетам, открытым в финансовых организациях, фактически используя лицензию и технологическую инфраструктуру традиционного банка-партнера.
  • Суть Open Banking выражается в разделении функций ведения счета и пользовательского интерфейса. Финтех специализируется на интерфейсах, продуктах, маркетинге, обслуживании клиентов, за банками остается бэк-офисная роль оператора счета, инфраструктурной базы финансовых услуг.
  • Концепция Open Banking и инструментарий Open API связаны с созданием таких современных форматов банкинга, как экосистемы и маркетплейсы.
  • Успешно развивается бизнес открытых банковских платформ, специализирующихся на интеграционных и продуктовых проектах на базе API (Corp.bank, Plaid, Tink, российские API Bank, QPlarform и др.).
  • Как развитие идей Open Banking, с начала 2020-х годов набирают популярность такие понятия концепции как Open Finance и Embedded Finance, а также межотраслевые подходы к обмену данными и технологиями – Open Data и Open Everything.
фролов
Андрей Фролов, эксперт по Open Banking
«В мире пост-PSD2 существует небольшое количество банков, занимающихся только сервисными функциями по управлению счетами пользователей, в то время как все остальные операции выполняют либо государство, либо финтех-организации, которые сталкиваются на маркетплейсах и конкурируют по стандартизированным условиям. Люди же будут выбирать между экосистемами продуктов или интерфейсами мобильных банков. Возможно, крупные компании сделают банковское обслуживание просто частью более широкой подписки: скидка 10% на такси — и вот вам еще и льготные условия для управления финансами. Упор будет сделан на функциональность и удобство для конечного пользователя. Инициативы вроде управления личными финансами из Excel станут нормой.»
>>>


Технологии
  • Технологическое взаимодействие между банками и финтех-компаниями в идеале строится на основе Open API — открытых программных интерфейсов.
  • Open API позволяет легко интегрировать различные информационные системы на базе стандартных спецификаций и регламентов взаимодействия.
  • Системы API-менеджмента наряду с микросервисной архитектурой становятся важными принципами интеграции информационных систем — как с внешними сервисами, так и внутри банковского IT-ландшафта.
Регулирование Open Banking
  • Финансовые регуляторы стимулируют, а в некоторых случаях директивно предписывают банкам предоставлять финтех-компаниям доступ к данным клиентов и возможность проводить операции.
  • Основной мотив регуляторов — повышение доступности финансовых сервисов для потребителей за счет развития конкуренции и ослабления роли банков на рынке платежных услуг
  • Наиболее известная инициатива — вторая директива о платежных услугах Евросоюза (PSD2), обязывающая европейские банки открывать доступ к своим информационным системам поставщикам платежных услуг. Аббревиатура PSD2 зачастую используется как синоним Open Banking.
  • Разработкой и пилотированием банковских стандартов Open API в России занимается Ассоциация ФинТех. 23 октября 2020 года Банк России опубликовал стандарты открытых банковских интерфейсов. Отмечается, что их применение будет добровольным.
Специфика российского финансового рынка, влияющая на развитие Open API
  • Российские банки более технологически развиты по сравнению с западными. Они в большей степени, чем стартапы, выступают драйверами финтех-инноваций.
  • В России изначально востребованы более сложные модели Open Banking (эмиссия карт, нестандартные схемы расчетов), а не относительно простые агрегация счетов и инициация платежей.
  • Регулятор не обязывает банки предоставлять доступ к клиентским данным, поэтому развитие Open API в большей мере проходит по сценариям, выгодным финансовым организациям.

Бизнес-модели и кейсы

Изначально, особенно на западных рынках, получили распространение два типа сервисов на базе Open API:

  • агрегация финансовой информации;
  • инициация платежей.

В дальнейшем сформировались несколько сфер применения Open Banking в зависимости от задач и характера реализуемых сервисов, бизнес-модели и IT-архитектуры решения. Классификация достаточно условная, в том числе потому что в конкретном случае разные стороны проекта могут исходить из собственной модели и комбинировать их.

Агрегация финансов

Сервисы-агрегаторы собирают информацию об операциях клиента (разумеется, с его согласия) в различных финансовых организациях и представляют ее в доступном и удобном интерфейсе. На этом принципе построены PFM (personal financial management) — сервисы учета личных финансов или «домашней бухгалтерии». В России подобные сервисы не очень популярны, хотя такие компании, как EasyFinance и Cashoff, успешно работают в том числе как поставщики PFM-решений для банков.

Также существуют сервисы BFM (business finance management), которые агрегируют финансовую информацию юридических лиц из разных источников и реализуют на ее основе дополнительные сервисы, например управленческий учет.

petrov
Серафима Бочарова, Директор по работе с инновационными продуктами, Cashoff
«Независимые платформы берут на себя часть проблем, помогая отрасли получить максимум от внедрения Open API, существенно минимизируя риски. Именно этим объясняется стремительный взлет открытых API-хабов и в европейских странах, и в США, и в России. ...У платформ прекрасные перспективы, которые во многом обеспечиваются растущими требованиями регуляторов. Банкам все проще будет взаимодействовать с одной-двумя платформами, чем со множеством партнеров-финтехов: более убедительное бизнес-обоснование, меньше сопротивления безопасников и т.д.»
>>>



Инициация платежей

Сервисы по инициации платежей предоставляют клиенту удобный интерфейс для оформления платежного поручения и далее в его интересах отправляют информацию о платеже в банк, который непосредственно выполняет финансовую операцию. К такой модели можно отнести деятельность платежных агентов и банковских платежных агентов (а также их субагентов). Кредитные организации могут привлекать подобные организации к совершению некоторых платежных операций, согласно Федеральному закону № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Активность платежных агентов постепенно снижается. Согласно статистике Банка России, в 2019 году объем операций, совершенных через ПА (субагентов) и БПА (субагентов), составил 1,341 млрд рублей. В 2018 году этот показатель был 1,605 млрд, а в пиковом 2016 — 1,699 млрд. Количество счетов всех видов агентов, открытых в кредитных организациях, также снижается: по итогам 2019 года — 17,2 тыс. (в 2018-м — 20,2, в 2013-м — 32,1 тыс.).

Источник: статистика ЦБ РФ «Основные показатели развития национальной платежной системы»

Банки, активно работающие в сегменте электронных платежей, в некоторых случаях готовы через API предоставлять своим клиентам и партнерам доступ к платежному функционалу: эквайринг, денежные переводы, а также выпуск и обслуживание виртуальных карт. Возможности для интеграции сторонних сервисов предлагают многие платежные агрегаторы: RBK.Money, ЮMoney (ранее «Яндекс Деньги»), Qiwi и др., причем не только через API, но и с помощью SDK (software development kit).




Необанки

Под необанком обычно понимают финтех-проект: финансовый сервис с фокусом на удаленном обслуживании клиентов, часто в мобильном интерфейсе. Бизнес-модель такого проекта может быть различной: так, в исследовании компании IBM «Designing a sustainable digital bank» рассматривается четыре основных типа необанков, в зависимости от их функциональности и организационно-правовой формы бизнеса. Наиболее успешный в России необанк — «Тинькофф» — относится к модели «настоящий цифровой банк», поскольку обладает собственной лицензией и широким охватом услуг.

В контексте Open Banking более интересны необанки, которые основаны на партнерстве традиционного банка и финтех-компании. Многие успешные финтех-стартапы начинали развиваться по такой модели, используя лицензию банка-партнера (или нескольких). В том числе проекты, ставшие впоследствии «единорогами», т.е. получившие оценку более 1 млрд долларов (Chime, N26, Revolut, Monzo, Nubank и др). Как правило, на определенном этапе такие компании получают собственную банковскую лицензию и переходят в другую категорию.

Кейс Рокетбанка
Один из первых российских необанков был создан в 2013 году и работал под лицензией банка «Интеркоммерц». «Банк для хипстеров» один из первых на рынке предложил клиентам удобное мобильное приложение и такие опции как кэшбэк на все покупки, проценты на остаток по счету. После того, как в 2016 году у «Интеркоммерца» возникли проблемы с лицензией, Рокетбанк стал сотрудничать с «ФК Открытие», а в 2017 году стартап перешел под контроль платежной системы Qiwi. В марте 2020 года Qiwi объявила, что сворачивает проект Рокетбанка, поскольку подходящего покупателя на актив найти не удалось. Клиентам Рокетбанка было предложено перейти на обслуживание в «Тинькофф». Таким образом была завершена многолетняя перепалка основателей Рокетбанка с Олегом Тиньковым, который изначально скептически воспринимал перспективы проекта. в «Тинькофф». Таким образом была завершена многолетняя перепалка основателей Рокетбанка с Олегом Тиньковым, который изначально скептически воспринимал перспективы проекта. roket




BaaS

В концепции BaaS (banking-as-a-service, банк как сервис) банк оказывает финансовые услуги не в классическом формате «банк — клиент», а предоставляет партнерам доступ к своей инфраструктуре и управлению счетами, возможность интеграции сторонних IT-систем посредством API. Для управления бизнес-процессами в этой модели могут быть востребованы другие актуальные инновации, например технологии распределенного реестра, в частности смарт-контракты.

Пользователями BaaS могут быть как финтех-компании, так и корпоративные клиенты банка. Финтех-компании получают доступ к информации по счетам, возможность проводить платежные операции, эмитировать электронные средства платежа (кошельки, банковские карты). Собственно, в такой логике Open Bаnking реализуется в бизнес-формате, когда банк открывает интерфейсы не потому, что вынужден это делать по требованию регулятора, а исходя из собственных интересов.

Другой аспект BaaS связан с задачами корпоративного казначейства, ERP-системы предприятия. Доступ к банковским услугам в формате технологического сервиса позволяет централизовать и усовершенствовать бизнес-процессы компании, связанные с управлением финансами.

Кейс
В сентябре 2019 года Альфа-Банк и X5 Retail Group запустили сервис управления ликвидностью Distributed Treasury and Cash Management (DTCM), который позволит корпорациям перейти к сервисной модели взаимодействия с банком
>>>




API-платформы

Открытые банковские платформы, специализирующиеся на интеграционных и продуктовых проектах на базе API, буквально за несколько лет успешно освоили новую рыночную нишу. В январе 2020 года стало известно о сделке Visa по покупке американского финтех-стартапа Plaid за 5,3 млрд долларов. Компания создала техническую инфраструктуру API, которая помогает связывать цифровые сервисы и традиционные банки — сообщается, что к платформе подключено более 11 тыс. финансовых институтов. Одна из наиболее успешных европейских компаний — Tink — через единый интерфейс дает доступ к данным и функционалу 2500 банков. Как сообщается в блоге компании, в 2019 году транзакционный поток платформы вырос втрое — с 250 до 750 млн операций в месяц.

В России в сегменте открытых банковских платформ и API-интеграции успешно развиваются такие игроки, как «Qiwi Платформа», API Bank, Seeneco, VR_Bank. Финтех-компания Talkbank, которая сама прошла путь создания B2C-сервиса на базе Open API, на следующем этапе продвигает собственную B2B-платформу финансовых решений для бизнеса.

petrov
Алексей Петров, основатель APIBank: «Независимые платформы берут на себя часть проблем, помогая отрасли получить максимум от внедрения Open API, существенно минимизируя риски. Именно этим объясняется стремительный взлет открытых API-хабов и в европейских странах, и в США, и в России. ...У платформ прекрасные перспективы, которые во многом обеспечиваются растущими требованиями регуляторов. Банкам все проще будет взаимодействовать с одной-двумя платформами, чем со множеством партнеров-финтехов: более убедительное бизнес-обоснование, меньше сопротивления безопасников и т.д.»
>>>



Банковские экосистемы

Создание экосистем стало одной из важных идей для ведущих digital-банков, на этом поле они соперничают с крупными IT-компаниями. Предполагается, что клиент такой экосистемы может получить множество услуг самого банка и аффилированных с ним компаний, а также партнеров (в том числе через единый интерфейс). Крупнейшие банковские экосистемы, созданные в России Сбербанком и Тинькофф Банком для частных клиентов, включают десятки сервисов: финансовых (страхование, инвестиции) и нефинансовых (мобильная связь, e-commerce, lifestyle и пр.). Активно развиваются экосистемы, ориентированные на корпоративных клиентов, прежде всего в сегменте МСБ.

Для подключения партнеров к экосистеме банка используется API-инструментарий (собственно, сейчас это одна из наиболее развитых форм открытого банкинга в России). Использовать подключение через API предлагается партнерам финансовых организаций и в других случаях, например для кредитных агентов (МКБ, «ДельтаКредит»), инвестиционных сервисов («Тинькофф Инвестиции», «ВТБ Капитал»).

Кейс
О развитии SberХ, экосистемы Сбербанка, в интервью «Б.О» рассказывал Марк Завадский, бывший на тот момент руководителем дирекции по развитию экосистемы Сбербанка
>>>




Маркетплейсы

Технологии Open API используются в системе «Маркетплейс», реализуемой под эгидой Банка России. Планируется, что проект станет платформой удаленной дистрибьюции финансовых продуктов, которая увеличит доступность услуг для населения. В рамках маркетплейса предусмотрены несколько типов участников: витрины — агрегаторы продуктов и услуг, на которых потребитель может сравнить и выбрать финансовый продукт; финансовые организации, в том числе банки, предлагающие свои продукты; электронные платформы, по каналам которых будет проходить операционное взаимодействие между участниками; регистратор финансовых транзакций, предоставляющий потребителю информацию по всем совершенным им сделкам.

Проект стартовал в конце 2017 года, на первом этапе в пилотном режиме были апробированы несколько платформ: банковские вклады (Мосбиржа), облигации («ВТБ Регистратор»), паи ПИФ («Инфинитум»), ипотека (ДОМ.РФ, Жилищная экосистема ВТБ).

20 июля 2020 года был подписан Президентом РФ и опубликован закон «О совершении сделок с использованием электронной платформы», который открыл дорогу полномасштабному развитию проекта.

15 октября 2020 года Московская биржа объявила о запуске платформы личных финансов Финуслуги, на которой россияне получили возможность открывать депозиты онлайн, без визита в офис, в банках-участниках платформы. На момент открытия к маркетплейсу подключились 6 банков. Оказалось, что на данном этапе Финуслуги не являются полностью онлайновыми. Для того, чтобы открыть депозит, пользователю потребуется подтвержденная учетная запись по портале госуслуг, а также подтверждение личности на встрече с представителем платформы.

IT-архитектура

Технологии API приобретают важное значение как интеграционный инструментарий в IT-архитектуре финансовых организаций и часто упоминаются в контексте цифровой трансформации. В августе-сентябре 2019 года аналитический центр TAdviser совместно с банком ВТБ и «Сколково» провели исследование, в котором проанализировали мировой и российский опыт применения API.

В ходе исследования были опрошены представители 25 российских банков из топ-100. Выяснилось, что 75% респондентов уже используют открытые API или планируют их внедрение. Более 70% банков ожидают от регулятора разработки стандартов и рекомендаций в этой области. В числе основных препятствий на пути развития API названы риски утечки конфиденциальных данных и опасность неправомерного использования открытых данных. Для создания и поддержки публичного API потребуется выделенная команда специалистов по IT и ИБ, отметили 36% респондентов. Более 20% упомянули о необходимости дополнительных вычислительных мощностей и программных продуктов. Помимо технологической платформы и эффективной системы обеспечения ИБ для внедрения API нужны архитекторы решений для бизнеса, специалисты по проектированию бизнес-процессов, а также по дизайну, сопровождению и развитию бизнес-продуктов.

Системы API-менеджмента получили широкое распространение как отдельный класс IT-решений, в том числе в финансовой сфере. Компания Gartner опубликовала исследование «Magic Quadrant for Full Life Cycle API Management», в котором рассматриваются решения ведущих поставщиков.

В публикации API Bank приводятся следующие оценки аналитиков компании Tink:

  • в 2019 году две трети европейских банков увеличили расходы на Open Banking на 20–29%;
  • в среднем на эту статью финансовые организации тратят 50–100 млн евро в год;
  • 69% уверены, что вернут инвестиции меньше чем за пять лет;
  • большинство банков (44%) использовали Open Banking для улучшения клиентского опыта.

8 июля 2021 года Ассоциация «Финтех» объявила о запуске в промышленную эксплуатацию сертификационного стенда и портала открытых API.

Сертификационный стенд позволяет банкам и финтех-компаниям проверить соответствие их IT-продуктов стандартам открытых банковских интерфейсов Банка России. На информационном портале АФТ «Открытый банкинг» доступны сведения о рекомендательных стандартах и порядке подключения к сертификационному стенду.

Первыми банками, прошедшими процедуру сертификации на стенде АФТ, стали «Точка» и Промсвязьбанк.

petrov
Сергей Старовойтенков, ведущий архитектор интеграционных решений компании EmDev: «Внедрение Open API — по сути, интеграционный проект… Cтратегически осмыслив задачу создания платформы Open Banking, можно сделать вывод, что более важна совокупность продуктов, работающих вместе и покрывающих все функциональное поле».
>>>

PSD2 и мировой опыт

PSD2, или Вторая платежная директива Евросоюза, стала одной из регуляторных инициатив, оказавших значительное влияние на становление и развитие Open Banking. Директива (EU) № 2015/2366 Европейского парламента и Совета Европейского союза была принята 25 ноября 2015 года и окончательно вступила в силу в 2018 году, после включения ее положений в национальные законодательства странами — участницами Евросоюза.

Директива обязывает провайдеров финансовых услуг на территории Евросоюза предоставлять доступ к счетам клиента любой организации, которая получила от него соответствующее согласие. Доступ предоставляется в целях получения информации по счету и совершения платежей, бесплатно и без заключения каких-либо специальных соглашений.

Регулирование PSD2 устроено по функциональному типу. К субъектам платежного регулирования отнесены кредитные организации, почта, институты электронных денег, платежные институты, Европейский Центробанк и национальные центральные банки.

Платежные институты, которые имеют право выполнять переводы денежных средств, подразделяются на следующие категории:

  • полноценные платежные институты, оказывающие весь спектр платежных услуг;
  • Money Remitters, организации по переводу денежных средств между физическими лицами;
  • PISP, Payment Initiation Services Provider, сервисы по инициации платежей;
  • AISP, Account Information Service Providers, сервисы по агрегации платежной информации.

Категории PISP и AISP являются регуляторными новациями, PSD2 определяет их сущность и устанавливает принципы взаимодействия с финансовыми институтами, действующими на основании лицензии.

Одним из наиболее успешных считается опыт развития Open API в Великобритании, в которой функции оператора открытого банкинга выполняет организация OBIE (Open Banking Implementation Entity), учрежденная крупными участниками рынка. О британском опыте и возможности его применения в России рассказывается в блоге APIBank.

Типы регулирования

Игорь Рамазанов, руководитель направления «Развитие открытых API» Ассоциации ФинТех, выступая на 2-й практической конференции по Open Banking, выделил несколько подходов к регулированию открытого банкинга. Подходы определяются в зависимости от использования стандартизованного или нестандартизованного API и приверженности добровольному или принудительному внедрению.

podhod

Типы регулирования Open Banking:

  • АДВОКАТ (США, Новая Зеландия) — поощряет инновации для пользователя и благоприятен для банков;
  • КОМАНДИР (Евросоюз, Великобритания, Австралия) — быстрое и обязательное внедрение; благоприятная среда для финтеха;
  • ДИПЛОМАТ (Сингапур) — поощряет инновации и благоприятен для банков;
  • АРХИТЕКТОР (Гонконг) — быстрое и обязательное внедрение; открыт к инновациям.

Согласно этой классификации, подход Банка России можно отнести к типу «Адвокат», предусматривающий добровольное внедрение и использование стандартизованных интерфейсов.

Регулирование и перспективы в России

В 2018 году Банк России одобрил документ «Основные направления развития финансовых технологий на период 2018–2020 годов», в котором роль Open API была сформулирована так:

«Ключевым связующим элементом национальной инфраструктуры финансового рынка являются открытые интерфейсы (Open API), позволяющие обеспечить получение и передачу информации между информационными системами различных организаций с использованием стандартных протоколов обмена данными».

В другом документе — «План мероприятий (дорожная карта) по реализации основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов» — предусмотрены «формирование правового базиса для внедрения субъектами финансового рынка открытых интерфейсов (Open API) и разработка соответствующего стандарта». Согласно этому плану, в 2021 году должен появиться соответствующий федеральный закон.

Лидирующую роль в разработке стандартов открытых интерфейсов играет Ассоциация ФинТех (АФТ), работа ведется совместно с Банком России и ключевыми участниками финансового рынка. Соответствующее направление появилось в АФТ еще в конце 2016 года. В августе 2019 года Наблюдательный совет Ассоциации согласовал концепцию развития открытых API, позже она была опубликована на сайте АФТ.

В конце февраля 2020 года обсуждению открытых интерфейсов на финансовом рынке была посвящена сессия Уральского форума «Информационная безопасность финансовой сферы». В презентации Игоря Рамазанова, руководителя направления «Развитие открытых API» Ассоциации ФинТех, тезисно представлены результаты проделанной работы и дальнейшие планы. Планируется утвердить два отраслевых стандарта открытых API на техническом комитете № 122 «Стандарты финансовых организаций», работающем под руководством первого заместителя председателя Банка России Ольги Скоробогатовой.

Первый, «Стандарт открытых API», описывает набор данных в разбивке по разделам: информация о продуктах, счетах и транзакциях, платежные API, а также управление банковскими, страховыми, инвестиционными продуктами. Второй стандарт регламентирует информационную безопасность, и базируется на спецификациях международной рабочей группы Financial-grade API (FAPI). Также в разработке находится стандарт по публичным данным, который описывает набор данных о финансовой организации и предлагаемых ею продуктах.

В рамках пилотного проекта была апробирована передача информации о счете юридического лица в процессе онлайн-кредитования. Участниками проекта стали 13 банков, в том числе Ак Барс Банк, Альфа-Банк, ВТБ, «Открытие», Промсвязьбанк, «Тинькофф» и др.

Развитию Open Banking в России призваны способствовать и другие финтех-инициативы Центробанка: Единая биометрическая система (ЕБС), цифровой профиль гражданина, маркетплейс, мастерчейн, регулятивная песочница.




23 октября 2020 года Банк России опубликовал стандарты открытых банковских интерфейсов. Стандарты содержат принципы и рекомендации внедрения открытых API для конкретных сервисов — получения организациями информации о счете клиента банка и инициирования денежных переводов, а также рекомендации по обеспечению информационной безопасности при использовании этой технологии

Стандарты включают в себя 4 документа:

  • Общие положения
  • Получение информации о счете клиента третьей стороной
  • Инициирование перевода денежных средств клиента третьей стороной в валюте Российской Федерации
  • Безопасность финансовых (банковских) операций.

Применение стандартов будет добровольным для участников рынка.

8 июля 2021 года Банк России сообщил о выпуске нового стандарта открытых банковских интерфейсов «Получение публичной информации о кредитной организации и ее продуктах».

Стандарт описывает требования к информации о расположении отделений и банкоматов кредитных организаций, графике работы, курсах валют и другим

сведениям, а также к формату предоставления и способу обмена такими данными.

В июле 2021 года Банк России опубликовал проект документа для общественного обсуждения «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов.»

Помимо прочего, в документе упоминаются планы развития открытых интерфейсов:

«Банк России совместно с участниками рынка также планирует разработать подходы к регулированию открытых банковских интерфейсов (открытых API).

В рамках развития открытых API планируется определить перечень и этапы их внедрения на финансовом рынке, а также характер использования различных видов открытых API – обязательный или рекомендательный – и осуществить переход к открытому банкингу.

По результатам исследования рынка, полученных предложений от финансовых организаций и итогам пилотных проектов будут разрабатываться новые стандарты и дополняться ранее опубликованные, а также будут сформированы единые правила присоединения к доверительной среде открытых API с учетом вводимого регулирования.

В дальнейшем будет проработана концепция открытых финансов, базирующаяся на более широком перечне финансовых данных и, соответственно, поставщиков таких данных.»




Ключевые участники рынка Open Banking в России

Регулятор и инфраструктурные организации







Ассоциации





Банки





Платежные системы и сервисы





Платформы

Конференции «Б.О»

Начиная с 2018 года журнал «Банковское обозрение» проводит практические конференции, посвященные применению Open API в финансовой сфере. Несмотря на насыщенную программу отраслевых событий, конференции «Б.О» — единственные мероприятия, сфокусированные на тематике Open Banking и собирающие на дискуссионной площадке представителей всех сторон, участвующих в процессе.

В первой конференции в 2018 году приняли участие персоны, стоявшие у истоков и оказавшие большое влияние на развитие Open Banking в России. Это Виктор Достов, председатель ассоциации «Электронные деньги»; Александр Нам, управляющий директор по технологическим сервисам НРД; Максим Авдеев, генеральный директор компании «Киви Платформа»; Алексей Петров, основатель API Bank; банкиры и представители вендоров

petrov
API-эхо «поправки Дурбина»
Open Banking, Open API и другие технологии открытого распределенного банкинга обещают радикально изменить мир. Так ли это?
>>>



Вторая конференция по Open API уже в полной мере была ориентирована на практику. О своем опыте использования открытых интерфейсов рассказали представители Сбербанка, Газпромбанка, Кредитуралбанка, «ДельтаКредита». Сугубо практическую направленность имели и доклады вендоров, специализирующихся на внедрении Open API, среди которых EmDev, Neoflex, iSimpleLab, СКБ Контур и другие.

Одним из ключевых стало выступление Игоря Рамазанова, руководителя направления «Развитие открытых API» Ассоциации ФинТех, рассказавшего о международном опыте и разработке российских стандартов.

petrov
Open Banking: Как соединить ледниковый период с прогрессом
Открытые API в банковской отрасли набирают все большую популярность во всем мире — в рамках государственных программ или по инициативе самих банков. В России, как показала организованная «Б.О» 2-я практическая конференция по открытым банковским платформам и Open API, рынок созрел для открытости, но с необходимостью вмешательства государства пока не определился
>>>



petrov
Банкинг приоткрытого API
Участники 2-й практической конференции по открытым банковским платформам и Open API поделились с «Б.О» своим видением развития и регулирования данной сферы
>>>


Третья конференция «Open Banking. API-менеджмент и экосистемы» состоялась в августе 2020 года. Именно на ней председатель правления Национального платежного совета (НПС) Алма Обаева сообщила о разработке Техническим комитетом № 122, возглавляемым первым зампредом ЦБ Ольгой Скоробогатовой, проектов четырех стандартов по Open API.

petrov
Особый путь Open Banking
Какими будут «открытые» сервисы и платформы?
>>>

Рабочие материалы и ссылки


Доклад Исследование аналитического центра TAdviser (совместно с банком ВТБ и «Сколково») «В банковском секторе России начинается API-трансформация»
Доклад Блог Александра Грязнова, СТО Qplatform «Введение в открытые API»






Партнер проекта

Универсальная платежная система корпораций (УПСК) на сегодняшний день поддерживает прямую интеграцию более чем с 50 банками

УПСК — это единственный в России агрегатор открытых API банков для прямого обмена с ними. Это система с высоким уровнем безопасности и надежности, так как при передаче данных отсутствуют посредники.

УПСК делает платежный процесс максимально быстрым и безопасным, в целом повышая прозрачность казначейских процессов и предоставляя мощный функционал.

За счет размещения компонентов системы на разных серверах, а также их тиражирования можно достичь неограниченного роста производительности УПСК. При реализации обмена с новым банком компания поддерживает существующие в банке протоколы обмена. А если их нет — рекомендует использовать ISO 20022 и помогает банкам в развитии решений на их стороне.

Важно отметить следующее:

  1. Универсальная платежная система корпораций включена в Реестр российского программного обеспечения.
  2. Компания и продукт УПСК прошли сложную процедуру отбора для вступления в Фонд «Сколково». Это сложный отбор квалифицированной комиссии — независимых экспертов.

Система признана по результатам.

  • УПСК и ее технология обладают потенциальными конкурентными преимуществами перед мировыми аналогами;
  • УПСК и ее технология обладают существенным потенциалом коммерциализации на российском и международном рынках;
  • Команда обладает профессиональным опытом для успешной реализации проекта.
  • Система устанавливается на оборудовании клиента или в арендованном под клиента облаке — на выбор. Без доступа третьих лиц, поэтому это безопасно.

    Система встраивается в существующие ERP-системы компании, а также имеет свой интерфейс и возможность удаленной работы через смартфон или планшет. Это позволяет компании не менять свой процесс, а встроить систему в существующие в компании системы и процессы.



Глава компании «Казначейские Системы» Александр Гришин на конференции «Open Banking. API-менеджмент и экосистемы»



ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА CORP.BANK



ПУБЛИКАЦИИ «Б.О»

Страницы