Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • От эффекта низкой базы к органическому росту
17.11.2023 FinCorpFinRegulationАналитика

От эффекта низкой базы к органическому росту

Высокая потребность в импортозамещении, рост цен на имущество, значительный уровень износа основных фондов, а также господдержка позволили лизинговой отрасли быстро и качественно восстановиться после кризиса. Однако данный импульс ослабевает, а макроэкономические условия более не помогают расти. Между тем меняются локомотивы и точки для развития


В первом полугодии 2023-го отрасль продемонстрировала почти двукратный рост, если судить по объемам нового бизнеса, который приблизился к отметке 1,5 трлн рублей, подсчитали аналитики агентства «Эксперт РА». При этом растущие объемы во многом были связаны с инфляцией и дефицитом из-за ухода крупных иностранных игроков. Тем не менее доля лизингового рынка в экономике в целом достигла 2,6%, тогда как в аналогичном периоде 2022 года составляла лишь 1,4%. Суммарный портфель достиг 7,2 трлн рублей (прирост почти на 7%).

Если говорить о корпоративных сегментах, то наибольшую динамику продемонстрировала железнодорожная техника, что связано с переориентацией грузовых потоков с Запада на Восток. Помимо этого существенный вклад в рост внесли рекордный урожай злаковых и поддержка государством инфраструктурных проектов.

Сегмент лизинга грузовых автомобилей остается крупнейшим в отрасли. За первые шесть месяцев этого года доля нового бизнеса с грузовиками достигла 31% всего рынка, или 466 млрд рублей в денежном выражении.

Объем лизинга в автопродажах за рассматриваемый период увеличился с 60 до 85%, в новых легковых и коммерческих автомобилях — с 16 до 20%.

Результаты девяти месяцев 2023 года также показали, что отрасль динамично развивается. Согласно оценкам Национального рейтингового агентства (НРА), количество новых предметов лизинга, переданных клиентам, оказалось за рассматриваемый период на 70% выше уровня 2022 года. МСБ тут, как и во многих других отраслях экономики, оказался локомотивом восстановления. Так, доля МСП в отрасли в течение трех первых кварталов года выросла до 77% на фоне снижения доли крупного бизнеса.

Новый бизнес в сегменте производственных активов вырос на 50%. Именно производственные сектора отечественной экономики существенно пострадали от санкций, поскольку на наших предприятиях было очень много импортного оборудования. В этом смысле для профильных лизинговых компаний есть большой задел на будущее. Именно импортозамещение будет в среднесрочной (и даже в долгосрочной) перспективе оставаться ключевым фактором поддержки для всего рынка. Впрочем, часть оборудования придется покупать, но у «дружественных» стран.

Другим долгоиграющим фактором поддержки рынка выступает износ основных фондов, и тут масштабы для развития бизнеса впечатляющие. По данным Росстата, износ фондов коммерческих компаний превышает 48%, изношенность машин и оборудования — 57%. Государство всегда уделяло лизинговой отрасли повышенное внимание, и впредь меры поддержки в виде субсидирования ставок и других льгот будут оказывать существенную поддержку как отдельным сегментам, так и отрасли в целом.

А вот денежно-кредитные условия, сложившиеся в последние месяцы, к сожалению, будут неизбежно охлаждать спрос со стороны потенциальных лизингополучателей, особенно в четвертом квартале года. В НРА, к слову, выразили уверенность в том, что цикл снижения ключевой ставки начнется не раньше третьего-четвертого кварталов 2024 года. Таким образом, эксперты ожидают, что рынок в 2024 году вырастет не более чем на 7–10% уровня 2023 года.

Новый бизнес, согласно прогнозу аналитического центра «БизнесДром», в будущем году может достичь 3,3 трлн рублей в денежном выражении. Объем лизингового портфеля, по мнению аналитиков, в 2024 году будет в пределах 9 трлн рублей.

Наступающий 2024-й — год смены локомотивов развития. Цикл обновления корпоративного и грузового автотранспорта подходит к концу, однако сегмент производственного оборудования, наоборот, наращивает обороты.

Именно поэтому в следующем году выиграют те компании, которые специализируются на производственном оборудовании, а также те, у которых сформирована диверсифицированная бизнес-модель. Производственное оборудование востребовано со стороны больниц и поликлиник, телекомов, предприятий ЖКХ, пищевой промышленности и т.д.

Получается, что главные бенефициары такого тренда развития рынка — не моноцентричные компании (со специализацией, скажем, на автолизинге и тем более каком-то очень узком сегменте), а универсальные лизингодатели с диверсифицированным портфелем различного оборудования. Таким компаниям и рейтинговые агентства ставят более высокие оценки, чем в среднем по отрасли. Например, кредитный рейтинг был повышен у компаний «АРЕНЗА-ПРО» (в июне АКРА присвоила ВВ+), «Аквилон» (до ВВ+ от АКРА), «Экономлизинг» (ВВ+ от Эксперт РА). доля оборудования у этих компаний составляет соответственно 100%, 83% и 67% от портфелей. Эти компании и растут быстрее рынка. По итогам 9 месяцев 2023 года лизинговый портфель Arenza («АРЕНЗА-ПРО») показал прирост на 81%. Выручка компании выросла на 57% к аналогичному периоду 2022-го, а чистая прибыль почти удвоилась. Интересно, что акционеры Arenza объявили о планах провести IPO в течение двух лет. Если это случится, то на Московской бирже появится первая в России бумага из лизинговой отрасли.

Как мы видим, главный риск лизинговой отрасли — низкое кредитное качество эмитентов — уже не так актуален. Кредитоспобосность компаний растет, что подтверждают и рейтинговые агентства. Политика Банка России не будет способствовать ускорению развития отрасли, однако и главным барьером для нее в 2024 году вряд ли станет. Что касается других рисков — нарушения логистических и платежных цепочек, нехватки оборудования, сокращения спроса из-за инфляции — то они, как говорят на фондовом рынке, уже «включены в цену» и вряд ли будут оказывать сильное давление на финансовый результат. В ближайшие годы отрасль ждет здоровый органический рост благодаря точечной государственной поддержке и нейтральной финансовой операционной среде.






Новости Новости Релизы