Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
15-16 апреля состоялась XV Международная конференция «Платежная индустрия: практика и трансформация после пандемии», организованная Ассоциацией банков России. Спикеры обсудили драйверы развития рынка в эпоху трансформации, роль цифрового рубля в денежном обращении и развитие экосистем
Во второй, заключительный день конференции участники и выступающие оценили сложившуюся на российском и мировом рынках ситуацию и поделились интересными проектами. К участию на второй пленарной сессии присоединились представители Visa, КИВИ Банк, Сбербанк и НПС. Темой обсуждения стали виртуальные карты и токенизация в России, система казначейских платежей и инновации в области эквайринга. Директор дивизиона «Транзакционный бизнес» Сбербанка Сергей Попов рассказал о технологиях, упрощающих процесс пользования картой, доля которой в цифровом виде составляет 35%. По его мнению, стимулирование b2b-транзакций с использованием бизнес-карт должно происходить с пересмотром и внесением изменений в законодательство по порядку выдачи и получения закрывающих документов. К проблемам, препятствующим развитию карт, сегодня относятся ограниченные возможности кассового ПО, потребность в обогащении атрибутного состава чека и низкий уровень финансовой грамотности клиентов.
Председатель совета директоров КИВИ Банка Мария Шевченко отметила методы увеличения финансовой доступности через платежные решения — это самоинкассация через терминалы БПА и технологии SoftPos. Подробнее на решениях Tap to Phone остановился директор департамента инновационных технологий платежной системы Visa Алексей Денисов. Основные требования к концепции — это возможность деактивации приложения вместе с защитой от несанкционированной модификации и шифрование платежных данных. Обязательные этапы одобрения решения Tap to Phone будут происходить с тестом на уязвимость и проникновение, а также manual cross тестом.
Далее участники обсудили аутсорсинг услуг наличного денежного обращения (НДО) и монетную площадку ЦБ. Заместитель директора департамента наличного денежного обращения Банка России Алексей Пауничев назвал главные цели регулятора в области НДО. По его мнению, повышение эффективности инфраструктуры НДО будет происходить на основе роботизации и цифровизации процессов как методов адаптации к экономическим реалиям. Начальник управления кассовых сервисов Банка ВТБ Елена Чигиринская отметила неизбежную консолидацию процессов, обусловленную переходом к объединенной системе НДО посредством создания национального центра пересчета. О тенденции создания сети независимых банкоматов системы white label рассказал председатель совета директоров «ИНКАХРАН» Валерий Чулков, отметив необходимые регуляторные изменения в развитии НДО.
Вторая дискуссионная сессия «Развитие системы быстрых платежей: новые сервисы и возможности» была посвящена примерам практических реализаций СБП для сфер торговли и бизнеса. Председатель совета директоров «Элплат» Константин Красноперов поделился мнением об альтернативных способах реализации СБП, среди которых были выделены освобождение ТСП от использования оборудования и отсутствие привязки к сторонним карточным процессам. Проект оплаты проезда в общественном транспорте будет реализован методом контроля в мобильном телефоне. О сложностях выплаты заработной платы рассказал начальник управления «Зарплатные проекты» ВТБ Банка Гариф Ромашкин, назвав проблему идентификации клиента и сложности в технологической структуре процесса. Директор по инновациям «СКБ-Банка» Виталий Копысов отметил одну из главных задач развития СБП в области выплаты зарплат — создание культуры по получению средств без увода в другой банк.
По вопросам регулирования эквайринговых комиссий и инновационной технологии SoftPos высказались представители ВТБ, «ФК Открытие», Промсвязьбанка. Директор департамента эквайринга Банка «Русский Стандарт» Инна Емельянова отметила рост использования решений SoftPos, который составил 92% оплат ТСП бесконтактным методом в третьем квартале 2020 года. При этом в планах компании — привлечь к решению SoftPos более 4 тыс. торговых предприятий до конца 2021 года. Генеральный директ Национальной платежной ассоциации Мария Михайлова оценила ситуацию с позиции отраслевого развития. По ее мнению, препятствием в развитии платежной сферы остается проблема взгляда регулятора — приоритеты выстраиваются в неправильном направлении, с игнорированием общих экономических принципов.
На заключительной сессии спикеры обсудили проблему контроля клиентских устройств, задавшись вопросом: является ли необходимость сбора данных банком вмешательством в частную жизнь клиента? Представители компаний выделили следующий тезис: кибербезопансость как комплексная задача должна иметь проработанную нормативную базу, которая определит правила работы с данными клиента. Директор по росту BI.ZONE Рустэм Хайретдинов рассказал о необходимости знания данных о получателе денег для защиты клиента от мошенничества в Сети.
Заместитель директора по маркетингу Astra Linux Анастасия Спирькова рассказала о возможной мере защиты клиентских устройств — разработке приложения, которое бы сканировало устройство на предмет безопасного взаимодействия с банковским приложением. Роль ФинЦЕРТ отметил начальник Управления противодействия мошенничеству и безопасности Банка ГПБ Николай Пятиизбянцев. По его мнению, система имеет положительный опыт в информировании об угрозах, однако не справляется с борьбой против мошенничества. В конце дискуссии мнения участников о необходимости обучения клиента грамотности в Сети разделились.
Санкционное давление и все новые меры, которые призваны ослабить российскую экономику и создать проблемы для ее внешней торговли, на самом деле становятся катализатором глобальных структурных сдвигов: формирования альтернативных платежных, финансовых систем, перехода к цифровым расчетам и снижению роли доллара