Банковское обозрение

Финансовая сфера

03.10.2019 Аналитика
Платежный прыжок через эпоху

Согласно новому отчету BCG, Россия стала мировым лидером по числу защищенных токенизированных транзакций и крупнейшим в Европе рынком по объему операций с использованием цифровых кошельков


Павел Самиев
Генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром», председатель комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам

В уже более зрелой и более конкурентной отрасли платежных услуг, чтобы продолжать расти, традиционным игрокам придется ускоренными темпами цифровизироваться, увеличивать масштаб, оптимизировать электронную и мобильную коммерцию и выходить на развивающиеся рынки

Новые игроки продолжают понемногу отщипывать от «пирога» прибыли традиционных участников рынка, которым следует сфокусироваться на расширении своего бизнеса, определив критически значимые для будущего области и выбрав те из них, где они обладают очевидными преимуществами. Это отмечается в новом отчете BCG под названием «Глобальный рынок платежных услуг 2019: потенциал растущих направлений» (Global Payments 2019: Tapping into Pockets of Growth).

«Пути, которыми пойдут глобальные, региональные и местные игроки, будут совершенно разными, — говорит Ян Сенан, партнер в парижском офисе BCG, соавтор отчета и руководитель глобального направления BCG по платежам и банковским транзакциям. — Но именно те банки, которым удастся использовать наилучшим образом перспективные быстрорастущие области, быструю цифровизацию и операционные улучшения, получат особенно значительные выгоды».

 

В России, как отметил Макс Хаузер, управляющий директор и партнер BCG и глава экспертной практики Digital в России и СНГ, в 2010–2018 годах наблюдался феноменальный, 30-кратный рост числа безналичных карточных транзакций: с 5,8 до 172 в год на человека. По этому показателю Россия обогнала все страны Европы, в том числе лидеров, которые за тот же период показали двух- и трехкратный рост. Причины такого успеха заключаются в том, что действия каждого из участников процесса перехода на безналичные операции работали друг для друга как катализаторы, подпитывая и усиливая его бурное развитие, подчеркнул Хаузер:

— банки осознали ценность [безналичных операций] и активно инвестировали в выстраивание отношений с клиентами, в то же время создавая для них мощные стимулы для перехода к использованию безналичных операций и раскрывая все преимущества новой системы в ходе интенсивных обучающих программ. Широкое распространение платежных карт также создавало выгодные условия для старта»;

— эквайреры обеспечили быстрое увеличение количества терминалов по всей стране, в том числе терминалов нового поколения, позволяющих осуществлять бесконтактные платежи;

— российские потребители, во многих аспектах жизни свободные от унаследованных традиций, смогли «перепрыгнуть» сразу через несколько этапов (“leapfrog”). Неудивительно, что адаптация бесконтактных платежей и платежей с использованием мобильных телефонов (Apple Pay, Samsung Pay) прошла в России более успешно, чем где-либо еще в мире.

Перспективы развития рынка

По результатам анализа, дополненным данными SWIFT, годовой рост выручки (CAGR) глобального рынка платежей в 2019–2028 годах будет составлять 5,9%, что почти не отличается от средних показателей роста в период 2010–2018 годов (–5,8%). Этот рост, частично обеспечиваемый устойчивым ростом безналичных транзакций, к 2028 году позволит увеличить пул выручки рынка платежей на 1 трлн долларов и достичь 2,8 трлн. Двигателем этого роста станут страны с быстро развивающейся экономикой. Согласно оценкам, годовые темпы роста рынка розничных платежей в 2019–2028 годах будут составлять 6,0%, благодаря чему он будет умеренно опережать рынок корпоративных платежей с его 5,6% роста в од. Ключевым драйвером роста розничного рынка станут электронная коммерция и другие дистанционные транзакции. Как ожидает BCG, в ближайшие пять лет этот сегмент будет расти на 11% в год.

В 2010–2018 годах годовой рост выручки платежей в России достиг 22,1%, прогноз на 2019–2028 годы составил 11,8%, таким образом, Россия продолжает опережать другие страны, рассмотренные в исследовании

Годовой рост выручки рынка платежей в Европе ожидается на уровне 5,9% вплоть до 2028 года. В странах Западной Европы после стагнации в 2010–2018 годах доходы от услуг по обслуживанию платежей будут увеличиваться на 5% в год, тем самым поддерживая рост по региону в целом. В восточноевропейских странах этот рост в тот же период будет заметно выше: по прогнозам, показатели CAGR в период с 2019 по 2028 год составят 7,4%, причем Россия — основной драйвер этого роста. В 2010–2018 годах годовой рост выручки платежей в России достиг 22,1%, прогноз на 2019–2028 годы составил 11,8%, таким образом, Россия продолжает опережать другие страны, рассмотренные в исследовании (всего 58).

Как уже отмечалось в прошлогоднем отчете, сочетание доступного финансирования розничной торговли, высокой концентрации рынка и массовых инвестиций в развитие новых технологий способствовало появлению так называемого российского чуда, благодаря которому Россия стала мировым лидером по числу защищенных токенизированных транзакций и крупнейшим в Европе рынком по объему операций с использованием цифровых кошельков.

Розничные платежи: найти перспективные быстрорастущие направления

Традиционным розничным игрокам придется приложить много усилий, для того чтобы получить свою долю роста в условиях подрывных изменений на глобальном рынке платежей. Некоторые из этих изменений связаны с давлением со стороны регуляторов, которое приводит к снижению комиссии за межбанковские операции. Однако самые значительные сдвиги связаны со стремительным расширением присутствия финансово-технологических компаний («финтехов»), которое ускоряет технологические инновации и усиливает позиции торговых предприятий, являющихся клиентами банков. Ландшафт рынка розничных платежей в 2020-е годы будут определять главным образом следующие три фактора:

  • денежные переводы возвращаются. Мы можем наблюдать масштабные инновации в процессах перехода денег из рук в руки и в инфраструктуре, обеспечивающей эти перемещения. По всему миру появляется много новых механизмов для осуществления платежей в режиме реального времени;
  • усиление конкуренции подталкивает к слияниям и размыванию границ. Эмитенты и эквайреры ищут партнеров, стремясь приобрести ключевые компетенции и набрать масштаб;
  • данные используются не только для оценки рисков. Ведущие игроки начинают фокусироваться на клиентском опыте, а самые передовые — использовать данные для персонализации работы с клиентами и клиентских путей.

Корпоративный сегмент рынка платежей: некоторые части больше целого

Согласно отчету, сектор корпоративных платежей в значительной степени продолжают формировать такие факторы, как устойчивый прогресс в разработке цифровых инструментов и быстро развивающиеся компетенции цифровых игроков и финтехов. Наиболее значимые подрывные силы в этом секторе — распространение систем для осуществления платежей в режиме реального времени, усиление конкуренции на международном уровне и растущее число связей и взаимозависимостей между корпоративными и вендорскими платежными системами. В попытке снизить уровень сложности, создаваемой этой динамикой, финансовые директора больших корпораций и небольших компаний все чаще рассматривают возможность перехода на небанковские платформы. Чтобы сохранить прочные связи с корпоративными клиентами, традиционным игрокам предстоит обеспечить такой же уровень удобства, помочь корпоративным казначеям оптимизировать взаимодействия в сфере платежей и предоставить им услуги управления денежными средствами, сверки счетов, финансирования цепочки поставок и международных платежей.

Как показано в отчете, корпоративные банки могут использовать свой масштаб, ресурсы и другие естественные преимущества, чтобы превратить подрывные изменения в возможности. Быстрое расширение рынка корпоративных платежей в последнее десятилетие привело к высокому уровню сложности в сферах предложения, конкуренции, используемых технологий. Способность снизить уровень сложности и предложить более простые решения по всей цепочке создания стоимости принесет самые большие выгоды как новым участникам, так и традиционным игрокам.

«В конечном счете все сводится к тому, что компании в секторе корпоративных платежей должны делать агрессивные, но выборочные инвестиции, фокусируясь на ограниченном числе стратегических и операционных аспектов, способных обеспечить рост выше среднего уровня. Мы рекомендуем банкам рассматривать возможности в таких перспективных нишах, как международные платежи, торговое финансирование, финансирование оборотного капитала и цепочки поставок», — отметил Сушил Малхотра, партнер в нью-йоркском офисе BCG и один из авторов отчета.

 




Присоединяйся к нам в телеграмм