Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Пленум Верховного Суда инициировал принятие поправок к Закону о банкротстве
25.12.2023 Best-practice

Пленум Верховного Суда инициировал принятие поправок к Закону о банкротстве

Пленум ВС РФ 19 декабря 2023 года представил новый проект реформы банкротного законодательства, одобрил его и в скором времени внесет в Государственную думу. Одновременно с этим был отозван прежний законопроект о банкротстве, который не был принят Госдумой на этапе второго чтения


Необходимость принятия поправок в Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон банкротстве) назрели давно и имеют три направления.

Первое направление. Снижение нагрузки на суды, процессуальная экономия и упрощение производства дел о банкротстве для всех сторон

1. Дела о банкротстве состоят из большого количества обособленных споров, самые многочисленные из которых — рассмотрение требований о включении в реестр и продление процедуры конкурсного производства. При этом большая часть требований включается без возражений арбитражного управляющего и кредиторов или заявляются несущественные возражения, «по долгу службы», а не по реальным основаниям. Поправки предусматривают рассмотрение требования судом единолично, судебные заседания назначаются только в случае поступления возражений. Это снизит нагрузку на суды и арбитражных управляющих при рассмотрении обоснованных или незначительных требований.

Такая же процедура вводится для рассмотрения разногласий в предусмотренных законом случаях — судьей единолично без вызова сторон с объявлением лишь резолютивной части, а мотивировки — только по запросу. Поскольку в порядке разногласий рассматривается большое количество обособленных споров, это существенно облегчит работу судам и сторонам дела.

Что касается продления процедуры конкурсного производства, которое происходит каждые шесть месяцев, судебные заседания проводятся или «на бумаге», или формально, но при этом все равно тратятся время, ресурсы, арбитражные управляющие должны заявлять ходатайство о продлении. Обжалуется не более 1% всех определений о продлении. Поправки закономерно предлагают автоматическое продление процедуры конкурсного производства.

2. Поправки упрощают процесс утверждения процентного вознаграждения арбитражного управляющего. Сейчас процентное вознаграждение любого размера утверждается в судебном заседании. Согласно поправкам, до 100 тыс. рублей арбитражный управляющий может выплатить себе самостоятельно, сумма от 100 тыс. до 1 млн рублей утверждается судом без вызова сторон, и только вознаграждение в размере более 1 млн рублей — в текущем порядке (в порядке разрешения разногласий, с вызовом сторон).

3. Унифицируются сроки обжалования судебных актов. Сейчас Законом о банкротстве и Арбитражным процессуальным кодексом (АПК РФ) предусмотрено три срока для обжалования разных видов актов, а будет — один для всех: месяц со дня вынесения в апелляцию, месяц со дня вынесения в кассацию. «Проще» — означает «лучше»; юристы перестанут путаться и порождать бессмысленные споры об оспаривании отказов и восстановлении сроков.

Второе направление. Актуализация положений Закона с учетом прошедшего с его принятия времени и изменений в экономической ситуации

Поправки повышают сумму требований к юридическому лицу, по которой может быть возбуждено дело о банкротстве, с 300 тыс. рублей до 2 млн рублей для обычных юридических лиц и с 500 тыс. рублей до 3 млн для специализированных субъектов (сельскохозяйственных, кредитных организаций, стратегических предприятий, субъектов естественных монополий). Это обоснованно с экономической и процессуальной точек зрения. Пороговые значения сумм для возбуждения дел о банкротстве устанавливались в 2002 году, и с учетом инфляции и текущей стоимости денег предложенные поправками суммы как раз соответствуют суммам 2002 года. Увеличение до 2 млн рублей предотвращает возможность злоупотребления со стороны заявителя, который сейчас может получить судебный акт в порядке упрощенного или приказного производства и успеть заявить СРО или административного управляющего на процедуру и тем самым получить возможность влиять на процедуру.

Третье направление. Включение в Закон положений, которые зафиксированы в пленумах или применяются в судебной практике

1. Поправки закрепляют порядок экстраординарного обжалования, который сейчас предусмотрен в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35. Суть этого института состоит в том, что кредиторы или арбитражный управляющий могут оспорить судебный акт, на котором основано требование кредитора, в рамках судебного спора, где был вынесен этот судебный акт. На 35-м Пленуме этому посвящен один п. 24. Возникали сложности с определением сроков для обжалования и круга лиц, имеющих право на обжалование. Суды отказывали кредиторам (хотя они указаны в п. 24), приходилось оспаривать отказы в судах вышестоящих инстанций. Также суды по-разному считали сроки подачи жалоб: то — как для оспаривания судебных актов, которые нарушают права и законные интересы третьих лиц, то — как для оспаривания по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Судебная практика по этому вопросу менялась на глазах. Это приводило к правовой неопределенности и разночтениям и порождало еще больше споров. Поправки устанавливают процессуальный порядок такого рассмотрения (по вновь открывшимся обстоятельствам) и конкретизируют круг лиц, что снимет какую-либо неопределенность.

2. Установлена возможность снижения суммы вознаграждения арбитражного управляющего. Кредиторы активно используют эту опцию, которая сложилась в судебной практике, сейчас она закреплена законодательно.

3. Право участия в обособленных спорах по рассмотрению требований и в экстраординарном обжаловании «будущих» кредиторов, требование которых «созреет» в будущем. Для такого участия таким кредиторам необходимо обосновать вероятность предъявления требования в будущем. С одной стороны, это новшество направлено на защиту прав потенциальных кредиторов, с другой — расширяет круг лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве и превращает дело в менее «стабильное», дело о банкротстве будто «разрастается» в будущее, которое может и не реализоваться.

Наиболее полезные поправки — это те, которые уменьшают количество ненужных действий: упрощается рассмотрение разногласий и требований и автоматически продляется процедура, потому что ведет к экономии временных и человеческих ресурсов в судах и у арбитражных управляющих и кредиторов, а значит, сокращает расходы и издержки в делах о банкротстве, увеличивает пороговые значения для возбуждения дела о банкротстве, поскольку снижается количество банкротных дел.

Самые спорные поправки — это возможность восстановления срока на предъявление требований кредиторов: реестр требований кредиторов сможет измениться из-за включения просроченных требований, когда пройдет уже значительное время. Новые кредиторы могут начать оспаривать решения собраний кредиторов по выбору СРО, арбитражного управляющего, по утверждению положений о порядке продажи; начать оспаривать распределение денежных средств от продажи и пр. Это порождает неопределенность, увеличивает количество судебных споров, что приводит к удорожанию дел о банкротстве, увеличению сроков рассмотрения и возможности злоупотреблений.

Новый способ обжалования требований — путем подачи заявления об исключении требования кредитора из реестра требований кредиторов либо об изменении его очередности. Есть процессуальный институт оспаривания судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Неясно, зачем множить сущности, частично дублируя существующие институты и создавая особый процессуальный порядок в обход АПК РФ.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ