Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Ни Яндекс, ни Facebook, ни Google не готовы сегодня участвовать в сложном банковском бизнесе.
Банковские платформы заточены на безоговорочную транзакционную целостность, а BigTech — на безудержное масштабирование, порой в ущерб целостности информации. То, что лента Facebook вам частенько показывает разные вещи на разных устройствах, — привычно, но представьте, что вам мобильный банк и банкомат показывают разные балансы на счете! Различия эти — не только в видах используемых базовых технологий, но и в профессиональной культуре создающих IТ-решения специалистов — поколение программистов, выросшее на EB-платформах, часто с недоумением смотрят на то, что BigTech стремится быть всюду, иногда по дороге теряя целостность информации. Банковские IТ-решения, культура, базируются на другом принципе: абсолютная целостность в обработке и отображении действий и информации клиента, всегда. Опыт банков в создании высоконагруженных OLTP-платформ в обозримом будущем останется вне конкуренции.
При всей скорости создания BigTech-игроками новых решений (хотя, когда вы видели что-то сильно новое в Google?) большая часть происходящего — это изменения CX/UX/UI, клиентских путей и опыта в небольшом количестве более или менее тех же корневых продуктов и сервисов. Продукты BigTech растут верхом, «ботвой». Что же касается банков, то для них UX/UI — важная, но не первичная задача. Давление на продуктовые линейки банков идет из глубины, от регулятора, учета, тарифов, конкурентов.
Банковские клиенты хотят новую услугу, а не новую оболочку старой. Платформы и системы заточены под быстрое создание продуктов, новых по своему принципиальному функционалу, а не по уровню дружелюбия интерфейса. В качестве примеров можно назвать системы скоринга, интеграции кредитных и расчетных продуктов, инновации в платежах, инновационные инвестиционные продукты. Банковский козырь в конкуренции с BigTech — принципиально иная глубина продуктообразования.
Гигантские объемы данных у BigTech-компаний используются ими в основном для таргетированния маркетинга и рекламы, иногда своих продуктов и сервисов, но все чаще чужих, и в конечном счете — продаж чего-то неведомого, размещенного на их платформе невесть кем.
Все эти петабайты позволяют вычислить, в какое время суток клиент более склонен купить или в какой контекст поместить рекламу продукта, чтобы зацепило глаз. Но ценность этого невелика и порой отрицательна, если продукт — какое-то малоинтересное старье или нечто неизвестного происхождения и качества, просто маркетируемое через модную ныне платформенную модель бизнеса. Взгляните на платформы, подсовывающие вам сотни версий одного и того же просто потому, что вы имели неосторожность впечатать не то слово в поисковике.
Эффективность BigData без качественного инновационного продуктообразования невысока, вплоть до минуса — спама, при этом именно банковская продуктовая машина несравненна по мощности и качеству продуктового предложения. Более того, банки научились использовать свои внушительные объемы BigData в продуктообразовании и именно на силе продукта строят механизмы продвижения.
Ну и, конечно, компетенция банков в создании финансовых продуктов большой функциональной глубины кратно повышает эффективность использования данных для привлечения клиентов.
Это звучит странно, но BigTech изначально был цифровым, и цифровизироваться ему особенно не приходилось. На самом деле большинству BigTech-гигантов вообще не приходилось трансформироваться, переизобретать модели своего бизнеса. Банки же за последние 10 лет реально изобрели себя заново, перепрыгнув из мира физических продуктов и услуг к продуктам цифровым и интегрированным.
Банковская сфера уже прошла через горнило кардинальных изменений и сохранила жизнеспособность, доказав способность это делать раз за разом, а вот BigTech еще только заглядывает в малоприятное будущее антимонопольных исков, ответственности за распространяемую информацию, утверждения права на забвение, необходимости цензуры, репатриации доходов и прочих экзистенциальных встрясок бизнес-модели.
Рост числа банкротных дел, ухищренный вывод активов, сомнительные схемы и иные злоупотребления — все это бросает новый вызов арбитражным управляющим и кредиторам в борьбе за активы разорившихся компаний. Банкротное законодательство и судебная практика пытаются найти баланс между интересами кредиторов и правами контролирующих должника лиц (далее также — КДЛ): где та тонкая грань между банкротством в силу объективных факторов и умышленными действиями контролирующих должника лиц по выводу активов?