Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Тренды 2024: IT-аутсорсинг, Embedded Finance и BNPL…
12.03.2024 FinRegulationFinRetailFinTechАналитика

Тренды 2024: IT-аутсорсинг, Embedded Finance и BNPL…

Какие векторы развития в банкинге могут стать главными в 2024 году


Интернет-банкинг. Поиск новых идей

Уровень проникновения систем дистанционного банковского обслуживания в 2021 году составлял 75,4%, а сейчас равен 75,8%, то есть роста практически нет — рынок устоялся.

С цифрами тяжело спорить. Уровень проникновения финансовых сервисов в России очень высок. Все, что позволяет действующее законодательство, уже изобрели и внедрили в онлайн-банкинге. Все поколения охвачены, банки подключили и студентов, и даже частично школьников. И банкам нужны новые идеи.

Эволюцию онлайн-банкинга можно сравнить с автомобилестроением. Примерно 100 лет назад сформировалась техническая компоновка автомобиля: четыре колеса, двигатель, салон для пассажиров. И сто лет автопроизводители улучшают эти компоненты, их показатели. Автомобили 60-х и 90-х годов прошлого века принципиально ничем не различались, кроме внешнего вида. Позже в авто начали добавлять электронные системы. Но кардинально автомобили не изменились — все те же четыре колеса, силовая установка и пространство для пассажиров. Это не значит, что автомобили перестали быть популярными, мы все ими пользуемся.

Точно так же не значит, что, выйдя на «полку» в динамике развития дистанционного банковского обслуживания (ДБО), банки остановились. Кросс-функциональные команды большинства банков, объединяющие менеджеров онлайн-банкинга и IT-специалистов, а это тысячи человек, пытаются что-то добавить в свой мобильный банк, постоянно что-то переделывают и улучшают.

Банки пытаются отличаться друг от друга тем, что добавляют партнерские сервисы, превращая мобильный банк в мультисервисное приложение. Реализуются механизмы BNPL-банкинга (оплата покупок частями), семейного банкинга.

Можно считать перспективной интеграцию в онлайн-банкинг сервисов для предпринимателей малого и среднего бизнеса.

Некоторые банки уже начали делать функционал, где клиент в «одном окне» получает сервис и как предприниматель, и как физлицо. Развитие таких сервисов может стать одним из трендов 2025 года.

Но все это небольшие улучшения дистанционного финансового обслуживания, прорывных идей нет. Все офлайн-сервисы банков, которые можно было перевести, — уже в онлайне.

Место для шага вперед

Технически финтеху под силу в достаточно короткий срок реализовать в интернет-банкинге механизмы интегрированной биометрии и удаленной идентификации, чтобы человек мог стать клиентом банка и быстро получить доступ к финансовым услугам без личного контакта с сотрудником банка. Пока даже необанки, у которых нет клиентских офисов, проводят очную идентификацию, например когда сотрудник привозит клиенту первую карту.

Эти нововведения, вероятно, дадут существенный импульс к созданию новых сервисов и развитию дистанционного банковского обслуживания.

Но сейчас финтех не может реализовать этот функционал, удобный и людям, и банкам, из-за законодательных ограничений. В диалоге представителей финтеха и регулятора нужно искать технологические пути для внедрения удобной и безопасной удаленной идентификации.

Сергей Путятинский, заместитель председателя правления МКБ. Фото: МКБ

Сергей Путятинский, заместитель председателя правления МКБ. Фото: МКБ

Чем привлекать новых клиентов в 2024 году

Банки пока не до конца научились понимать клиента, предлагать ему действительно нужные продукты. Владеть данными о клиенте недостаточно, необходимо правильно их интерпретировать.

Когда банки продвинутся в прогнозировании поведения клиентов, нас с вами перестанут закидывать СМС-ками, звонками и пушами о продуктах, которые нам не нужны.

Поэтому банки, которые используют Big Data, в 2024 году будут точнее «попадать» в актуальные потребности людей в банковских услугах и продуктах, получат конкурентное преимущество, новых клиентов и лояльность действующих.

Аутсорс: опасный и полезный

Еще один момент, за которым в 2024 году необходимо следить как банкам, так и IT-компаниям, даже не работающим в сфере финтеха, — IT-аутсорсинг. В сентябре 2023 года на международном банковском форуме Банк России представил результаты исследования об использовании финансовыми организациями аутсорсинга информационных технологий и облачных услуг. Выводы регулятора в части управления рисками при привлечении банками поставщиков отнюдь не радужные. Центральный банк готовит законопроект для регулирования отношений между банками — заказчиками IT-услуг, их поставщиками и регулятором как надзорным органом.

Надо ли опасаться, что в случае принятия закона он будет тормозить развитие финтеха? Нет, так как регулирование «серых зон» развивает рынок. Мы работаем с банковской отраслью и должны управлять рисками, понимать, что можно отдавать на аутсорс, а что — нельзя. Появятся новые правила, некоторые IT-компании пойдут в финтех как в новую для себя нишу для развития бизнеса, банки найдут возможность для оптимизации.

Банк России уделяет этому особое внимание, потому что наши персональные данные размещены на различных площадках. Без регулирования данные о транзакциях, остатках, финансовых возможностях и предпочтениях теоретически могут оказаться где угодно, не только на территории России.

При этом Центральный банк России допускает свободу участников банковского рынка и учитывает интересы банковского бизнеса. Такой открытый диалог банков с регулятором, который выстроен в России, есть не в каждой стране.

Финансовые услуги — там, где они нужны людям

Среди направлений развития финтеха перспективной является концепция встроенных финансов (Embedded Finance). Это встраивание через API финансовых услуг (например, кредитных продуктов) в традиционно нефинансовые площадки: маркетплейсы, социальные сети или игровые приложения. Внедрение Embeded Finance дает конкурентное преимуществом тем банкам, которые раньше конкурентов начали этим заниматься.

Есть мнение, что к 2025 году встроенное финансирование может составить 25% банковских доходов от обслуживания малого и среднего бизнеса.

Но развитие Embedded Finance требует от финансовой организации достаточно высокого уровня технологичности, возможности не только полноценно оказывать свои сервисы в онлайне, но и быстро интегрироваться с партнерами. Важно отстаивать свои сервисы у партнера удобно для клиента, ненавязчиво, тактично.

Это интеграция с маркетплейсами, крупными IT-игроками, например с поставщиками систем электронного документооборота или систем сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности. Очень удобно, когда бухгалтер, занимающийся в своей системе отчетностью, имеет в этом же окне весь необходимый набор финансовых сервисов для перечисления налогов и сборов.

Будущее — за Embedded Finance, хотя встраивание инструмента в сторонние сайты и экосистемы, где клиент проводит значительное время, немного размывает понятие онлайн-банкинга. Ведь вместо того, чтобы входить в свой личный кабинет в приложении банка, человек прямо на сайте маркетплейса может перевести деньги, получить не абстрактный, а целевой кредит на покупку конкретной вещи. Так банки выходят на взаимодействие с клиентом в то время и в том месте, когда и где человеку требуются финансовые услуги.

Дистанционное банковское обслуживание не исчезнет, но значительная часть транзакций со временем перетечет в Embedded Finance. Бурное тиражирование Embedded Finance в России произойдет в ближайшие несколько лет.

Например, на портале «Госуслуги» оно уже внедрено, и кажется, что толчок дадут такие технологичные маркетплейсы, как «Озон» и «Вайлдберриз».

Придется разделить ответственность

«Выстрелившие» в 2023 году сервисы BNPL, позволяющие оплачивать интернет-покупки частями и без процентов, — это тоже пример Embedded Finance. Людям понравилась услуга, которую запустили ведущие банки. Называется она по-разному: «Частями», «Долями», «Сплит», но суть одна — это скрытое кредитование.

Банк России хочет отрегулировать BNPL-сервисы по правилам кредитов и обязать банки отправлять всю информацию в Бюро кредитных историй, и это правильно.

Если банк финансирует покупку, то это одна из форм кредитования, и таковой ее надо признать участникам рынка. И предоставление этой услуги нуждается в расставлении точек над i. Например, что делать маркетплейсу, конкретному продавцу и банку, если клиент перестал платить после первого взноса? Получит ли он негативную кредитную историю? Есть вопросы и о правовом основании для взыскания задолженности с клиента. Правильно, если эта «серая зона» будет отрегулирована. Важно, чтобы удобства не приводили к обману клиента и искажению действительности.

Сохранят ли BNPL-сервисы привлекательность для людей после такого регулирования? Их популярность не упадет. Но если в их отношении будет введено стандартное регулирование, как в отношении кредитов, то, скорее всего, увеличится банковское резервирование, и эти сервисы станут дороже. Удорожание будет зашито в цену товара.

Поэтому в 2024 году банкам и крупным маркетплейсам надо внимательно следить за изменениями в этом направлении, участвовать в обсуждении форм регулирования без ущерба для бизнеса и клиентов.






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ