Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Употребляем отечественное
08.10.2015

Употребляем отечественное

Виноделие в Российской империи — явление уникальное. В промышленных масштабах оно начало развиваться лишь в середине XIX века и спустя два десятилетия по качеству производимой продукции достигло уровня Франции, Венгрии и Испании. При этом наша страна почти не экспортировала вино — все поглощал внутренний рынок. Ценители предпочитали российский алкоголь импортному — качество одинаковое, а цена значительно ниже. Никакого патриотизма, лишь трезвый расчет


Одна из основных причин бурного развития виноделия в Российской империи во второй половине XIX века — попытка реализации программы импортозамещения. И дело не в политических интригах Санкт-Петербурга, Лондона и Парижа, а в том, что ввозимый из-за границы алкоголь был очень дорогим. Как говорится, никакой политики, только бизнес. Достаточно сказать, что до начала XIX века водка считалась исключительно дворянским напитком. А французские вина и шампанское — предметами роскоши, которыми угощали дорогих, в прямом смысле этого слова, гостей только по праздникам. Дело в том, что регионы, где рос виноград и была развита культура виноделия (например, на территории Грузии вино начали производить еще в VII веке до н.э.), в большинстве своем были включены в состав Российской империи только в XIX веке. И с этого момента началась, говоря современным языком, реализация программы импотртозамещения.

Фактически к концу XIX века Крым и Краснодарский край стали аналогом провинции Шампань, а Бессарабия — Бургундии. Дело в том, что в Молдавии почти на 100% виноградников выращивался сорт Пино Нуар, тот же самый, что и во французской провинции. Разумеется, вина из Бургундии отличались от произведенных в Бессарабии, все же климат разный, но большинство потребителей устраивал и отечественный аналог. Тем более что по своим вкусо-ароматическим характеристикам он почти не уступал оригиналу, что подтверждалось многочисленными наградами на различных международных выставках.

Вина обычные и игристые

Виноделие на территории Крыма начало развиваться в эпоху античности — период с VI века до н. э. по IV век н. э. И уже тогда часть произведенного вина, говоря современным языком, шла на экспорт. Его охотно покупали соседи — кочевые племена. А в Херсонесе уже в наши дни археологи обнаружили плиту с такой надписью: «Народ почтил статуей Агасикла, размножившего виноградники на равнине».

С VI века основными производителя вина были христианские монастыри. Некоторые из них производили до 300 тыс. литров в год. Кроме того, в большинстве из них была установлена дневная норма употребления этого напитка «для пользы желудка» — 320 граммов в день. Кроме того, виноделием занимались и местные жители — немусульмане. Правда, последним приходилось платить нечто вроде налога крымским ханам — 20% стоимости произведенного вина.

После того как в 1783 году территория Крымского ханства была присоединена к Российской империи, отрасль виноделия пришла в упадок. Основные производители вина в Крыму — христиане — были переселены с полуострова на Азовское побережье. Виноградники пришли в запустение. Земли в Крыму стали раздаваться новым хозяевам, мало понимающим в виноградарстве и виноделии (равно как и их крестьяне).

И только к середине XIX века в Крыму была восстановлена отрасль виноделия. Так, в 1840-х годах насчитывалось уже 350 виноградарских хозяйств, а площади виноградников достигли 3,5 тыс. гектаров.

Самый значительный вклад в развитие крымского — и не только виноделия внес князь Лев Голицын. Не вдаваясь в подробности его бурной личной жизни, скажем, что в 1870-х годах он оказался в Крыму, выкупил имение «Новый Свет» и занялся виноделием. Его земельные владения непрерывно расширялись — окрестности Судака, Феодосии, Гурзуфа. Винодельческие эксперименты князя привели к тому, что его красные и белые вина, шампанское были удостоены золотых медалей на выставках в Москве, Ялте, Париже, а также Луизвилле и Нью-Орлеане (США). В Массандре был построен первый в России подземный завод туннельного типа для производства и выдержки столовых и десертных вин стоимостью 1,2 млн рублей, перестроены подвалы в Судаке.

В частности, именно Голицын организовал производство российского шампанского. Все бывшие до него попытки производства этого игристого вина оканчивались неудачей. В 1900 году в Париже, на Всемирной выставке голицынское шампанское получило Гран-при, то есть было признано лучшим, опередив даже французские марки. При этом один из французских дегустаторов, отдав пальму первенства напитку из России, до последнего момента был уверен, что это французское вино (конкурс был анонимным). И был немало поражен, узнав, кто стал победителем.

Справедливости ради отметим, что были и другие регионы в Российской империи, которые славились своими винами, в том числе и игристыми: Кубань, Бессарабия, Грузия, Азербайджан и др. Впрочем, расцвет этих регионов также начался с середины XIX века. Например, на правом берегу реки Дон вино из красных местных сортов винограда начали производить еще в VII веке до н.э. Правда, до конца XVIII века его употребляли исключительно местные жители.

В 1870 году чешский агроном Фридрих (Бедржих) Гейдук обнаружил недалеко от Новороссийска участок, сходный по своим природно-климатическим условиям с Шампанью. Это место — Абрау-Дюрсо — стало центром производства игристых вин в России. Здесь также была основана виноградарская селекционная станция.

«Хлебное вино»

Если импортное вино было предметом роскоши, а отечественное появилось лишь в середине XIX века, что тогда употребляли в Российской империи? Различные настойки, наливки и водку. Причем все, изготовленное на домашних винокурнях.

По мнению историка Вильяма Похлёбкина, водку — а точнее, как ее тогда называли, «хлебное вино», начали производить в московских монастырях в 40–60-х годах XV века. «Во-первых, монахи в привилегированных монастырях Москвы были наиболее образованными и технически сведущими людьми в Московском государстве. Во-вторых, они были знакомы либо по книгам, либо визуально с византийской практикой создания сикеры — изюмной и финиковой водки, а также могли ознакомиться сами или через приезжих греков (если они сами не были греками) с производством аквавиты в Италии при посещении этой страны. В-третьих, только в условиях монастыря могло быть изготовлено и опробовано необходимое оборудование. В-четвертых, только монастырское начальство и церковь в более широком смысле могли дать санкцию на производство и были экономически заинтересованы в нем», — написал он в изданной 1991 году монографии «История водки». Впрочем, спустя несколько десятилетий власти запретили ее производство в монастырях.

В XVI веке производство в монастырях было свернуто. Власти осознали, к чему может привести массовое и бесконтрольное производство крепкого алкоголя. Правда, все изменилось, когда Петр I ввел, среди прочих европейских обычаев, употребление вина. Вот только его стоимость оказалась слишком высокой, поэтому вспомнили о «хлебном вине».

Золотым веком водки принято считать период XVII — первая половина XIX веков. Тогда многочисленные винокуры постоянно экспериментировали с соотношением зерна, воды, солода, дрожжей и других добавочных ароматических компонентов, начиная от разных лесных трав (зверобоя, полыни, аниса, тмина), молодых почек различных деревьев (березы, ивы, ветлы, вербы), листьев ягодных растений (вишни и черной смородины) и кончая заморскими пряностями (бадьяном, имбирем, калганом, гвоздикой, мускатным цветом и пр.). Существовало несколько сотен сортов водки, которые отличались друг от друга вкусо-араматическими характеристиками.

ПОБЕДЫ РОССИЙСКИХ ВИНОДЕЛОВ
В 2014 году три российские компании — «Абрау-Дюрсо», «Дивноморское» и «Винодельня Ведерниковъ» — получили девять золотых медалей на Mundus Vini.
В мае 2015 года с конкурса International Wine & Spirit Competition, результаты которого озвучиваются в рамках крупнейшей международной выставки London International Wine Fair, Россия увезла три серебряных медали (две у «Кубань-Вино» и одна у «Абрау-Дюрсо») и восемь бронзовых (четыре у «Абрау-Дюрсо», две у «Кубань-Вино» и две у «Лефкадии»).

«По своей чистоте водка, производимая в отдельных аристократических хозяйствах русских магнатов — князей Шереметевых, Куракиных, графов Румянцевых и Разумовских, имела такой высокий стандарт качества, что затмевала даже знаменитые французские коньяки. Вот почему Екатерина II не только не стеснялась преподносить такую водку в подарок коронованным особам вроде Фридриха II Великого и Густава III Шведского, не говоря уже о мелких итальянских и германских государях, но и посылала ее как изысканный и экзотический напиток даже такому человеку, как Вольтер, хорошо знавшему толк во французских винах, нисколько не опасаясь стать жертвой его убийственного сарказма», — писал Вильям Похлёбкин в своей книги.

Отдельно нужно отметить, что во время золотого века водка считалась дворянским напитком. Аристократам дозволялось производить ее в своих имениях, не платя при этом акцизов. Правда, при одном условии — они делали ее лишь для домашнего употребления. Именно такой порядок ввела Екатерина II.

Когда в середине XIX века производство водки в России было поставлено на промышленную основу, то она стремительно начала терять свою элитарность и качество. Например, только в Москве ее производством занималось более 300 винокурен. Более того, со второй половине XIX века русскую ржаную водку стали экспортировать в Германию, в то время как на русском внутреннем рынке в качестве массового продукта стала доминировать картофельная дешевая водка из украинских губерний, вне только основном Полтавской и Киевской. В результате в 1894–1902 годах правительство Российской империи ввело монополию на производство и продажу водки с жестким контролем за ее качеством. Аналогичным образом поступили и большевики, когда осенью 1917 года захватили власть.

Российские бренди

Согласно архивным документам жители Российской империи впервые узнали вкус отечественного аналога коньяка в 1865 году в городе Кутаиси. Через какое-то время на территории всей Грузии возникли многочисленные кустарные винокурни, где производили нечто, напоминающее знаменитый французский напиток. Все дело в том, что технология основывалась не на знаниях, а, скорее, на слухах о том, «как это делают французы».

Возможно, производство грузинского «коньяка» так бы и осталось на том же низком уровне, если бы у молодого предпринимателя — коренного жителя Тбилиси Давида Сараджишвили — не появилась мечта: наладить выпуск собственного коньяка на строго научной основе. Он получил прекрасное образование. В 1867–1878 годах изучал химию в Германии, получив степени доктора химических наук и доктора философских наук, а в 1878–1879 годах, будучи уже зрелым ученым, изучал во Франции виноделие. Именно эти знания позволили ему поставить производство коньяка на промышленную основу. В 1888 году он открыл в Тбилиси первый в России коньячный завод. На следующий год — в Кизляре, в 1894 году — в Ереване, затем в Калараше (близ Кишинева, 1895 год), Баку (1896 год) и др. И он был не единственным. Например, в 1893 году на Кавказе уже работало 10 заводов, где производили коньяк.

Коньяки Сараджишвили были популярны по всей Российской империи и за рубежом. Так, в 1888–1913 годах на всемирных выставках они завоевали 14 золотых и серебряных медалей. В советское время разработанные им технологии производства коньяка строго соблюдались, благодаря чему этот напиток успешно конкурировал с аналогом, произведенным во Франции.

Впрочем, слава «коньячного короля» досталась не Давиду Сараджишвили, а двум братьям — Николаю и Леонтию Шустовым, сыновьям основателя, говоря современным языком, ликеро-водочной компании Николая Шустова. Эта фирма владела в Москве водочным и ликерным заводами, складами русских виноградных вин. Она торговала коньяком, наливками, ликерами, спиртом, водками, русскими виноградными винами.

В 1899 году фирма Шустовых сделала, пожалуй, одно из самых удачных своих приобретений, купив Ереванский коньячный завод Нерсеса Таирова. Предприятие было убыточным. Братья усовершенствовали устаревшее оборудование. Кроме этого, Леонтий Шустов занялся промышленным шпионажем. Для повышения качества своего напитка он отправился во французскую провинцию Коньяк на один из тамошних заводов, чтобы разузнать тонкости технологии. Вылазка в стан будущих конкурентов прошла удачно, и вскоре Шустовы начали выпускать отличное бренди. Его высокое качество обеспечивалось применением самых передовых технологий.

В 1900 году Николай Шустов инкогнито послал на выставку в Париж образцы своего коньяка. Профессиональное жюри единогласно присудило неизвестному виноделу Гран-при. А узнав, что победитель конкурса не француз, в порядке исключения разрешило Шустову писать на своих бутылках не «бренди», а «коньяк». На самом деле, это лишь легенда. Дело в том, что название «коньяк» было запатентовано лишь в 1909 году.

И это не единственный случай международного признания напитка. Золотые медали на выставках в Нижнем Новгороде, Антверпене, Амстердаме, Новом Орлеане, Варшаве. Англия ежегодно закупала у Шустовых 120 тыс. бутылок коньяка. Компания «Шустов и сыновья» с 1912 года была официальным поставщиком двора Его Императорского Величества.

Справедливости ради отметим, что братья наладили производство коньяка в Одессе и в Бессарабии. В частности, знаменитый в советское время молдавский коньяк придумали тоже они.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ