Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Вход только для топов и випов
17.11.2015 Аналитика

Вход только для топов и випов

Корпоративы остались в прошлом. Жесткая экономия бюджетов привела к тому, что рядовые сотрудники банков все реже развлекаются и все больше учатся, веселье же в основном доступно топ-менеджменту и лидерам бизнеса


В тучные годы, когда финансово-банковский рынок рос «как на дрожжах», финансовые организации, как правило, направляли много сил и средств на поддержание лояльности — не только клиентов, но и собственных сотрудников. Безусловно, главным праздником в году был и остается новогодний корпоратив, который устраивали, как правило, для основной части коллектива. Под проекты выделялись серьезные бюджеты, во многих банках были специалисты, которые отвечали за их планирование и реализацию, а подготовка начиналась чуть ли не летом.

Впрочем, новогодний корпоратив был, как правило, своеобразной «вишенкой на торте»: в течение года банки проводили множество вечеринок разного формата, посвященных важным датам и юбилеям, а также мероприятия по поощрению бизнес-лидеров и тим-билдинги, в том числе с выездом за рубеж, летние пикники — находилось множество поводов для веселья.

Банки не в тренде

В 2014 году наметилась тенденция серьезного урезания «увеселительных» бюджетов, а в 2015-м стало очевидно, что на развлечениях (как и на многом другом) можно экономить — об этом, открыто или непублично, говорят во многих банках. Факт, что вечеринок становится все меньше, подтверждают и эксперты. По просьбе «Б.О» Дарья Маслова, редактор ресурса Finbuzz.ru, проанализировала, где и как отдыхали в этом году представители финансовой отрасли. «Знаковые мероприятия, уже случившиеся в течение года, равно как и города, в которых кипела светская жизнь, можно пересчитать по пальцам», — уверена эксперт. Причем, что характерно, среди ивентов, которые сохранились у нее в памяти, практически не было банковских корпоративов.

Похожие выводы напрашиваются и после общения с исполнительным директором информационного агентства Банки.ру, руководителем проекта FINPARTY Еленой Ищеевой. Впрочем, «новогодние» перспективы рынка светские дамы оценивают по-разному. По мнению Дарьи Масловой, пока рано говорить о том, где и насколько пышно представители финансовой отрасли будут проводить традиционные декабрьские вечеринки для клиентов и сотрудников.

Елена Ищеева настроена куда менее оптимистично: «Про подготовку именно банковских корпоративов пока вообще никакой информации по рынку не ходит. У меня складывается впечатление, что всем в индустрии сейчас не до того».

Примерно о том же свидетельствуют и косвенные данные — опросы, проведенные «Б.О» при подготовке обзора среди банкиров и владельцев площадок, показывают: интерес к корпоративам снижается. Если в предыдущие годы к ноябрю рестораны и клубы практически на весь декабрь были заранее расписаны, то в текущем году бронирование площадок идет куда менее активно, признают их менеджеры в частных беседах.

Вечеринки на выезде

Дарья Маслова особенно выделяет из прошедших на рынке вечеринки, которые были организованы мегарегулятором, Ассоциацией «Россия», ассоциацией ACI Russia. «Все самое важное для коммерческих банков происходило по инициативе ЦБ, а хозяином выездных неформальных мероприятий выступил беспроигрышный Санкт-Петербург. Банк России, как, впрочем, и профильные ассоциации, не может позволить себе “выдохнуть” в плане вечеринок — с них спрашивают участники рынка, возлагая свои надежды на то, что “эпоха фонтана” продолжится, — считает эксперт. — ЦБ в этом году уже успел дважды “отработать”: главный форум прошел в июне в Санкт-Петербурге (там Банк России поужинал с банкирами в Летнем Дворце), а также в Казани, где в течение двух дней при поддержке Центрального банка России банковское сообщество обменивалось опытом в сфере финансовых инноваций и, конечно, тоже ужинало. Причем как форматы вечернего мероприятия (ужин с банкетной рассадкой за белыми скатертями), так и культурные программы в Летнем Дворце в Петергофе и казанском клубе «Пирамида», в сущности, различались лишь тем, что в северной столице перед банкирами два часа подряд пели и танцевали народные коллективы в русских костюмах, а в столице Татарстана — в татарских».

По словам Дарьи Масловой, другое место на карте России, в котором так любят собираться банкиры, — город Сочи, а если быть точнее, то второй год подряд участников финансового рынка принимает Олимпийский парк под Адлером. «Здесь Ассоциация “Россия” и Анатолий Аксаков устроили делегатам конференции встречу со звездными фигуристами Татьяной Навкой, Алексеем Ягудиным, Ильей Овербухом и группой “Уматурман”. Через неделю после банковского форума в тех же залах на том же берегу прошел инвестиционный форум, и тоже не без обязательной увеселительной программы», — вспоминает эксперт.

Юбилеев стало меньше

Среди «обязательных», но запоминающихся Дарья Маслова называет и мероприятия Ассоциации ACI Russia, объединяющей профессионалов валютного и денежного рынков. «Традиционно людно и шумно встречались банковские дилеры — съезд Ассоциации неофициально завершился в Orange bar. Президент ACI Russia, руководитель операций на валютном и денежном рынках Металлинвестбанка Сергей Романчук обычно “отрабатывает” две вечеринки для членов Ассоциации в году, а в остальное нерабочее время пишет серьезные аналитические колонки для ведущих печатных изданий», — шутит эксперт.

Порадовала рынок и Московская биржа. В Санкт-Петербурге — точнее, в Петергофе, во «Дворце конгрессов», — собирался срочный рынок Московской биржи. Юбилей индекса РТС прошел в одном из столичных ресторанов с гораздо меньшим размахом: без официальной части и отдельной музыкальной программы, говорит редактор Finbuzz.ru. А вот Investfunds Forum для институциональных инвесторов провели, по словам Дарьи Масловой, по-петербургски романтично: делегатов ждали посещение спектак­ля и прогулка по ночной Неве под живую музыку.

«Юбилей компании — всегда повод собрать коллег и парт­неров по бизнесу. Так, с большим размахом отметила свой 20-летний юбилей компания INPAS — лидер в сегменте выпуска пластиковых карт и банковского эквайринга», — вспоминает Елена Ищеева (FINPARTY).

Дарья Маслова вспоминает юбилейный проект Промсвязьбанка, который уже в 20-й раз собрал банковское сообщество на традиционный форум. На этот раз гостям показали музей Фаберже и Ораниенбаум.

Праздник длиной в два года

Компания TeleTrade, похоже, решила как можно дольше радовать трудовой коллектив, журналистов и партнеров — иначе чем объяснить, что празднование ее 20-летия растянулось на два календарных года (и полгода «субъективных»). Круглая дата случилась в конце 2014-го, и тогда компания отметила ее участием яхты под собственным флагом в международной регате, стартовавшей на Мальте в прошлом ноябре. За этим последовал еще ряд мероприятий, в том числе для сотрудников. «Но основное торжество — вечеринку для журналистов и партнеров — в TeleTrade решили перенести на полгода, чтобы с размахом отметить, когда потеплеет, в апреле, — рассказал вице-президент TeleTrade Дмитрий Дригайла. — Ивент прошел в клубе Power House, где были арендованы четыре тематических зала. В одном из них играли рок-группы, в другом, где звуки музыки тоже были хорошо слышны, гости общались под фуршет, периодически выходя на террасу смотреть на звезды, в гостиной — в банкетной рассадке, в четвертом зале под кофе и кальян собрались любители пообщаться в спокойной обстановке. Палитра напитков была самая широкая, а разошлись все под утро».

В конце сентября компания вновь провела встречу с журналистами в неформальной обстановке, но формат был несколько иным: дискуссия экспертов о состоянии дел на рынке Forex и последствиях вступления в силу Закона о регулировании рынка проходила в стрелковом клубе. Гостям предлагали пострелять из арбалетов и пневматического оружия, чтобы снять осенний стресс и разогнать тоску по лету, объяснил выбор площадки вице-президент компании. По словам Дмитрия Дригайло: «Во время стрельбы, по правилам клуба, наливали только воды и соки. Но все и без того были разгоряченные. В десятку попадали немногие, но стреляли все просто-таки с одержимостью. А после этого все стрелки — и меткие, и не очень — прошествовали в залы с яствами и напитками покрепче».

В ноябре компания планирует еще одно мероприятие — неформальную вечеринку по окончании Международной конференции «Валютные рынки. Мировые практики».

Санта не для всех

Среди банков столь кипучей публичной жизнью могут похвастаться немногие. В текущем году куда меньше ивентов проводят даже в российских дочках крупных стабильных западных банков. Так, новогодняя вечеринка в ОТП Банке не планируется, перспективы новогодних торжеств в Нордеа Банке пока не очевидны. Похоже на то, что один из лидеров прошлогоднего хит-парада FINPARTY в банковской сфере — ЮниКредит — также урезал финансирование на развлечения для сотрудников в пользу клиентских, причем в сегменте Private.

Так, в прошлом году Банк в качестве поощрения дважды вывозил 100 наиболее эффективных сотрудников в Италию. Более того, подобные выезды были для Банка многолетней традицией, но в 2015 году таких поездок не было. Теперь в Италию можно попасть только одним путем: Группа ЮниКредит регулярно проводит различные внутренние конкурсы, направленные на повышение эффективности, инновационности и прочих параметров; победители отправляются в Милан для презентации своей идеи перед международным жюри, а также для получения наград. В этом году россияне также были среди лучших. В Банке отмечают, что лояльность персонала — фактор столь же важный, как лояльность клиента, поэтому проводятся мероприятия различного формата, способствующие сплочению команды: обучающие тренинги, конкурсы и викторины для сотрудников. По данным «Б.О», отказываться от новогоднего корпоратива в Банке не планируют.

В целом светская жизнь ЮниКредита остается весьма бурной. Так, Банк стал генеральным партнером Международного автопробега «Moscow — London 2015», а также выступил официальным партнером St. Petersburg International Boat Show 2015. Банк также остается одним из партнеров Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, где проводит ивенты для эксклюзивной публики и прессы.

Юбилеи и некруглые даты

Дарья Маслова отмечает, что в текущем году празднуется мало юбилеев, да и креативным подходом приглашенных не балуют. Кроме весьма условного «финансового» события — юбилея радиостанции «Коммерсант FM», собравшего во внутреннем дворе деловую и финансовую элиту Москвы в атмосфере старомосковских кухонных посиделок с вином, налитым в граненые стаканы, и старыми песнями Маргулиса с Макаревичем — эксперт вспомнила только один по-настоящему креативный день рождения, по поводу совсем некруглой даты — 24-летия Связь-банка. В Банке прошли конкурсы среди сотрудников — на лучшее поздравление, лучшее признание в любви к Банку и лучший детский рисунок на тему «Мои родители на работе», отметила Дарья Маслова.

Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР) провел в 2015 году вместо трех мероприятий, ориентированных на сотрудников, два. «Уже третий год подряд в апреле мы организуем общее собрание коллектива, чтобы рассказать сотрудникам о главных достижениях Банка, представить стратегическое видение и планы на ближайший год. На встрече проходит награждение лучших сотрудников по итогам года, — рассказала Элина Кущенко, руководитель отдела PR -проектов и внутренних коммуникаций УБРиР. — Обычно в июле мы проводим День семьи, приглашаем всех сотрудников с семьями провести день на свежем воздухе, пообщаться, поучаствовать в конкурсах, послушать хорошую музыку. В 2015 году мы не проводили это мероприятие, потому что бросили все силы на подготовку к празднованию 25-летия Банка, которое отмечалось 28 сентября». По словам представителя УБРиР, перед организаторами стояла задача провести мероприятие так, чтобы оно надолго запомнилось всем сотрудникам.

«Поздравлять сотрудников с Новым годом — также в традициях руководства Банка, но в прошлом году общение происходило через Интернет. «Мы запустили промо-сайт, чтобы любой сотрудник мог написать о своем сокровенном желании топ-менеджерам. Специально к празднику члены правления исполнили роль волшебников и накануне Нового года выполнили 12 самых необычных желаний. Президент подарил сотрудникам телескоп, рыжего британского котенка, студийный микрофон, детскую кроватку и т.д.», — вспоминает Элина Кущенко. Новогодний корпоратив в Банке, судя по всему, не планируется.

Праздник — своими руками

«Мы по-прежнему пользуемся услугами ивент-специалистов. Правда, количество мероприятий, для организации которых имеет смысл их привлекать, существенно сократилось. Творчество сотрудников мы приветствуем, пытаемся в нашей программе чередовать профессиональных артистов с выступлениями и идеями наших сотрудников», — говорит Элина Кущенко (УБРиР). К услугам профессиональных организаторов до сих пор прибегают и в ЮниКредит Банке.

Многие банки в целях экономии средств либо отказались от привлечения специалистов по организации ивентов, либо никогда не имели такого опыта. В частности, по словам пресс-службы Лето Банка, «сотрудники Банка всегда проводили новогодние корпоративы своими силами. Как, собственно, и все внутренние праздники. Иногда они бывают тематическими и костюмированными». Какую креативную идею выберут для празднования наступающего 2016 года — пока неизвестно, но праздник персоналу обещают.

Других корпоративов Банк в течение года не планировал и не проводил, говорят в пресс-службе: «Только множество мероприятий для сотрудников — обучающих, мотивирующих (только что закончился конкурс среди сотрудников, занимающихся продажами в регионах; 14 победителей получили главный приз — участие в тренинге Джордана Белфорта, чья биография легла в основу фильма «Волк c Уолл-стрит»). Множество мероприятий с призами и подарками проводится и для клиентов. Что касается корпоративов, то их вытеснили совместные походы в театр или выезды на природу, на субботник, на рыбалку».

Вечеринка «два в одном»

Еще один банк-юбиляр, который в текущем году перешагнет рубеж в четверть века, — Банк РСБ 24. В силу удачного стечения обстоятельств ему удается совмещать с новогодней вечеринкой не только юбилей — в Банке ежегодные предновогодние мероприятия позиционируют как «День рождения». В этом году приглашенные гости соберутся в первую неделю декабря в одном из лучших столичных драматических театров для просмотра классической русской постановки, обещает Александра Попова, менеджер по внутренним коммуникациям Банка РСБ 24 (уточнив, что это не единственное мероприятие за год — также «прошло спортивное командо­образующее соревнование»).

По словам специалиста, Банк каждый раз меняет площадки, выбирая их под задачи конкретного мероприятия. Наиболее запоминающимся Александра Попова считает корпоратив 2013 года, когда «общая концепция была приближена к стандартам голливудских и европейских кинонаград, гостей встречали “папарацци” и красная ковровая дорожка». Разница между обычным днем рождения и юбилеем Банка — в том, что первое мероприятие проводят только для сотрудников, включая рядовых специалистов, второе же проходит с привлечением парт­неров и клиентов. Но проведение внутрикорпоративных мероприятий для Банка — в первую очередь часть программы по вовлечению и удержанию персонала, подчеркивает она. Помимо соответствия концепции вечера и соотношения цены и качества при выборе площадки в расчет принимается множество факторов, включая «соблюдение пожарных/нормативных/правовых, наличие достаточного количества бытовых помещений», пояснила Александра Попова.

Похоже, что поиск соответствующей площадки превращается для организаторов в довольно сложный квест. Так, в УБРиР основным критерием при выборе места проведения мероприятия называют вместимость зала, поскольку в корпоративах принимают участие до 2 тыс. человек.

«В текущем году мы впервые отказались от услуг event-агентств, поскольку располагаем достаточными ресурсами и компетенцией для организации мероприятия своими силами. Самодеятельность как формат проведения праздничной программы мы не рассматриваем», — говорит Александра Попова.

Для топов и випов

Нет смысла гадать, насколько урожайным на корпоративы в финансовой сфере будет декабрь — ведь, как показывает практика, в декабре проходят многие конференции и итоговые мероприятия, а не только банковские вечеринки. Но даже беглый ретроспективный обзор показывает, что некоторые руководители, возможно, не намеренно, путают понятия. Во многих случаях развлечения подменяют обучением, естественно, вовлекая в процесс не весь персонал, а лидеров (что является довольно распространенной в мире практикой в кризисных реалиях, но не способствует формированию сплоченной команды).

В то же время, все больше внимания и развлечений достаются клиентам сегмента премиум. Например, Дарья Маслова (Finbuzz.ru) вспомнила чуть ли не единственный интересный банковский ивент года — организованный Бинбанком для состоятельных клиентов подразделения B&N Exclusive перформанс NonStopTheatre с выступлением «Квартета И».

Акцент на развлечение для випов подтверждает и Елена Ищеева (FINPARTY): «Я заметила явный спрос на камерность и эксклюзивность ивентов. Собирать стадионы — нынче не тренд. Исключение, пожалуй, составил инвестиционный форум Банка ВТБ Капитал “Россия зовет!” В этом году гостей из разных стран было через край… — вспоминает она. — В кулуарах небольших пати звучит классическая музыка, используется формат выставок: живопись, антиквариат. Есть закрытая область фэмили-офисов и прайвет-банкинга, там клиентов развлекают по-особому, и рынку об этом стараются не рассказывать».

Конечно, развлечения, которые устраивают регуляторы рынка, «достаются» лишь небольшой прослойке топ-менеджеров. Мало где, как в Банке РСБ 24, декларируют принцип, что селебрити и подарки для випов — то, чем можно пожертвовать ради корпоративного духа. Многие финансовые организации даже перестали делать вид, что вкладываются в программы корпоративной лояльности. Понятно, что в ситуации, когда в стране параллельно идут два процесса — ужесточение правил игры на банковском рынке (приведшее к его серьезной зачистке) и схлопывание бизнеса в целом, — приоритеты изменились. Теперь лояльность персонала интересует большинство финансовых организаций куда меньше, чем привлечение клиентов. Но вопрос о том, что дешевле — качественно обучить персонал или потратиться на мотивацию и удержание специалистов, — остается открытым. А чрезмерная экономия на праздниках может подорвать не только командный дух, но и имидж организации.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ