Банковское обозрение

Финансовая сфера

17.09.2015
Потенциал благотворительности

Почти каждый пятый опрошенный сообщил, что способен потратить больше денег на благотворительность в случае личного знакомства с теми, в пользу кого планируется пожертвование.



Почти каждый пятый опрошенный сообщил, что способен потратить больше денег на благотворительность в случае личного знакомства с теми, в пользу кого планируется пожертвование. Личная симпатия и моральное удовлетворение могут стать драйверами для увеличения размеров пожертвований почти для каждого десятого россиянина. Порядка 5% опрошенных готовы увеличить размер суммы, направляемой на благотворительность, если эти деньги помогут животным, природе. Надежность канала, по которому осуществляется благотворительность, и личное знакомство имеют большее значение для мужчин, чем для женщин. Для женщин драйверами увеличения размеров пожертвований могут стать повышение личных доходов и моральное удовлетворение от осуществляемой деятельности. Уверенность в том, что деньги дойдут по назначению и рост личных доходов являются непременными условиями увеличения размеров пожертвований во всех возрастных группах.

Факт личного знакомства чаще всего важен для респондентов старше 25 лет, а близость по духу – для тех, кто моложе 44 лет. Чаще остальных готовность жертвовать большие суммы на нужды природы продемонстрировала молодежь до 24 лет. Мужчины чаще женщин сообщали о значимости получения налоговых вычетов при осуществлении благотворительной деятельности.

Для оценки благотворительного потенциала россиян респондентам было предложено ответить на вопрос о том, как бы они распорядились полученными деньгами в случае выигрыша в лотерею миллиона долларов. На крупные покупки, такие как квартира, машина, учеба или отдых, свой выигрыш хотели бы потратить более 80% опрошенных, вторым по популярности было решение о сохранении полученных денег (66%). О готовности направить на благотворительность хотя бы часть суммы сообщили чуть более 40% опрошенных. В целом, примерно одинаковая доля мужчин и женщин в случае крупного выигрыша готовы потратить его часть на благотворительность, а средняя сумма пожертвований будет составлять около пятой части выигрыша. Наибольшую склонность совершать пожертвования в случае значительного увеличения доходов (например, при выигрыше миллиона долларов) продемонстрировали респонденты в возрасте от 25 до 34 лет.

Исследование о благотворительной деятельности россиян проведено в мае 2015 года по репрезентативной всероссийской выборке. В качестве метода исследования использовалось личное интервью (лицом к лицу) по анкете. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «При каких условиях Вы готовы тратить больше денег на благотворительность?»**, в % от всех опрошенных

  Всего
Если буду уверен(-на), что мои деньги дойдут по назначению 65
Если у меня будут более высокие доходы, чем сейчас 47
Если буду лично знаком(-а) с теми, кому жертвую деньги 22
Если те, кто нуждается в помощи, будут близки мне по духу 14
Если пойму, что мне это приносит моральное удовлетворение 13
Если деньги помогут животным, природе 7
Если получу льготы по уплате подоходного налога 3
Другое 0

** Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов

Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос: «Представьте, что Вы выиграли в лотерею миллион долларов. Как бы Вы потратили бы эту сумму?», в % от всех опрошенных

  Потрачу на это
Не стану тратить на это
Затрудняюсь ответить
Потрачу (на квартиру, машину, отдых и т.п.) 81
8
11
Отложу (счет в надежном банке, покупка государственных облигаций и т.п.) 66 33 0
Направлю на благотворительность 42 57 1
Вложу в высокодоходные, но рискованные проекты (в акции растущих компаний, в инвестфонды и т.п.) 28 71 1

 

МНЕНИЕ

Марина Аларичева, директор аналитического центра Русфонда:
«Очевидно, что желание помочь возрастает, если доверяешь тому, кому жертвуешь. Плюс благотворительного фонда здесь в том, что регулярному жертвователю не нужно знакомиться с каждым, кому нужна помощь. Эту работу уже провели эксперты. Благотворителю остается только выбрать фонд, который заслуживает доверия».
Тимур Аймалетдинов, директор по исследованиям НАФИ:
«Сложные экономические условия и распространенность разных видов мошенничества в недавнем прошлом сказались на доверии россиян к благотворительным организациям и благотворительности в целом. Риск того, что средства не дойдут до получателя, был и остается для многих серьезным барьером к осуществлению пожертвований. Исследования НАФИ показывают, что недоверие к благотворительным фондам присутствует даже среди тех, кто через них делает пожертвования. Полагаю, потенциал благотворительности кроется в ее институционализации, включая увеличение числа заслуживающих репутации фондов, при условии стабильности доходов россиян».



Читайте наши лучшие материалы Яндекс. Дзен Телеграмм

Сейчас на главной