Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Вести с «Бора»
14.02.2017 Аналитика

Вести с «Бора»

В подмосковном пансионате «Бор» 9-10 февраля 2017 года состоялась традиционная ежегодная встреча руководства Банка России с банкирами


 

Открывая мероприятие, Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков России, заявил о том, что сегодня вопросы конкуренции на банковском рынке стоят очень остро, так как последние инициативы со стороны правительства приводят к консолидации финансовых потоков в небольшом количестве банков (размещение временно свободных бюджетных средств, гарантийная поддержка, субсидирование процентных ставок).

Глава ЦБ Эльвира Нибиуллина начала свое выступление с оценки ситуации в экономике и развития банковского сектора. Она отметила, что спад в 2016 году оказался меньше, чем многие ожидали. Некоторые отрасли (сельское хозяйство, химическая промышленность) даже показали рост. В 2017 году Банк России ожидает роста экономики, не забывая о влиянии на нее цены на нефть: даже если цена будет 40 долларов за баррель, есть возможность выхода экономики в положительную зону. В дальнейшем темпы роста экономики будут зависеть от скорости структурных изменений и преобразований. Ключевая цель Банка России — снижение инфляции до 4% к концу 2017-го и удержание ее на этом уровне в последующие годы.

 

 

Председатель Банка России также коснулась вопроса новаций в банковском регулировании. Заявленное летом прошлого года намерение ввести пропорциональное регулирование уже более полугода обсуждается вместе с банковским сообществом, вследствие чего были откорректированы некоторые предложения, но главный принцип «Меньше рисков — проще регулирование» остается неизменным. В ходе дискуссий было принято решение расширить перечень операций банков с базовой лицензией и был предложен гибкий механизм кредитования больших компаний при соблюдении отдельного норматива концентрации риска на одного заемщика или группы связанных заемщиков. Операции с ценными бумагами банков с базовой лицензией должны быть ограничены высоколиквидными инструментами. Для таких банков предлагается упрощенная норма регулирования, которая предполагает пять обязательных нормативов: два из них касаются капитала, один — ликвидности и два — норматива концентрации кредитного риска. Это освобождает банки с базовой лицензией от применения сложных базельских нормативов. «Мы рассчитываем, что Закон вступит в силу с 1 января 2018 года и затем будет переходный период», — заявила Эльвира Набиуллина.

В организации надзора сейчас проходят масштабные изменения, основанные на постоянном анализе финансового состояния банков. Банк России работает над оптимизацией надзорных процессов и внедрением электронного взаимодействия с кредитными организациями. Сейчас недостаточно полагаться на выполнение банками только количественных нормативов. Одним из основных объектов надзора становится эффективная система внутреннего контроля в управлении банковскими рисками. Радикальной перестройки требует система информационного обеспечения. Для этого ЦБ реализует проекты по информатизации надзорного процесса с целью, чтобы индикаторы деятельности банка собирались автоматически и были доступны сотрудникам регулятора в режиме реального времени. В связи с этим Банк России сейчас развивает службу анализа рисков. Это позволит перейти к консультативному режиму надзора и снизить объем нарушений.

Также Эльвира Набиуллина заявила об изменении внутренней структуры Банка России. «Дистанционный банковский надзор будет централизован, то есть надзорные функции территориальных учреждений Банка России будут поэтапно передаваться в Москву — в центральный аппарат. Процесс начнется с 1 марта 2017 года и завершится до конца 2018 года», — подчеркнула она. В регионах останется немногочисленный штат сотрудников надзора, которые будут подчинены своим функциональным руководителям в центральном аппарате. Подразделения дистанционного надзора возьмут на себя конечную ответственность за оценку финансового положения кредитных организаций. Главная инспекция станет дополнительным инструментом надзора и будет привлекаться для проведения проверок по заданию дистанционного надзора и для ответа на те вопросы, на которые не может ответить дистанционный надзор. Последний будет представлен тремя основными структурными подразделениями: вновь создаваемая Служба текущего банковского надзора, Департамент надзора за системно-значимыми кредитными организациями и Департамент банковского надзора. По мнению председателя Банка России, такая реорганизация должна повысить качество надзора, усилить персональную ответственность сотрудников надзора за конечный результат, снизить затраты.

Что касается НСПК и карты «Мир» Эльвира Набиуллина заявила, что участниками системы уже стали 184 банка и посетовала, что ЦБ недостаточно стимулировал эмиссию карт в 2016 году так как важно было создать инфраструктуру приема этих карт. На сегодняшний момент 98% банкоматов и 79% pos-терминалов принимают карты «Мир».

Сергей Швецов, первый заместитель председателя банка России, рассказал об организационных изменениях в ЦБ, связанных с поведенческим надзором. По его словам, поведенческий надзор — это область регулирования, которая покрывает правоотношения, связанные с непосредственным контактом финансовой организации и ее клиентом. Это могут быть определенные требования к формату договора, где потребителю очевидно, что он покупает, и ясны требования к тому, с какими словами продается продукт, для того чтобы сформировать правильное ожидание. Поведенческий надзор также должен определять риск-профиль покупателя, чтобы в определенных случаях была возможность отговорить клиента от покупки сложного финансового продукта. Под данный тип надзора подпадают работа с жалобами, разработка вместе с ассоциациями стандартов поведения при взаимодействии с потребителями, правила допуска и обращения инструментов на финансовом рынке. Цель внедрения поведенческого надзора — повышение уровня и качества жизни граждан через использование финансовых продуктов.

 

 

Также Сергей Швецов прокомментировал ситуацию с рейтинговыми агентствами. По его мнению, в России, в отличие от остального мира, сложилась практика, в соответствии с которой наличие рейтинга является достаточным условием для осуществления инвестиций. Сегодняшняя статистика показывает, что цена в российских рейтинговых агентствах ниже, чем у «большой тройки». ЦБ, в свою очередь, призывает рейтинговые агентства не терять лицо при привлечении клиентов, доказывая свою состоятельность через взвешенный консервативный подход к оценке кредитоспособности. Потому что для доступа банков к государственным деньгам государство должно доверять рейтинговым агентствам, а не только придерживаться правила «Too Big to Fail».






Новости Новости Релизы