Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Блокчейн умер, да здравствует Маркетплейс
24.06.2016

Блокчейн умер, да здравствует Маркетплейс

23 июня 2016 года портал FutureBanking.ru провел форум FinWin-2016. Мероприятие запомнилось искренней благодарностью аудитории организаторам, изменившим главное обсуждаемое слово с «блокчейн» на «маркетплейс», а также желанием представителей ЦБ через год собраться и узнать – будет ли жив к тому времени герой сегодняшней дискуссии?


Александр Лукашенко в роли бизнес-ангела

Еще древним было известно, что развитие человеческого общества движется по спирали, на каждом витке которой привносится что-то качественно новое к достижениям прошлого. Поэтому у значительной части собравшихся на FinWin-2016 было отчетливое ощущение дежавю: примерно лет 15 назад столь же жаркие дебаты вызывали споры о том, убьют ли интернет-порталы индивидуальные сайты. Жизнь показала, что жизнь не такая уж черно-белая, в ней есть место и другим краскам.

Но такая пастораль у нас продолжалось не очень долго – до тех времен пока «Яндекс» не создал первый на просторах Рунета маркетплейс — «Яндекс.Маркет». И вот снова вспыхнули споры о неравных возможностях «Давида и Голиафа». Но если раньше дискуссия ограничивалась на то время не самым широким кругом участников интернет-бизнеса, то сейчас, в эпоху всеобщей «мобилизации» в ряды претендентов на место под интернет-солнцем попали в том числе и банкиры со страховщиками, а также вездесущие финтех-компании.

Булад Субанов и Игорь Костылев, Futurebanking.ru

Особенностью данного эволюционного витка, по мнению отечественных инноваторов, заслуженно возглавляемых президентом Сбербанка Германом Грефом, является оглядка на Facebook, Uber, Airbnb и прочие сервисы, где их владельцы, не делая практически ничего сами, стригут купоны с активности своих пользователей. Именно поэтому в ряды «строителей» маркетплейсов встали люди и компании, падкие до легких денег и ни разу в своей жизни не вспотевшие от физического труда.

Поэтому одним из главным афоризмов форума, тщательно собиравшимися модератором дискуссии Булатом Субановым стала фраза президента республики Беларусь Александра Лукашенко: «Раздевайтесь и работайте, а не увлекайтесь инновациями и IT-технологиями».

Директор по финансовым сервисам и услугам «Билайн» Виктор Шкипин получил второй приз модератора за утверждение: «Двум третям из этого зала стоило бы пойти сегодня на работу, а не приходить сюда. Не надо из себя выжимать то, чего нет и чего вы не знаете!» По его словам заикаться о создании маркеплейса у нас в стране может, максимум, с десяток компаний во главе с «Яндексом», сотовыми операторами, Сбербанком и социальными сетями, т.е. те, кто имеет активную клиентскую базу примерно от 50-80 миллионов человек.

Так что же такое маркетплейс?

Для ответа на этот вопрос лучше всего обратиться к презентации Павла Алешина, генерального директора «Яндекс.Маркета». По его словам, «маркетплейс в e-commerce – онлайн-площадка, которая объединяет продавцов различных товаров и услуг и их покупателей, а также обеспечивает им качественную инфраструктуру и справедливые условия для совершения сделок».

Павел Алешин, генеральный директор «Яндекс.Маркета»

Маркетплейс появляется на фрагментированных рынках, где много продавцов и покупателей, разнообразие ассортимента товаров и товарных категорий. Эти требования создают высокий порог входа для покупателя и наличие регулярных жестких проверок сервис-провайдеров, входящих в эту экосистему. Благодаря этому маркетплейс упорядочивает рынок, систематизируя выбор.

Подвох же кроется в том, что маркетплейс оттягивает на себя внимание покупателей от бренда продавца. В результате бренд продавца размывается.  Так, например, пользователи «Яндекс.Такси» понятия не имеют, какому таксопарку принадлежит автомобиль, подвезший их до дома. Это и есть обратная сторона Uber, сравнимая с черной дырой для брендов.  А раз известность бренда исчезает, то множество компаний полностью попадает в зависимость от маркетплейса, а точнее, от его способности генерировать продажи.

Как следствие, это приводит к снижению уровня конкуренции и появлению новых «естественных монополий». Как отмечалось в получившей третью номинацию от модератора шутке, «чтобы добить всех остальных производителей природного газа в стране, Газпрому надо срочно открыть своей маркетплейс».

О чем говорили Сбербанк и Тинькофф

Зачем Сбербанку маркетплейс попыталась объяснить Яна Павлова, директор департамента развития отношений с клиентами Сбербанка. По ее словам, на этот шаг помимо идей Германа Грефа сподвигли клиенты банка, которые сами указывали банкирам, что было бы неплохо агрегировать некие данные по смежным рынкам, например, недвижимости при работе с ипотечными заемщиками. Логично бы смотрелось и предложение займов на ремонт и покупку мебели в довесок к ипотеке.

Яна Павлова, директор департамента развития отношений с клиентами Сбербанка

Если с этим направлением относительно понятно, эти вещи нужны поколениям X и Y, то с некоторыми остальным идеям департамента развития отношений с клиентами часть зала явно не согласилась. Слишком еще свежи у людей среднего и старшего возраста реформы однофамильца Яны Павловой, стартовавшие 22 января 1991 года, подорвавшие доверие к финансовым властям страны и Сбербанку в частности. Поэтому те 80 млн активных клиентов, о которых она рассказывала, не стоит рассматривать как единую монолитную когорту, исполненную лояльностью к крупнейшему банку страны. У этих людей другая цель: снять как можно быстрее в ближайшем банкомате всю наличность с зарплатной карты. А негативный поток новостей о банковской и пенсионной сферах только подталкивают их к этому с новой силой.

У Банка Тинькофф нет такой длинной и насыщенной событиями истории, но есть одна очень серьезная проблема: ему надо избавляться от имиджа монолайнера и диверсифицировать свой бизнес. Александр Емешев, вице-президент по разработке новых продуктов Тинькофф не скрывал этого факта и даже отсылал в своем докладе к высказываниям первых лиц банка на эту тему.

Александр Емешев, вице-президент по разработке новых продуктов Тинькофф Банка

Раз так, пожалуйста, цитата Олега Тинькова: «Tinkoff.ru — это не магазин приложений, не маркетплейс. Вот если вы хотите купить или продать вещь, вы идете на Avito. Я хочу, чтобы человек, у которого есть какие-то финансовые нужды — оплатить, взять кредит, застраховать — шел на Tinkoff.ru. Мы хотим предложить наше ноу-хау по привлечению клиентов партнерам — банкам, финансовым институтам».

Мероприятие было насыщено до предела и другими докладчиками, как претендентами на роль владельцев маркеплейса, так и реальными сервис-провайдерами. Подробно обо всем «Б.О» планирует ознакомить в других публикациях.

Панельная дискуссия FinWin-2016

А закончить анализ хотелось бы словами Вадима Калухова, главы департамента финансовых технологий, проектов и организации процессов Банка России. По его словам в желании увеличить продажи продуктов по кросс-канальным внутриотраслевым схемам нет ничего нового. Но как только эти продажи банковскими продуктами выйдут за пределы юрлиц, имеющих банковскую лицензию, начнутся проблемы.

Единственный выход для маркетплейса: не быть продавцом, а получать лишь за свои услуги комиссионный доход. Но это разительно отличается от той схемы, о которой говорил Павел Алешин из «Яндекса»: «Если фен, который был куплен на «Маркете» сломался, то покупатель идет не к производителю, а в «Яндекс» и там получает сатисфакцию». А кому он пойдет в случае комиссионной модели работы маркеплейса?

Очевидно, что такая финансовая площадка долго не продержится. Поэтому Вадим Калухов и задал свой, ставший знаменитым, вопрос: «Вот интересно, как поменяется состав спикеров через год?». Кроме того, он пообещал, что выжившие не останутся без заботливого внимания и регулирования со стороны ЦБ.

В итоге Булад Субанов, в свою очередь обратился к залу с предложением: «Кто выживет, пусть расскажет остальным через год». Вот так и сформировалась новая традиция – собираться раз в год и спрашивать, как сказочный персонаж Гаргамель у своего кота: «Азраэль, ты живой?»






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ