Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
5 июня в МИСиС состоялась конференция Fintech Russia 2014, организованная RusBase и StartupBootCamp. В пропитанной студенческим духом обстановке стартаперы попытались найти инвесторов, а инвесторы — выгодные для вложения сервисы
Встреча стартаперов и инвесторов под названием FinTech Russia 2014 была похожа на многие другие. Вначале со своим видением тенденций в fintech-индустрии и советами стартаперам выступили инвесторы. Нельзя сказать, чтобы кто-то из них открыл что-то новое. Владельцы бюджетов огласили весь набор того, о чем говорят в последнее время: p2p-кредитование, bitcoin, развитие платежей и платежных систем, улучшение сервисов для бизнеса. При этом Мирча Михаэску, директор центра технологических исследований сбербанка и chief investment officer фонда SBT Venture Capital, который видит за bitcoin большое будущее, признал, что речь не идет о России и Китае, в которых регуляторы слишком строги. Скептически он отнесся и к высказанному представителем одного из фондов предположению, что стартапы могу служить поставщиками технологий для банков — всем ведь слишком хорошо известно, что банки выбирают технологии, уже опробованные другими представителями отрасли.
В советах стартаперам также звучали азбучные истины, которые, впрочем, никогда не лишне напомнить. Разве можно оспорить рекомендацию побольше исследовать рынок и не изобретать колеса? Однако многие стартаперы, увы, делают это снова и снова.
Джошуа Боуэр-Соул, mentor StartupBootCamp FinTech Accelerator, считает, что стартаперу обязательно нужен ментор, и лучше не один. При этом он абсолютно уверен, что чем меньше ментор знает про бизнес предпринимателя, тем лучше. Он не должен быть заинтересован в бизнес-результатах — для этого есть советники. Основная роль ментора — говорить стартаперу правду, пусть и не всегда приятную.
Рассказывая о стартапах, которые видел в ходе подобных конференций по всему миру, Нектариос Лиолиос, управляющий директор StartupBootCamp FinTech Accelerator, говорит, что «не все они только PFM или сервисы разделения счета». По его словам, встречаются и довольно сложные сервисы, направленные на B2B-сегмент, — например, организующие торговлю деривативами.
В России же все оказалось несколько привычней и прозаичней. В сессии стартапов действительно был сервис разделения счетов, а также были представлены: карта — надстройка над банком, mPOS-сервис, скоринг, приложение для объединения балансов и два сервиса микрозаймов.
Кроме того, в Россию снова приехал харизматичный лидер германского Fidor Bank Маттиас Кронер. Он отметил, что Интернет — это технологии, а банковские технологии очень устарели. Банки, по его мнению, просто не готовы к вебу, поэтому здесь есть место для стартапов. В Fidor Bank даже создали собственную «операционную систему» — FOS, позволяющую, по словам Маттиаса Кронера, через API строить взаимодействие с партнерами более быстро и гибко, чем любому из банков. Сейчас Fidor Bank совестно с фондом Life.SREDA открыл представительство и в России, однако пока это только социальная сеть.
Интересным стало то, что стартапы раскрыли свою модель получения прибыли. Рокетбанк, к примеру, рассказал, что зарабатывает на interchange, поскольку для выдаваемой им карты Visa Platinum торговая уступка довольно высока — хватает и заработать, и клиенту кэш-бэк в 1,5% выплатить. Кроме того, для тарифа «все включено» довольно высока стоимость подписки на сервис — почти 300 рублей в месяц, что также является источником дохода стартапа.
В остальных стартапах модель заработка также понятна. Вполне ожидаемо, что mPOS-провайдер Pay-Me зарабатывает на эквайринге, который составляет обычные для таких сервисов 2,75%, а МФО Platiza — на «набежавших» процентах по кредиту. Но вот «Плати потом», к примеру, ведет себя не как классическая МФО — по крайней мере, декларирует другие цели. Основная ценность сервиса, по утверждению создателей, в том, что клиенту легче платить в цифровой среде — достаточно один раз зарегистрироваться, а затем ему уже не нужно будет вбивать номер карты — оплата производится в один клик. Основные клиенты «Плати потом» — это геймеры, которые покупают цифровые товары. Между тем, основной заработок компания получает именно как МФО. Дело в том, что оплачивая деньгами компании, клиент должен погасить задолженность в течение 30 дней, и только 7 из них — льготный период. Если клиент в него не «вписался», то он платит 1% от суммы в день, а если не заплатил и за 30 дней — ему начисляются еще и штрафы.
Были инвесторами отобраны и пять российских стартапов, с которыми у них состоялась отдельная продолжительная беседа, но она была закрытой, и журналистов туда не пустили. Хочется надеяться, что это были пять действительно самых достойных, и скоро мы услышим о новых раундах инвестиций в них, и увидим действительно полезные развивающиеся финансовые сервисы.
2024 год многие называют временем вкладчика из-за сохраняющихся привлекательных условий по депозитам благодаря высокой ключевой ставке ЦБ РФ. В чем именно хранить свои сбережения и как правильно рассчитать доходность, стоит ли опираться только на рублевые инструменты и есть ли альтернатива в иностранной валюте, «Б.О» рассказал начальник управления по работе с состоятельными клиентами «Привилегии ВТБ» Дмитрий Кобяков
Родители смогут онлайн консультироваться с профильными врачами, круглосуточно быть на связи с дежурными специалистами и при необходимости — следить за состоянием ребенка с помощью системы дистанционного мониторинга