Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Представители Visa рассказали о популярности и безопасности бесконтактных платежей
26.09.2016

Представители Visa рассказали о популярности и безопасности бесконтактных платежей

В августе-сентябре 2016 года Агентством 4Sight Consultancy было проведено крупное исследование с целью выяснить у жителей крупнейших городов России, как они оценивают уровень популярности бесконтактных платежей и степень их безопасности. Всего было опрошено свыше 600 человек в возрасте старше 18 лет в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде


Исследователей, кроме того, интересовало, кто и по каким критериям выбирает такие карты и на какой клиентский сегмент должны сделать ставку отечественные банкиры, развивая эту услугу.

 

Екатерина Петелина, генеральный директор Visa в России

 

Екатерина Петелина, генеральный директор Visa в России, рассказывая 21 сентября 2016 года о результатах исследования на круглом столе по безопасности и инновациям в офисе Visa в Москве, с гордостью заявила, что количество транзакций по бесконтактным картам Visa payWave в России за последний год выросло в 4,5 раза при увеличении их количества в два раза. Это говорит о том, что бесконтактные платежи стали конкурировать с наличными деньгами в сегменте рынка, называемом специалистами «каждодневными покупками» (в супермаркетах, аптеках, автозаправках и т.д.).

По данным исследования 52% тех, кто до сих пор не обзавелся бесконтактной картой, намерены в ближайшее время ее оформить. При этом осведомлены об этом платежном инструменте 82% опрошенных. Из них владеют картой 41%, а используют ее 95% тех, у кого она есть. Максимально информированы о «бесконтакте» люди в возрасте 28–40 лет (46%). Молодежь (18–27 лет) показала значение 25%, а люди более старшего возраста (41–55 лет), как оказалось, в 29% случаев знают о возможностях этой технологии.

Екатерина Петелина обратила внимание собравшихся на тот факт, что с карт стали меньше и реже снимать наличные деньги в банкоматах. Если в 2010 году оплатой при помощи карт воспользовалось 11% их владельцев на сумму примерно 1 трлн рублей, то 2015-м — 27% (9 трлн рублей), а в 2020 году прогнозируется 46% (21 трлн рублей).

Возвращаясь к Visa payWave, Екатерина Петелина назвала наиболее весомые аргументы для оформления бесконтактной карты у нас в стране. Как оказалось, бонусные баллы выбрали 58% людей, приемлемый уровень безопасности и скидки — по 55% и т.д. Иными словами, безопасность и выгода от различных видов программ лояльности превысили недоверие. Чаще всего (69%) покупки происходят в минимаркетах и продуктовых магазинах, в 53% случаев — в крупных торговых предприятиях, далее идут магазины модной одежды (51%), аптеки (50%) и замыкают список АЗС (38%). Средний чек при этом составил 1165 рублей.

Полную картину можно увидеть в инфографике на сайте «Б.О», а дальнейший отчет о мероприятии посвящен технологическим аспектам, благодаря которым этой платежной системе удалось достичь таких показателей, а также тому, что ждет плательщиков завтра. Об этом рассказали в своих докладах и ответах на вопросы из зала Мушег Аракелян, старший директор департамента развития бизнеса компании Visa в России, и глава департамента по инновациям и развитию новых продуктов компании Visa в России Михаил Батуев.

Мушег Аракелян признался, что все те инновации, о которых говорилось выше, являются всего лишь базисом того, что ожидает мир бесконтактных платежей в будущем. Этот фундамент — платформа VisaNet и инструменты в ее составе для создания нового потребительского опыта. Visa как платформа предлагает инструменты, которые можно использовать в качестве конструктора, чтобы создавать тот потребительский опыт, который соответствует ожиданиям клиентов, а в чем-то, возможно, и предвосхищает эти ожидания.

 

Мушег Аракелян, старший директор департамента развития бизнеса компании Visa в России

 

Докладчик напомнил, что с конечными пользователями сама платежная система не работает, только через банки-партнеры. Но опираясь на данные исследования, можно твердо сказать: «В вопросе безопасности использования бесконтактных платежных средств клиенты все реже смотрят на название банка-эмитента, а все больше доверяют логотипу платежной системы, ведь именно она, по мнению пользователей, обеспечивает механизмы защиты: 77% опрошенных респондентов не опасаются использовать карту».

Основная проблема тех, кто не доверяет карте, — мошенничество. Однако на то он и глобальный платформенный подход к построению архитектуры Visa, чтобы иметь возможность едва ли не в режиме real-time отслеживать все подозрительные транзакции и производить их блокировку еще до того, как это решение примет банк-эмитент. Плюс законодательство чаще всего на стороне пострадавших физлиц. Параметров для контроля множество — до 500. Например, используется метод обнаружения отклонений от типичного платежного поведения пользователя.

А если у международной платежной системы есть основания полагать, что человек физически находится в одной стране (городе, супермаркете), а карта предъявлена совсем в другом месте, то транзакция будет временно заблокирована, до подтверждения ее пользователем. Понятно, что сама платформа базируется на открытых стандартах безопасности EMV, а от банков-партнеров жестко требуется соответствие стандарту PCI DSS.

Михаил Батуев в своем выступлении говорил о том, что следует ожидать в области бесконтактных платежей в России. Сконцентрировался он на такой разновидности «бесконтакта», как NFC (near field communication, «ближняя бесконтактная связь»).

 

Глава департамента по инновациям и развитию новых продуктов компании Visa в России Михаил Батуев

 

Благодаря существенным подвижкам в области оснащения POS-терминалами с поддержкой NFC и удешевлением смартфонов с технологией HCE (host card emulation, эмуляция банковской карты на мобильном устройстве) Visa сейчас находится в режиме тестирования инфраструктуры приема платежей в нашей стране и, возможно, в скором времени объявит об их запуске.

Какие дополнительные преимущества дает NFC со связкой с HCE? Опять же, базируясь на глобальной платформе Visa Checkout, этот сервис позволяет сделать платежи в Интернете более удобными, безопасными и быстрыми. Работая над ним, в Visa исходили из того, что необходимо улучшать потребительский опыт при использовании услуг онлайн-коммерции.

К сожалению, в области информирования населения о безопасности NFC все не так хорошо. Сложилось устойчивое общественное мнение, что из-за вирусов на смартфоне с деньгами может произойти что угодно. Это абсурд. Во-первых, на телефоне не хранятся данные карты, а только ее идентификатор — токен, во-вторых, он находится в специализированном чипе смартфона, где, по определению, ни один вирус не может что-то изменить или похитить. За этим ревностно следят производители всех смартфонов.

Но не это в докладе Михаила Батуева оказалось самым интересным. Технология токенизации — это действительно серьезный технологический прорыв. Она способна изменить привычные правила игры в области электронной коммерции, например разрешить хранить токен не в смартфоне пользователя, а в интернет-магазине. В этом случае транзакции могут происходить только между смартфоном и данным магазином. Это дополнительный элемент безопасности, недостижимый ранее. Обо всех этих инновациях и новых возможностях для бизнеса для читателей «Б.О» Михаил Батуев обещал рассказать более подробно.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ