Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

  • XIII Международный банковский. Итоги
10.09.2015
XIII Международный банковский. Итоги

C 2–5 сентября в Сочи прошел очередной форум Ассоциации «Россия» «Банки России – XXI век». Разговоры как обычно были об остроте экономической ситуации, санкциях, кризисе, жестких мерах регулятора, просьбах о послаблении, работе с МСБ и многом другом



3 сентября. Первая сессия

Форум открыл президент АРБР Анатолий Аксаков, обозначив часть направлений, которые могли бы увеличить ресурсную базу кредитных организаций и обеспечить прорыв в развитии экономики. Снижение фондового рынка по его словам было менее значительным, чем в период кризиса 2008–2009 года. Так, в 2007 году капитализация фондового рынка составляла 97% ВВП, а в 2008 году она просела 28% к ВВП. Сейчас падение было менее существенным. Так, если в 2013 году капитализация фондового рынка составляла 39% ВВП, то в 2014 году сократилась до 31%.

Анатолий Аксаков, председатель комитета Госдумы по экономической политике, президент АРБР

«У крупных банков есть программы поддержки малого и среднего предпринимательства, но они опираются на фабрики кредитов. У малых и средних банков гибкий подход к клиентам, они могли сыграть свою роль в диверсификации экономики. При этом им необходима ресурсная поддержка государства. В этом году посевную компанию спасли малые и средние банки, поэтому нам максимально надо сохранить региональную банковскую систему», — обратил внимание Анатолий Аксаков. На его взгляд, поддержкой малому и среднему бизнесу было бы увеличение сроков рефинансирования до трех лет или даже до 5–7 лет, щадящий подход в оценке риска при расчете показателя достаточности капитала. Аккумуляция средств поддержки через Корпорацию МСП позволила бы выдавать кредиты на возвратной основе.

Требуются изменения в законодательство, которое касается проектных компаний, взиманию НДС, за агентскую работу и иные операции при реализации синдицированного кредита. Иначе НДС будет перекладываться на заемщика и приводить к удорожанию кредита. «Я хотел бы обратить внимание ЦБ на ситуацию, когда надо формировать 100% резервы под ссуду, по которой есть очень хороший залог, например, когда ипотечный кредит перестал обслуживаться, но в залоге квартира. Банк рано или поздно реализует квартиру, зачем же банку формировать под такой кредит 100% резервы на время продажи квартиры?», — задал вопрос председатель АРБР.

Анатолий Аксаков также обратил внимание на необходимость дальнейшего продления антикризисных послаблений кредитным организациям — до 1 июля 2016 года.

Большие вопросы вызывает реализация Базеля III. ЦБ снижает давление на капитал, одновременно реализуя международные нормы по введению Базеля III. «Мы для чего вводим Базель, для удовлетворения западных партнеров?», — задал вопрос лоббист. Банку России надо разрубить гордиев узел и посмотреть на ситуацию прагматично, чтобы сохранять не стабильность ситуации, а обеспечить прорыв. Секьюритизация позволяет освободить балансы и уменьшить давление на капитал, но в рамках документов Базеля III этот инструмент не будет работать. Поэтому у банков пропадает желание осуществлять сделки секьюритизации. 

Николай Журавлев, зампредседателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам заметил, что Центробанку необходимо мигрировать от привязывания ставки отчислений кредитными организациями взносов в Фонд страхования вкладов к 10 крупнейшим игрокам, как это происходит сейчас. Нужно привязывать ставку к более объективному показателю, который «не позволяет сам себя раскручивать в рынке, когда происходят волнения. Одно из предложений — это привязка дифференцированных отчислений к ключевой ставке, к какому-то другому показателю, который имеет составляющее влияние на него нашего регулятора.

Николай Журавлев, зампредседателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам

 

Алексей Можин, исполнительный директор от России в МВФ сообщил, что Фонд в конце июля 2015 года обсуждал доклад о состоянии российской экономки, и, хотя в нем содержится много критики в адрес экономической политики российских властей, но в то же время дается и высокая оценка работы ЦБ и Минфина. Российская экономика переживает колоссальный внешний шок, вызванный падением цен на нефть и газ, что привело к девальвации российской валюты. И в 2015 году согласно прогнозам МВФ падение ВВП России составит 3,4%. На будущий год прогноз фонда более оптимистичен – 0,2% роста. Но в целом речь идет о стагнации.

Алексей Можин, исполнительный директор от России в МВФ

Вероятность возвращения высоких цен на нефть на мировом рынке оценивается МВФ незначительна. Укрепляется курс доллара США ко всем валютам, а это автоматически приводит к снижению цен на нефть. Второй фактор, объясняющий падение цены нефти, связан со снижением темпов роста экономики Китая. Кроме того, Китай сделал ставку на потребительский спрос, который растет на 10% в год.

 

Как всегда интересно и содержательно выступил заместитель председателя ЦБ Михаил Сухов, отметив что доверие к банковскому сектору сохраняется и это, по его мнению,  видно из динамики привлечения вкладов населения. Прирост по ним на уровне 15% — вполне реалистичный прогноз. Важно, что население даже в условиях турбулентных внешних факторов продолжает работать с банками.  Ключевое значение для рынка банковских вкладов будет иметь действие закона о применении повышенных норм отчислений в фонд страхования вкладов. По словам регулятора, согласно проведенному мониторингу, только 12 банков будут платить повышенные ставки отчислений.  

Михаил Сухов, заместитель председателя ЦБ

«Банки не спекулируют на валютных курсах, они не делали этого в конце прошлого года. Открытая валютная позиция находится на уровне чуть более 21 млрд долларов. В условиях колебания стоимости иностранных валют это находится в пределах допустимых значений», — сказал Михаил Сухов. Кроме того регулятор отметил, что колебания курсов валют могут оказать влияние на взаимоотношения банков с заемщиками, в связи с чем и было принято решение о продлении регулятивных послаблений до 1 января 2016 года. «С начала года мы отстранили от дел руководителей 65 банков, из которых у 55 кредитных организаций отозвали лицензию», — сказал Михаил Сухов.

В зоне повышенного надзора у ЦБ сейчас находится 149 банков, в 68 из них действуют ограничения. Каждому банку предоставляется возможность исправить ситуацию собственными силами, но подчеркнул, что эта возможность должна быть ограничена во времени. «Если банк не может найти рыночного решения для решения проблемы, то требуется решительное вмешательство надзорного органа» Из 55 банков, у которых отозвали лицензию в этом году, 37 были «банками-камикадзе» — которые сознательно шли на проведение сомнительных операций. С начала июля регулятор начал проводить финансовое оздоровление восьми банков, в которых хранились сбережения россиян на сумму более 170 млрд рублей. Еще у 15 банков ЦБ за указанный период отозвал лицензию. При этом, по оценкам регулятора, цена финансового оздоровления этих кредитных организаций могла бы составить порядка 300 млрд рублей. «За это пришлось бы заплатить всем», — заключил регулятор.

Кроме того, Михаил Сухов заявил о том, что регулятору совместно с органами законодательной власти удалось локализовать проблему агрессивной политики банков по привлечению частных депозитов. «Мы считаем, что в этих условиях нет необходимости реализовывать иные законодательные предложения, включая введение франшизы, ограничения количества выплат вкладчикам», — добавил он. По мнению зампреда, в этой связи уместно вспомнить высказывание: «Не надо сжимать горло птице, чтобы она не улетела». «Работайте с вкладчиками, и они не улетят», — посоветовал он банкирам.

В частности, Михаил Сухов предложил банковскому сообществу обсудить идею о предоставлении вкладчикам дополнительных возможностей в рамках инвестиционных портфелей.

Удельный вес активов 30 крупнейших российских банков превысил 80% от величины активов всего банковского сектора. «Консолидация — очевидный процесс в нынешних условиях, который происходит на рыночных условиях. Наиболее заметен он в группе первых пяти банков. Удельный вес активов первых 30 банков, по последним данным, превысил 80% активов банковского сектора».

По его словам, процесс консолидации крупнейших кредитных организаций, в том числе частных, происходит вопреки распространенному мнению о том, что в банковской сфере активность наблюдается только в госсекторе. По его мнению, консолидация банковского сектора может привести к росту конкуренции и выиграют от этого потребители.

 

Александр Мурычев, исполнительный вице-президент РСПП в своем выступлении отметил, что, несмотря на то, что правительство и регулятор пытаются вдохновлять банковское сообщество, банки живут в текущих условиях и критично подходят к ним. Банкам в регионах очень сложно работать в перекошенном конкурентном поле, в ситуации, когда большая доля государственной поддержки в кризис достается госбанкам.

Александр Мурычев, исполнительный вице-президент РСПП

«Главный инструмент поддержки малого предпринимательства — это малый банк, который адекватен этому малому бизнесу. Если не будет этого понимания, то структура финансового рынка будет чувствовать перекос в сторону явно негативных тенденций, и бизнес все более отчетливо будет чувствовать на себе отсутствие оборотных средств, кредитной поддержки и в целом сжатие экономики в регионах России» — уверяет вице-президент РСПП. Региональные банки все 25 лет своего существования, предоставляли кредиты на пополнение оборотных средств предприятий. Но сегодня они не могут полноценно удовлетворить потребности МСБ, потому что не чувствуют поддержки со стороны государства. Они ощущают себя изгоями в системе, при всем уважении к крупным и государственным банкам.

В Германии работают более 100 земельных банков, которые как раз занимаются кредитованием регионального бизнеса. В США — по 150 земельных банков в каждом штате. Главный инструмент поддержки малого предприятия — это небольшой банк.

Бизнес видит роль ЦБ в обеспечении стабильности курсовой политики. «Если не будет стабильности курсовой политики, мы долго будем выходить из рецессии», — считает Александр Мурычев. «Самое тревожное, что беспокоит бизнес, это достижение сбалансированности бюджета за счет сокращения расходов. На наш взгляд, это делается без учета влияния на скорость восстановления экономики. Сокращать — это самое простое предложение. Правительство должно предлагать источники роста нашей экономики».

 

О том, что банк — это не источник для отмыва денег попытался убедить присутствующих в зале председатель правления Ханты-Мансийского банка «Открытие» Евгений Данкевич. Кроме того он отметил, что является сторонником безотзывных вкладов. Конец 2014 года показал, что вкладчики во многих банках в условиях паники на рынке вынесли приличные объемы вкладов.  «Процентный риск существенно усиливается за счет того, что покупатели опционов свою сторону сделки исполняют,— то есть банки при внезапном отзыве вклада деньги клиентам выдают. Поэтому банк может выдать ипотеку под 18%, но как только ставки на рынке упадут, то клиент, взявший ипотеку по такой ставке, тут же пойдет и рефинансирует эту ипотеку, а банк попадает в процентные ножницы».

Инструменты господдержки, опробованные на рынке ипотеки, нужны и хорошо себя зарекомендовали; субсидирование процентной ставки может работать и в рамках кредитования МСБ.

Банки не являются источником и заказчиком системы транзита отмывочных денег, они являются лишь той инфраструктурой, которая этот транзит обеспечивает. Первая причина обналички — это уход от налогов. Поэтому банки сами заинтересованы в росте безналичного оборота, уже хотя бы потому, что это снизит затраты банков на содержание банкоматной сети. Банкир заметил, что мы были бы не первой страной, которая могла бы попытаться ввести в практику расчеты за крупные покупки не наличными, а безналом, в первую очередь это касается покупки недвижимости и автомобилей.

О том, что банкам не надо брать на себя новые риски в связи с требованиями Базеля III рассказал Артем Констандян, председатель правления Промсвязьбанка.

Артем Констандян, председатель правления Промсвязьбанка

Кроме того, ужесточение регулирования со стороны Центробанка тем более говорит, что банки должны создавать все новые и новые подушки безопасности в виде накопления резервов, чтобы банки могли справляться с уже взятым на себя риском. И все это приводит к тому, что отрасль снижает свой вклад в финансирование экономического роста.

«Сейчас на финансовом рынке мы имеем крен в сторону усиления регулирования, и этот тренд необратим, и о его последствиях и нам, и регулятору нужно постоянно думать»,— отметил Артем Констандян.

 

3 сентября. Вторая сессия

Сергей Швецов, первый заместитель председателя Банка России рассказал о ситуации с источниками длинных денег для кредитования экономики, о новациях в развитии инструментов рефинансирования на финансовом рынке.

 

Сергей Швецов, первый заместитель председателя Банка России

Он также затронул тему диджитализации в банковской системе с точки зрения снижения издержек и устранения технологических барьеров для развития финансового рынка, улучшения качества развития риск-менеджмента, улучшения конкурентной среды. По его словам, в Москве невозможно арендовать дата-центр уровня Тиер3, в то время, как в мире уже достаточно дата-центров уровня Тиер4. Как сообщил представитель регулятора, сейчас ведется работа над программой содействия строительству дата-центров в Москве и в регионах.

Два года назад были определены четыре группы барьеров, мешающих диджитализации финансовых услуг. В том числе — противодействие киберпреступности, ограничения, связанные с 115-ФЗ, технологические и юридические проблемы.

Также регулятор заявил, что для повышения качества корпоративного управления в банковском секторе целесообразно расширить права советов директоров, которые должны, как минимум, иметь возможность назначать и снимать с должности первое лицо компании. При этом должна возрасти ответственность советов директоров перед акционерами.

Рынок внешних облигаций не потерян для российских компаний, но возможная динамика санкций внушает инвесторам страх. Если бы у инвесторов была уверенность в том, что санкции против российских компаний останутся на нынешнем уровне, то российские корпоративные облигации пользовались бы спросом на внешнем рынке.

Внешние облигации в силу санкций потеряли роль, которую они играли в последние годы, являясь «инструментом привлечения долгосрочной ликвидности на российский рынок» в обход банков и Московской биржи. «Это не значит, что этот рынок потерян для российских компаний, — не все компании под санкциями. Но присутствует некий страх на рынке, связанный с тем, что никто не знает как будет развиваться динамика санкций. Если бы мы точно знали, что сегодняшний уровень санкций остался бы без изменений, мы бы получили достаточно большой спрос на российские корпоративные облигации», — уверен Швецов.

Кроме того, Сергей Швецов напомнил, что регулятор сегодня проводит реформу индустрии рейтинговых агентств. Создается новое российское рейтинговое агентство, а действующим агентствам предоставлен шанс привести свои бизнес-процессы в соответствии с требованием законодательства.

 

Сергей Крюков, председатель правления МСП-банка заметил, что идет ревизия всех форм поддержки МСБ, и радостно, что в России шкала поддержки бизнеса шире, где бы то не было в мире. «Но часто это напоминает репетицию оркестра без дирижера, когда все, вроде, играют, а музыки не получается». Достойное место в работе с МСБ должна занять секьютиризация кредитов малому и среднему бизнесу, уверен Крюков. Рынок кредитов МСБ — примерно 5 трлн рублей, и если хотя бы какой-то объем из этой суммы будет оформлен в ликвидные бумаги, то в них придут инвесторы, и в первую очередь, банки.

Сергей Крюков, председатель правления МСП-банка

Круглый стол  «Карта  “Мир” на рынке безналичных платежей»

На круглом столе обсуждалась стратегия развития НПС, создание законодательной платформы для развития платежной системы «Мир», основные подходы к формированию продуктовой и тарифной составляющей карты «Мир».

Андрей Шамраев, заместитель директора департамента НПС Банка России рассказал о законодательной базе платежной системы «Мир», об особенностях отдельного правового статуса НСПК, и видении регулятора о перспективах и возможностях дальнейшего развития платежной системы «Мир».

Андрей Шамраев, заместитель директора департамента НПС Банка России

Владимир Комлев, генеральный директор НСПК зафиксировал, что удалось НСПК сделать за год создания в рамках правой конструкции и законодательного поля. В частности, международные платежные системы перешли на российский процессинг, завершена сертификация спецификаций платежного приложения, протестированы основные терминалы и банкоматные сети, которые включают более 200 тыс. банкоматов, более 1 млн POS-терминалов.

Владимир Комлев, генеральный директор НСПК

Владимир Комлев также отметил, что в октябре начнется подключение к платформе системе «Мир» и на сегодня в пилотном проекте участвуют 28 кредитных организаций. По словам Комлева, в списке банков много участников рынка с мощными эквайринговыми сетями. Глава НСПК напомнил, что в начале текущего года в списке предполагаемых участников было порядка 10 банков.

Директор организационно правового департамента НСПК Олег Тишаков представил базовые принципы правил, тарифов и систем гарантирования в рамках платежной системы «Мир». Структура тарифов по карте «Мир» будет похожа на имеющиеся мировые аналоги, но будут и отличия. Например, в рамках сотрудничества с российской платежной системой не предусмотрены вступительные взносы. Плата за использование карты будет начисляться только за межбанковские обороты. На количество карт плата сегодня тоже не начисляется по дебетовым и классическим продуктам. По премиальным программам по карте «Мир» в будущем возможно будет такая плата начисляться. Но пока дополнительные сервисы не предоставляются, комиссия равна нулю. На период опытно-промышленной эксплуатации, приблизительно до 31 марта 2016 года, с банков-участников не будет взиматься плата за операционные и платежно-клиринговые услуги по карте, будут взиматься только фиксированные платежи, например, за предоставление бинов. 

Круглый стол МСП Банка «Актуальные вопросы кредитования и финансирования МСП»

Обсуждались меры и инструменты государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства, принципы анализа портфеля и отбора пула обеспечения при секьюритизации МСП-активов, стандартизация обмена данными на рынке кредитования МСП.

Сергей Крюков. Меры и инструменты государственной политики в сфере развития МСП
Виктор Киселев. Роль МСПБанка в сделках секьюритизации МСП кредитов
Олег Иванов. Пруденциальное регулирование секьюритизации МСП-кредитов
Гузелия Имаева. Финансовое положение российского бизнеса

Круглый стол «Модели и тренды банковского бизнеса: прогнозы, инфраструктура и новые возможности»

Спикерами поднимались вопросы: состояния конкурентной среды на рынке банковских услуг, прогнозов и ключевых трендов развития банковского бизнеса, перехода к цифровой модели банковского бизнеса.

Дмитрий Гришанков. Прогнозы по банковскому и финансовому рынку на 2015 год риски, драйверы и рейтинги
Олег Солнцев. Финансовый сектор
Геннадий Заманский. Сокращение издержек или повышение доходности Мультиканальные продажи
Габриэль Ди Белла. Содействие обеспечению вклада финансового сектора в рост экономики

Презентации спикеров с пленарных заседаний

Анатолий Аксаков. Модели экономического роста
Артем Констандян. Экономический рост и роль банковского сектора
Андрей Кашеваров. Четвертый антимонопольный пакет

Михаил Сухов, заместитель председателя ЦБ РФ на XIII банковском форуме ассоциации «Россия»