Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • На конференции по микрофинансированию обсудили вопросы цифровизации
04.12.2020
На конференции по микрофинансированию обсудили вопросы цифровизации

Профессионалы рынка говорили о возможностях использования цифрового профиля клиента


Третий день XIX Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности «Микрофинансирование: тест на жизнь положительный» был посвящен обсуждению актуальных вопросов цифровизации в сфере микрофинансирования.

Участники пленарного заседания «Цифровой профиль» клиента: СМЭВ, ЕСИА, СБП и другие возможности для рынка. Как использовать новый инструментарий максимально эффективно?», организованного Ассоциацией участников рынка электронных денег и денежных переводов АЭД, обсудили, что такое цифровой профиль и как он может помочь в профессиональной деятельности участников рынка микрофинансирования.

Советник Управления надзора за микрофинансовым рынком Департамента микрофинансового рынка Банка России Лилия Беляева выступила на тему «Текущие и потенциальные возможности микрофинансовых институтов по развитию дистанционных способов оказания услуг», отметив особую важность предмета дискуссии как в контексте усложнения в 2020 году эпидемиологической ситуации, так и в целом на современном этапе. Спикер привела статистику развития онлайн-сегмента рынка МФО за период с начала  2018 года по III квартал 2020 года и сообщила, что за этот период доля онлайн-сегмента по объему выданных займов выросла почти на 8 п.п. и составила порядка 36%; при этом количество организаций, предоставляющих онлайн-займы, выросло почти в три раза, с 45 компаний в 2018 году до 133 компаний сейчас (8,6%).

Почему рынок не так активно взаимодействует с регулятором и почему, по оценке регулятора, интерес отрасли к «цифре» не так велик, рассуждал председатель совета саморегулируемой организации «МиР» Эльман Мехтиев. «Когда дело дошло до пилотирования, банки отказались. Крупные МФК — ВЭББАНКИР и Быстроденьги — выразили готовность принять участие в проекте, подключились к пилотированию и даже продвигали этот сервис среди своих клиентов. Этот пример продемонстрировал готовность МФО к использованию в своей деятельности инновационных технологий, которые позволят им позже оказаться впереди рынка и доказывать свое лидерство», — поделился Эльман Мехтиев. Спикер также отметил, что онлайн-займы на микрофинансовом рынке существуют давно. «Вопрос только в том, что из-за огромного количества ограничений МФО делают это или с большим количеством допущений, или с достаточно большим количеством ограничений», — пояснил он. Эльман Мехтиев уточнил, что первыми сервис B2C-переводов через СБП реализовали именно микрофинансисты, так как увидели в нем возможность сокращения мошенничества. Однако, и в том, и в другом примерах сервис не нашел широкого применения. СБП  —  это та самая классическая ситуация, когда нежелание видеть целый сектор создает проблемы, прокомментировал спикер. «Как только мы, действительно, снизим тарифы, и люди почувствуют экономическую выгоду, сделаем равными права участников микрофинансового рынка с участниками других финансовых рынков, тогда и можно будет рассуждать, «взлетаем мы или не взлетаем», —  подчеркнул Эльман Мехтиев.

Председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин рассказал о нормативных основах проведения эксперимента по повышению связанности информации ГИСов, о создании цифрового профиля, постепенном расширении круга участвующих организаций (в том числе за счет подключения МФО), а также о новых видах сведений, которые будут доступны пользователям ЦП уже до конца года. На основе анализа практического опыта банков–участников эксперимента, в частности Совкомбанка, были проанализированы как направления совершенствования технологических аспектов ЦП, так и вопросы, требующие нормативного решения в рамках проекта Федерального закона № 747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)».

Заместитель генерального директора «Д2 Страхование» Ольга Васильева выступила на тему «Реалии рынка пандемии: online и/или offline». «Основным пандемическим трендом является увеличение числа онлайн клиентов. Это значит Эльман новые технологические решения и новые инвестиции. Важно осознавать, что мы уже все в онлайн! Чем быстрее и эффективнее мы сможем использовать новые технологии (СМЭФ, ЕСИА, СБП и пр.), тем сильнее будет наше конкурентное преимущество», — заявила Ольга Васильева.

 «Цифровой профиль дал гражданам уникальную возможность для оказания услуг онлайн, что особенно значимо в период изоляции. Теперь важно, во-первых, чтобы заработала подписка через REST; а во-вторых, чтобы ЦП обеспечил достоверность и полноту данных — чтобы заработала интеграция с ЗАГС, ГИБДД и другими ведомствами», — отметил в своем выступлении руководитель блока «Розничный бизнес» Сбербанка Дмитрий Соколов.

Работу третьего дня конференции продолжили дискуссионные и учебные сессии.

Организатор: Национальная ассоциация участников микрофинансового рынка






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ