Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • В погоне за капиталом
31.07.2013

В погоне за капиталом

Ежегодная конференция «Капитализация банков 2013» проводилась в четвертый раз 9 июля 2013 года, но в текущей экономической ситуации, да еще и накануне введения нормативов Базеля III, проблема стоит особенно остро


Не секрет, что в связи с ужесточением регулирования с сопутствующим падением прибылей избалованные рентными сверхдоходами российские инвесторы все менее активно инвестируют в далеко не самый прибыльный банковский сектор. Иностранные фонды и инвесторы также не спешат вкладываться. В то же время Кремль подталкивает банкиров к снижению процентных ставок.

Бочка дегтя

«С переходом на Базель III, Базель II, конечно же, встает проблема дальнейшей капитализации, нахождения источников пополнения собственных средств, — задал пессимистическую тональность конференции исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. — При этом высшая власть регулярно собирает банкиров, финансистов, представителей власти по теме: «как снижать процентную ставку, как кредит делать доступным».

Но для банкиров, по словам спикера, весьма актуален вопрос: кого кредитовать? «Резко упал спрос на сами кредиты, и дело здесь даже уже не в процентной ставке. Хотя очень она важна, но снижение самой процентной ставки, ставки рефинансирования ЦБ, о чем требования раздаются повсеместно с разных кабинетов очень высоких, на мой взгляд, не решается главная проблема обеспечения доступности самого кредита. Потому что есть гораздо более системные проблемы, которые сдерживают развитие в целом кредитования в стране. Это, прежде всего, инвестиционный бизнес, деловая комфортность, работа институтов гражданского общества, это защищенность прав собственников, это коррупционность почти на всех уровнях, судебная система и прочее по перечню», — напомнил Александр Мурычев.

А кроме того, серьезно ужесточился «налоговый режим в связи с введением очень высокой планки страховых взносов, и это касается банков в том числе, потому что отчисления работодатели-собственники делают очень высокие, свыше 30%, и даже 40% даже по банкам».

Александр Мурычев также напомнил недавнее заявление руководства Центробанка о том, что в ближайшие годы понадобится около 3 трлн рублей на дальнейшую капитализацию в банковский сектор с тем, чтобы хотя бы обеспечить устойчивость банковского сектора в среднесрочной перспективе и чтобы достаточность капитала резко не падала. «А достаточность падает. Достаточность капитала падает», — акцентировал внимание спикер.

Статистика, по мнению Александра Мурычева, неутешительна: собственные средства банковского сектора очень сильно отстают от тех темпов, которые мы имели в 2010 году, даже по отношению к проценту ВВП, к активам банковского сектора. Если в 2010 году соотношение было 11,9% роста ВВП и 15,7% к активам банковского сектора (собственные средства), то по итогам 2012 года — 9,8% и 12,3%.

По мнению Александра Мурычева, «если мы начнем разбираться с огромными проблемами, связанными, прежде всего, с расчисткой балансов (загрязненных очень сильно) конкретных банков, то, конечно, капитал будет ниже, и достаточность будет гораздо ниже, чем мы имеем на сегодняшний день».

Ложечка меда

Соорганизатор мероприятия, вице-президент Новикомбанка Екатерина Супрунович, напротив, излучала оптимизм, основанный на том, что получилось собрать гостей, способных рассказать, как удается решать проблемы с докапитализацией «изнутри» — на собственном опыте. В том числе на конференции выступил Владимир Чубарь, председатель правления Московского кредитного банка, которому удалось за год и разместить несколько траншей бондов, и продать иностранным инвесторам значительный пакет банка. О том, как заинтересовать инвесторов, банкирам рассказала представитель одного из таких инвесторов — IFC —Людмила Клименко, организовавшая для МКБ финансирование по линии Фонда капитализации российских банков.

Но из ее выступления стало еще более очевидно, что этим путем могут пройти немногие, самые дисциплинированные банки, нашедшие свою нишу, стратегию и готовые выполнять почти бесконечные требования капризных иностранцев. IFC и «Фонд», придерживающийся аналогичных требований, и рады бы увеличить присутствие в России, но, не будучи благотворительными организациями, не готовы рисковать деньгами своих инвесторов.

265 банков + 3/4

Важной темой стала конкуренция на рынке, не в последнюю очередь — неравный бой коммерческих структур с госбанками. Ссылаясь на данные ЦБ , Андрей Марьин, специалист по покупке-продаже банков, подсчитал, что на середину 2013 года в России действовало 958 кредитных организаций (включая НКО), но в четверти из них сосредоточен почти весь капитал.

«Несмотря на то, что ЦБ утверждает, будто концентрация банковских активов находится на невысоком уровне, цифры свидетельствуют, что крупнейшие 265 банков из первых трех групп контролируют в совокупности более 94% активов и более 93% банковского капитала. Аналогичная картина наблюдается и по другим параметрам банковской деятельности (объему кредитования, привлечению вкладов, инкассации и т.д), — прокомментировал эксперт. — При этом банки первой группы постепенно вытесняют с рынка даже банки с иностранным участием (как правило, не рыночными, а административными способами), а уж тем более частные российские банки, особенно средние и мелкие. Учитывая олигархический характер российского крупного банковского капитала, можно заключить, что свободного банковского рынка в России почти не осталось: есть две с половиной сотни банков, жестко опекаемых ЦБ и силовыми структурами, и еще семь сотен банков, находящихся под их же жестким давлением».

Маржа с подвохом

Не обошли вниманием собравшиеся и публичные призывы к банкам снижать маржу. Игорь Ким, инвестор со стажем и председатель совета директоров Экспобанка, предложил начать со Сбербанка. «Вы посмотрите на маржу в отчетности нашего любимого Сбербанка, достояния России. Было 8%. При 8% снижать маржу, я считаю, можно. Ничего личного, я просто объективно, как профессионал говорю», — полагает он. В других банках этот показатель на уровне 3%, и банкиры утверждают, что снижать издержки некуда.

Игорь Ким также высказался на тему того, почему ушли в прошлое продажи российских банков с коэффициентом 3–4. Сейчас стоимость банка сравнивают со стоимостью ликвидации, пояснил банкир, поэтому «сделки сейчас на рынке происходят зачастую именно не с премией капиталу, а с дисконтом».

Андрей Марьин пояснил, что «банки первых трех групп» из приведенной им таблицы, «как правило, не продаются или продаются редко и не на рыночных условиях, а чуть менее 700 банков трех последних групп составляют весь свободный рынок купли-продажи банков в России». Емкость отечественного рынка эксперт оценивает в 400 млрд рублей (чуть больше 12 млрд долларов). Ежегодно на рынке совершается от 40 до 60 сделок по купле-продаже контрольных пакетов акций (долей) на общую сумму около 1 млрд долларов или порядка 10% всего рынка, причем многие банки уже несколько раз продавались и меняли владельцев, говорит эксперт. В качестве реальной причины продажи банков Андрей Марьин называет низкую рентабельность (в среднем меньше 10% в год).

По его словам: «Крупные частные банки из третьей группы тоже можно купить, как и банки второй группы, однако, эти сделки носят единичный характер, измеряются миллиардами долларов, зачастую их продажа имеет политический подтекст, и к собственно свободному рынку купли-продажи банков такие сделки прямого отношения не имеют. Для таких сделок все еще действует принцип определения цены сделки кратно капиталу, причем коэффициент кратности редко опускается ниже двух (конечно, за исключением случаев, когда продаваемый банк находится в плачевном финансовом положении и его реальный капитал имеет отрицательное значение!)».

Выходы есть

Виктор Четвериков, генеральный директор Национального рейтингового агентства, привел возможные сценарии, при самом негативном из которых эксперт ждет снижения количества кредитных организаций за 2013–2014 годы на 110, а филиалов — почти на 500.

Рассматривая пути капитализации банков, проведение IPO и появление в капитале иностранцев он оценил как «фантастический» сценарий.

Почти все эксперты называют среди основных путей пополнения капитала консолидацию активов и куплю-продажу банков. Андрей Марьин говорит, что рынок купли-продажи жив, невзирая на все кризисы и политические перипетии. «Спрос и предложение на рынке сейчас (в середине 2013 года) уравновешены и, следовательно, следует ожидать стабилизации рынка до принятия каких-либо принципиальных решений со стороны ЦБ и верховной власти в стране. Ждать можно и роста цен при резком улучшении инвестиционного климата в стране, и их резкого снижения при либерализации регистрации банков, и даже полного умирания рынка при доведении госрегулирования до логического завершения.






Новости Новости Релизы