Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В условиях снижения темпов кредитования и конкуренции за «хороших» клиентов банки пользуются всеми доступными инструментами по управлению портфелем, удержанию существующих и привлечению новых клиентов, для роста продаж
Работа с собственной клиентской базой позволяет кредитной организации наращивать портфель за счет клиентов с низким риск–профилем и максимальной склонностью воспользоваться продуктом.
В большинстве случаев в результате формирования кросс-продуктовых предложений по клиенту оценивается внутренняя кредитная история и история по данным Бюро кредитных историй (БКИ), применяются предиктивные модели, кредитные процедуры, рассчитывается кредитный лимит и процентная ставка.
Индивидуально сформированное предложение позволяет удержать/возвратить клиента, повысить лояльность к банку.
Кросс-продуктовые предложения могут быть сформированы на разных этапах взаимоотношений банка с клиентом.
Этап «Заявка»
Знакомство банка и клиента происходит на этапе подачи заявки: оценивается «качество» входящего потока и склонность к приобретению продукта. В случаях, если клиент не воспользовался изначальным предложением, банк может «вернуть» и замотивировать клиента приобрести текущий или иной продукт.
Примеры:
Этап «Действующий продукт»
Для кросс-продаж особую ценность представляет информация по действующей платежной и транзакционной дисциплине клиента.
Примеры:
Этап «Возврат/Удержание»
В момент, когда продукт закрывается, клиент приходит в отделение или пишет заявление с тем, что бы закрыть кредитную карту. Здесь банк может оценить клиента, какой доход он принес банку. Если этот показатель выше определенного, то можно удержать клиента, если ниже — пусть уходит.
Отдельно следует отметить кредитный продукт для тех, кто погасил предыдущий кредит или являлся нашим зарплатным клиентом.
Инструменты для кросс-продаж
Используются различные инструменты. Кратко расскажем об основных из них.
Производная доходности и отклика дает максимальный эффект. На примере ниже — максимальная прибыль достигается при ставке 19%.
Таблица 1. Возможный результат тестирования и выбора ставки с целью максимизации прибыли
Ставка, % |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
Отклик, % |
16 |
13 |
9 |
5 |
4 |
Маржа, % |
2 |
2,5 |
3,5 |
5 |
5,5 |
Маржа*Отклик, % |
32 |
32,5 |
31,5 |
25 |
22 |
Клиенту очень важен индивидуальный подход как в части продуктовых параметров, так и в части предлагаемого сервиса. Кросс-продажи позволяют банку формировать максимально лояльные предложения, предугадав потребность клиента.
Важное место в кросс-продажах занимает процесс тестирования эластичности спроса, который позволяет на основе кривых эластичности формировать прайсинг, максимизируя доходность.
Как правило, тестирование представляет собой формирование случайных выборок, в каждой выборке предлагается определенная ставка:
Рис. 1 Формирование случайных выборок в рамках каждого продукта
Далее строятся кривые доходности и отклика:
Рис. 2 Кривые доходности и спроса
Таблица 2. Кросс-продуктовые предложения на разных этапах взаимоотношения банка и клиента
Этап |
Ситуация |
Предложение |
Заявка |
Не воспользовались кредитным предложением (истек срок действия) |
Дисконт |
Отказались от кредитного предложения |
Второй отжим |
|
Клиенты с завышенной долговой нагрузкой (DTI) |
Рефинансирование |
|
Действующий продукт |
По кредитному продукту совершено не менее N платежей |
Top-up |
По кредитному продукту осталось совершить не более N платежей |
Второй продукт |
|
Зарплатный клиент |
Специальное предложение |
|
Наличие активного не кредитного продукта в банке (вклад, металлические счета и т. д.) |
Специальное предложение |
|
Неактивные клиенты |
Промо акции |
|
Возврат/Удержание |
Продукт закрывается в моменте |
Специальное предложение |
Кредитный продукт погашен |
Специальное предложение |
|
Бывшие зарплатные клиенты |
Специальное предложение |
Источник: Банк «Открытие»