Вход Регистрация
Подписка

Биометрия как предчувствие

27.04.2016

Как состыковать стартапы и крупных корпоративных заказчиков? В чем сильные стороны у каждого из них и при чем здесь биометрия? Мы записали беседу Булада Субанова, эксперта и консультанта по взаимодействию банков и вендоров, и Сергея Ходакова, руководителя направления Инновационного центра «Сколково», которая состоялась в кулуарах конференции «Биометрия в банке: практические применение новых технологий аудентификации и информационной безопасности», которую 21 апреля 2016 года провел журнал «Банковское обозрение»

Сергей Ходаков, фонд «Сколово» и Булад Субанов, BULAD&Co

 

Сергей Ходаков: В фонде «Сколково» мы помогаем новым компаниям создавать новые инновационные решения, и, конечно, биометрия — это одна из таких горячих тем. Какие основные ниши или нерешенные задачи заказчика вы видите на рынке и где лучше пробовать себя стратапам, новыми технологиями? Что вы как эксперт с опытом практической банковской работы можете посоветовать?

Булад Субанов: Мне кажется, что здесь у стартапов уникальная ситуация. Рынок еще не структурирован, в России фактически нет как таковых промышленных стандартов на биометрию, хотя есть международные стандарты в части двухмерного и трехмерного распознавания лиц. Стартапам я бы посоветовал смотреть туда, где есть потребность частного клиента. Когда мы сегодня на конференции обсуждаем применение биометрии в банках, надо понимать, что банкиры подходят к биометрии как к уменьшению своего риска, не более того. Редко звучат фразы о реальной потребности клиента и о том, что он от этого выигрывает. Поэтому, я бы предложил стартапам находить уникальные ниши, и искать, как с их помощью делать клиенту удобнее. Например, может ли человек по документам, просто по заранее переданным в банк данным, или по отпечатку пальца, по сетчатке глаза или по фотографии получить небольшую сумму в банкомате без дополнительной идентификации. Второе — это общение с мобильным устройством, все-таки мир движется в мобильность, и телефон уже стал полноценным устройством доступа в банк.

Сергей Ходаков: А с точки зрения использования биометрии для целей маркетинга? Например, для распознавания возрастной категории потребителя, либо для определения пола… Может быть, какие-то поведенческие факторы, эмоциональная составляющая? Насколько это сейчас из вашей практики может быть востребовано торговыми сетями?

Булад Субанов: Это верно, нужно смотреть не только на банки, но и на ретейл, все-таки с банком человек общается меньше, чем с магазином. Приведу очень простой пример. В момент распродаж в магазине есть правило шестого сотрудника. Если он видит человека, который заходит в магазин, и при этом нет свободного консультанта, который мог бы с ними общаться, даже охраннику выдается терминал, чтобы он принял заказ. Даже в «Макдональдсе», когда вы заходите, вам могут предложить оформить заказ. Задача торговой точки — не дать клиенту выйти без покупки. Поэтому если, например, стартап придумает, как будет приходить автоматический сигнал сотрудникам магазина, что клиент заинтересован, например смотрит на определенные полки с товаром, или придумает, как определять настроение человека, — вот это было бы интересно. Здесь нужна правильная стыковка техники и аналитики, потому что одно дело — распознавать, а другое дело — создать из этого инструмент для работы.

Задам, в свою очередь, вам вопрос. «Сколково» обладает уникальной экспертизой по работе со стартапами. Не кажется ли вам, что стартапам не хватает как раз дополнительно внимания от заказчика, может быть, с точки зрения той же биометрии подтолкнуть спрос именно со стороны заказчиков. Как, условно говоря, создать, стартапы для будущего клиента?

Сергей Ходаков: Мы ведем такую работу с крупными заказчиками и поясняем, какие технологии есть и чем они могут быть полезны. Ключевой драйвер, один из главных моментов здесь — наличие предпринимательской жилки, способность талантливой команды не только работать в технологии, но и найти необходимую уникальную нишу.

Молодым командам в начале пути не надо конкурировать с крупными вендорами, это будет сложно; надо искать новые рынки, которые в настоящее время формируются или будут формироваться. Если говорить о крупных заказчиках, например в банкинге, то вы лучше меня понимаете, что банковская система сейчас активно меняется, банки через 5 10 лет будут выглядеть совсем по-другому. Банки — одни из наших постоянных партнеров, банковская отрасль запрашивает: «А что можно придумать, давайте предлагать, прорабатывать какие-то сценарии…». И это именно биометрия, которая может быть очень разной: связанной не только, скажем, с классической задачей идентификации, но и с задачами в области маркетинга, с оценки рисков и др.

Булад Субанов: Да, это интересное направление развития использования биометрии. Я сейчас интересуюсь теорией поколений и тем, как она влияет на потребительские предпочтения. Наши дети совершенно по-другому используют банковские сервисы. Можно пофантазировать. Например, дети, не стесняясь, фотографируются. Я, например, размещаю в соцсетях свои фотографии гораздо реже, чем мой ребенок, я просто по-другому воспитан…

Сергей Ходаков: Мне кажется, развитие биометрии и тех же соцсетей — это некий вызов, с которым столкнутся IT-отрасли в ближайшее время. Наличие биометрической информации, доступной и в открытом доступе, — это новые риски уже сейчас. При этом стоит учитывать что если мы, например, говорим о медицинских учреждениях, то посещение окулиста — это уже, по большому счету, форма компрометации данных. Поэтому одна из важных задач, которые сейчас стоят, связана с удаленной авторизацией пользователя, и с развитием удаленных сервисов банковского обслуживания подобные задачи с каждым днем будут все более актуальными.Если говорить о молодом поколении, то мы наблюдаем, что оно становится все более и более мобильным. Даже общаясь, например, со стажерами, я вижу, что самый быстрый способ получить ответ — написать сообщение в WhatsApp, потому что это проще, чем общение по электронной почте или по телефону. С этой точки зрения все, что связано с идентификацией на мобильном устройстве, — интересная история, ведь сейчас мобильное устройство — это полная база знаний о каждом человеке, по сути, это все его контакты и вся текущая жизнь. Данные о геолокации, о местах пересечения, социальные связи и соответственно идентификация человека по одному устройству — становится важной задачей для предоставления дистанционных сервисов.

Булад Субанов: Если вернуться к теме конференции, как вы считаете, не мало ли было на конференции маркетологов? Были отличные специалисты по IT-безопасности, были визионеры. Мне кажется, что нам не хватало вовлечения маркетологов. Может быть, я излишне критичен?

 

Сергей Ходаков, фонд «Сколково», Булад Субанов, BULAD&Co и Яна Шишикна, Банковское обозрение

 

Сергей Ходаков: Мне кажется, первая часть была во многом визионерская, и мне очень понравилась та часть, в которой мы обсуждали будущие тренды, в каком направлении движется отрасль, в каких направлениях думают регуляторы, что нужно сделать для банковской отрасли, чтобы биометрия стала шире использоваться. Это была хорошая дискуссия. Во второй части конференции я бы хотел, услышать больше премьер практического применения и, может быть, больше идей, которые сейчас есть у банкиров, у представителей финансовой отрасли, — с точки зрения того, какие задачи можно было бы эффективно и просто решать с помощью биометрии и какие задачи здесь могут возникнуть завтра или послезавтра.

Булад Субанов: А может, стоит продумать эти задачи вместе?

Сергей Ходаков: Это будет интересная дискуссия.

Булад Субанов: В заключение — не вопрос, а стейтмент. Когда мы общаемся с регулятором, все ждут от него каких-то четких инструкций. Не кажется ли вам, что для того чтобы регулировать инновации самому регулятору (я не говорю сейчас только о Центральном банке), не надо делать это старыми методами? Я внимательно изучаю пример Сингапура: как они развивают страну, как развивают инфраструктуру. Мне кажется, это очень хороший пример, который может быть применим не только в отношении стран, но и в отношении бизнеса. Меня интересует, как вы видите будущее регулирование инновационной отрасли? Это, может быть, немного провокационный вопрос, но для меня он действительно важен, потому что я вижу, как общается новое поколение стартапов с банками. Они находят узкую проблему, делают глубокую экспертизу, хороший «экзекьюшн» — и вот проект. Это не просто прийти, посмотреть, что-то везде попробовать. Мне кажется, банки отличаются тем, что им не хватает специализации, они все ждут от регулятора чего-то…

Сергей Ходаков: Да, в зависимости от экспертизы, от опыта банка. С другой стороны, мы видим неплохую динамику отрасли…

Булад Субанов: Да, она развивается все быстрее.

Сергей Ходаков: Но высокая динамика изменений порождает риски, которые необходимо отслеживать и, как в любой отрасли, держать на управляемом уровне. Поэтому регулирование отрасли при такой динамике изменений — это большой «челлендж» для любого регулятора. Посмотрим, какие методы здесь будут.

Булад Субанов: Сергей, представьте нам стартап-перезапуск регулирования самой инновационной отрасли. Это была бы победа в силу оригинальности проекта, такой проект точно получил бы финансирование.

Беседа состоялась 21 апреля 2016 года в отеле «Катерина Сити Москва» в ходе конференции «Биометрия в банке: практические применение новых технологий аудентификации и информационной безопасности»

 





27.04.2016
Эта статья была разослана 1406 on-line подписчикам bosfera.ru
Материалы альянса финансовых медиа:
Разговоры финансистов

АДРЕСА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
Перейти в Раздел
Вверх