Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Булад Субанов про... блокчейн для государства, российский SWIFT и почему банкам беспокойно
13.03.2017 Мнение

Булад Субанов про... блокчейн для государства, российский SWIFT и почему банкам беспокойно

Блокчейн для государства, российский SWIFT, почему банкам беспокойно, централизация надзора, роботы тренируются на предпринимателях, телевизор следит за вами, «Мир» Турции и 200 рублей — все это в двухнедельном обзоре


Понедельник, 27 февраля

200 рублей, пожалуйста!

Купюра номиналом 200 рублей, которая готовится к обороту, будет изготовлена по новой технологии, увеличивающей срок ее эксплуатации. Сейчас банкноты мелких номиналов изнашиваются примерно за год, крупных — за несколько лет. Однако, ветхих денег в обращении практически нет — они исчезли вместе с десятирублевыми банкнотами.

Центробанк в 2017 году выпустит в обращение новые купюры номиналом 200 и 2 тысячи рублей, на которых будут изображены символы, выбранные на всероссийском конкурсе в прошлом году. Напомню, конкурс по выбору символов для новых банкнот номиналами 200 и 2 тысячи рублей проводился с июня по октябрь 2016 года. На конкурс были выдвинуты более 5 тысяч номинантов — достопримечательности 1 113 городов России. В лонг-лист конкурса вошли, преодолев порог в 5 тысяч голосов, 76 символов из 49 российских регионов, а в десятку финалистов — Севастополь, Казань, Дальний Восток, Сочи, Волгоград, Петрозаводск, Нижний Новгород, Владимир, Иркутск и подмосковный Сергиев Посад.

Победителей определило итоговое голосование в прямом эфире телеканала «Россия» в октябре 2016 года: ими стали символы Севастополя (Херсонес Таврический и памятник затопленным кораблям) и Дальнего Востока (космодром Восточный в Амурской области и мост на остров Русский во Владивостоке). В начале февраля ЦБ сообщил, что символы Севастополя будут размещены на банкноте номиналом 200 рублей, а символы Дальнего Востока — на купюре номиналом 2 тысячи рублей. Новые банкноты должны поступить в обращение в конце 2017 года.

Вторник, 28 февраля

Аналог СВИФТа

Банк России придумал способ повысить интерес к сервису по передаче финансовых сообщений (СПФС). Это российский аналог международной системы обмена банковской информацией SWIFT. За год к СПФС не подключилось ни одного нового банка, поэтому ЦБ решил открыть доступ к системе крупным компаниям.

СПФС используется российскими банками как резервный канал обмена финансовыми сообщениями и как альтернатива SWIFT в случаях, когда это экономически обосновано. Доступность услуг обмена финансовыми сообщениями для корпоративных клиентов банков соответствует международной практике и будет рассчитываться по договорной цене.

СПФС позволит банкам и компаниям экономить. Стоимость одного сообщения через СПФС составляет 1,5–2,5 рубля, а тариф на передачу финансового сообщения через SWIFT  0,03 - 0,05 евро за сообщение, или 1,6–2,7 рубля. Цена подключения к SWIFT исчисляется десятками тысяч долларов, при этом СПФС подключает финансовые структуры бесплатно, отсутствует и плата за сервисное обслуживание. Обмениваясь сведениями через СПФС, бизнес и банки сэкономят издержки.

Предоставление доступа к СПФС корпорациям даст больше безопасности при совершении переводов, чем в случае использования классической схемы переводов через банк. Правда при этом банки рискуют потерять часть косвенных доходов корпоративного бизнеса.

Среда, 1 марта

Централизация надзора

Банк России с 1 марта начинает процесс централизации дистанционного банковского надзора, который будет проходить поэтапно и завершится в 2018 году. Об этом сообщили в ЦБ, пояснив, что создается служба текущего банковского надзора (СТБН), куда постепенно будут передаваться надзорные функции территориальных учреждений Банка России.

Переход начнется с кредитных организаций, находящихся под надзором Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу и Дальневосточного ГУ ЦБ, — перевод будет до 1 июля текущего года. В дальнейшем регулятор будет постепенно, с интервалом в полгода, передавать остальные кредитные организации под контроль СТБН.

По итогам реорганизации дистанционный банковский надзор будет представлен тремя структурными подразделениями: СТБН, департаментом надзора за системно значимыми кредитными организациями (ДНСЗКО) и департаментом банковского надзора (ДБН).

Если использовать привычную для коммерческих банков терминологию, то СТБН и ДНСЗКО — «фронт-офис» банковского надзора, который работает с различными сегментами рынка: системно значимыми кредитными организациями (ДНСЗКО) и со всеми остальными (СТБН). Функции «мидл-офиса» для организационного, методологического и контролирующего сопровождения подразделений «фронт-офиса» будет обеспечивать ДБН.

Главная инспекция Банка России будет привлекаться для проведения проверок по заданиям дистанционного надзора в тех случаях, когда вынесение профессионального суждения без уточняющей информации, получаемой в результате «выхода на место», окажется невозможным.

Четверг, 2 марта

Роботы учатся

Попытки банков автоматизировать выявление подозрительных операций клиентов привели к росту жалоб на массовые блокировки счетов из-за подозрений в нарушении антиотмывочного законодательства. Более 80% жалоб поступает в отношении Сбербанка.

Клиенты жалуются на блокировку карт при внесении или снятии крупных сумм либо переводах на счет клиента или третьему лицу. По словам клиентов, банк просит предоставить пояснения и копии документов, подтверждающие источник поступления денежных средств. Срок рассмотрения жалобы до пяти рабочих дней, но после рассмотрения банк может принять отрицательное решение о разблокировке счета с формулировкой, что «не объяснён экономический смысл операции».

Согласно требованиям антиотмывочного закона (115-ФЗ), обязательному контролю подлежат операции на сумму от 600 тыс. рублей, но банк вправе приостановить или заблокировать трансакцию и на меньшую сумму при возникновении подозрений и запросить документы о происхождении средств или цель сделки.

Лидерство Сбербанка в количестве жалоб связано не с доминированием на рынке. Резкий рост жалоб эксперты связывают с автоматизацией процессов в банке. Рост жалоб клиентов Сбербанка напрямую связан с происходящей автоматизацией процессов комплаенс в банке. 

Специальная программа-робот сортирует операции по формальным подозрительным признакам и блокирует их. Это в разы увеличивает скорость и качество комплаенс, но в итоге приводит и к росту фактов блокировки счетов и карт добросовестных клиентов, чьи трансакции робот счел подозрительными по формальным признакам.  Проблему признают и в Сбербанке. Но останавливать автоматизацию банки не будут, потому что при переходе на ручной режим, для проверки операций понадобится неадекватное количество сотрудников.

В перспективе с этой проблемой столкнутся и клиенты других банков, потому что автоматизация — это прямой путь снижения издержек. Пусть роботы учатся, а клиенты привыкают.

Пятница, 3 марта

Отзыв Татфондбанк

Банк России с 3 марта отозвал лицензии у трех казанских банков — Татфондбанка (регистрационный номер 3058), Интехбанка (регистрационный номер 2705) и Анкор Банка (регистрационный номер 889). Об этом в пятницу сообщила пресс-служба регулятора.

Решение об отзыве лицензий принято ЦБ в связи с неисполнением кредитными организациями федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных законом «O Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

В Татфондбанке и Интехбанке значение нормативов достаточности капитала опустилось ниже 2%, а размер собственных средств — ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату госрегистрации кредитных организаций, сообщили в Центробанке.

Это вызвало общественный резонанс в Татарстане.

Понедельник, 6 марта

Блокчейн в госуправлении

Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Министерству экономического развития и Минкомсвязи проанализировать варианты применения технологии блокчейн в государственном управления и развитии экономики России.  По словам, премьера, такая технология избавляет от излишней бюрократизации делового оборота.

«Нужно проанализировать, насколько все это вообще применимо в нашей системе управления: и государственного управления, и в экономике. В любом случае тема эта, действительно, новая и популярная, я дал поручение профильным министерствам — Минкомсвязи и Минэкономразвития — рассмотреть возможность применения этих технологий при подготовке программы «Цифровая экономика», —  сказал глава правительства.

Интересно, что бывший премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон неделю назад отметил, что технология блокчейн может быть использована для снижения уровня глобальной коррупции. Использование технологии для наблюдения за бюджетными деньгами может осуществляться кем угодно и может быть легко отслежена гражданами страны. По мнению Кэмерона, налогоплательщикам не придется беспокоиться, что какой-нибудь чиновник сжульничает, чтобы взять часть бюджетных денег себе — все платежи будут записаны и доступны для просмотра.

Большой сосед

Банковская система Китая стала крупнейшей в мире по размеру активов, обойдя банковскую систему еврозоны, пишет Financial Times.

Активы банков Китая достигли 33 трлн долларов в конце 2016 года. В еврозоне этот показатель составил 31 трлн долларов, в США — 16 трлн, в Японии — 7 трлн. Объем активов китайских банков превышает ВВП страны в 3,1 раза против 2,8 раза в еврозоне.

Издание отмечает, что рост объема банковской системы Китая связан с увеличением банковского кредитования после 2008 года за счет правительственного стимулирования, призванного смягчить воздействие глобального кризиса. При этом профессор экономики Корнельского университета Ишвар Прасад полагает, что увеличение размера банковской системы Китая — «не повод для гордости» из-за чрезмерной зависимости экономики от банковских кредитов, неэффективного распределения ресурсов и высоких кредитных рисков.

Вторник, 7 марта

Банки не рискуют

Российские банки пока не обслуживают держателей паспортов Донецкой и Луганской областей Украины, несмотря на указ президента Владимира Путина о признании в России действительными таких документов.

Ни один из топ-30 банков, прямо не сообщил, что готов обслуживать клиентов с паспортами ЛНР и ДНР. В большинстве случаев в банках либо не ответили на официальный запрос, либо сообщили, что обслуживают только граждан России. Лишь в нескольких банках признали официально, что у них действуют ограничения при работе с владельцами документов ДНР и ЛНР.

Официальный представитель Сбербанка подтвердил, что пока никакие услуги гражданам ДНР и ЛНР банк не оказывает. Он сослался на то, что «с момента подписания указа президента о признании паспортов ДНР и ЛНР банку потребовалось время для организации приема в качестве документа, удостоверяющего личность, новых видов паспортов». «В ближайшие дни все процессы для адаптации приема нового вида документов будут завершены, после чего Сбербанк будет готов обслуживать лиц, обратившихся с паспортами ДНР и ЛНР, во всех филиалах банка», — добавил представитель пресс-службы Сбербанка.

В Уральском Банке Реконструкции и Развития сослались на отсутствие уточнений в специальных нормативных актах. Как отметил начальник управления финансового мониторинга банка Алексей Потапов, внесение изменений в регламентирующие документы Банка России «исключило бы некую осторожность банковского сообщества к вопросу».

Между тем юристы отмечают, что оснований для такого отказа нет. Указы президента России обязательны для исполнения на всей территории страны, они обладают высшей юридической силой после конституции и федеральных законов.

Банки комплексно оценивают риски, поэтому пока продолжают готовиться к обслуживанию граждан с паспортами Донецкой и Луганской областей. Решение зависит не от финансовых институтов, а от того будет ли политическая и экономическая интеграция этих территорий.

Среда, 8 марта

Телешпион

ЦРУ с помощью кибертехнологий превращала «умные» телевизоры Samsung в скрытые микрофоны, которые записывали и передавали разговоры своих владельцев на серверы ведомства. Об этом сообщает сайт WikiLeaks со ссылкой на конфиденциальные документы ведомства.

Как следует из представленных сайтом документов, кибератаки на телевизионные приборы Samsung были разработаны ЦРУ совместно с британской разведкой МИ-5. Вредоносная программа, получившая название Weeping Angel, создавала видимость отключения телевизора, который на самом деле начинал действовать, как гигантский «жучок», записывая происходящие в комнате разговоры.

Основатель компании по вопросам кибербезопасности Rendition Infosec Джейк Уильямс заявил агентству AP, что, по его мнению, опубликованные WikiLeaks документы являются подлинными.

В компании Samsung заявили, что руководство южнокорейского гиганта изучает данную информацию. «Мы в курсе сообщений, о которых идет речь, и срочно занимаемся рассмотрением этого вопроса, потому что защита личной информации и безопасности наших устройств является высшим приоритетом для Samsung» —  отметили в пресс-службе.

Четверг, 9 марта

Популярные мессенджеры

Самыми популярными мобильными мессенджерами и социальными сетями в России на конец 2016 года стали «ВКонтакте», WhatsApp и Viber. Таковы данные исследования J'son & Partners Consulting.

«По сравнению с данными опроса, проведенного J'son & Partners Consulting в середине 2015 года, проекту «ВКонтакте» удалось взлететь с пятого на первое место, а Skype (абсолютный лидер по данным 2013 года) сместился с третьего на четвертое место после WhatsApp и Viber. Снижение популярности Skype в России в 2016 году подтверждается данными и других опросов и связано с недостаточно высоким качеством связи, обилием рекламы, недостаточно простой регистрацией и распространением контактов по сравнению с другими мессенджерами (Viber, WhatsApp и Telegram), а также необходимостью поддерживать приложение активным для возможности коммуникаций в реальном времени», — отмечается в обзоре.

В число крупнейших мессенджеров в мире входят WhatsApp (1,2 млрд пользователей в конце прошлого года) и Facebook Messenger (1 млрд в середине 2016 года). Далее по популярности следуют китайские сервисы QQ (900 млн на III квартал 2016 года) и WeChat (846 млн на III квартал 2016-го). Замыкают семерку лидеров Skype (более 300 млн на конец I квартала 2016 года), Viber и Line (260 млн и 217 млн на конец 2016-го соответственно).

Пятница, 10 марта

BigMac App

Сеть ресторанов быстрого питания МакДоналдс (McDonald’s) планирует запустить сервис мобильных заказов и платежей в 20 тысячах своих точек на некоторых крупнейших рынках, включая США, к концу 2017 года. «В ресторанах МакДоналдс обеспечивает контроль и удобство для клиентов за счет использования специальных киосков для размещения заказов. Клиенты смогут делать заказы через мобильное приложение», — говорится в сообщении компании на мероприятии, посвященном Дню инвестора в Чикаго в начале этого месяца. В МакДоналдс заявили о планах расширить сервис мобильного заказа и платежей на еще 25 тысяч ресторанов по всему миру на десяти ведущих рынках, благодаря инвестированию в приложение.

«Мир» Турции

Турция создаст у себя инфраструктуру обслуживания банковских карт «Мир», заявил президент России Владимир Путин. «Активизации двусторонних экономических связей способствовало бы увеличение доли национальных валют во взаимных расчетах, мы знаем, что господин президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган это активно поддерживает», — сказал российский лидер на заседании Совета сотрудничества высшего уровня между РФ и Турцией.

Конкретным шагом в этом направлении станет создание в Турции инфраструктуры обслуживания банковских карт российской платежной системы «Мир», о чем мы сегодня в узком составе говорили». Путин отметил хорошие возможности для развития гуманитарных связей двух стран. Он указал, что на 2019 год запланировано проведение в России и Турции перекрестного года культуры и туризма.






Новости Новости Релизы