Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Ваш банк многофилиальный? Инфраструктура вашего банка содержит несколько систем c клиентскими данными? Боретесь с «зоопарком» унаследованных систем? Если вы ответили «ДА» на любой их этих вопросов, то, скорее всего, вы уже задумывались о необходимости централизации клиентских досье
Предпосылки принятия банком решения о централизации клиентских данных могут быть самыми разными, например:
• Централизация бизнеса банка
• Последствия процессов M&A
• Сложный IT-ландшафт банка
В первом случае — актуальном для крупных многофилиальных банков, необходимо обеспечить доступ к клиентским досье всех централизуемых подразделений. Это позволит сохранить качество обслуживания клиентов банка и обеспечить актуальную и полную информацию о клиенте в любой момент времени и в любом офисе банка.
Кредитные организации, в организационной структуре которых произошли значительные изменения, например, в силу слияния или поглощения одного банка другим, также сталкиваются с необходимостью объединения клиентских данных, а конечным результатом изменения банка, прошедшего процедуру реорганизации, должна стать единая и правильно организованная система клиентских досье.
Не стоит забывать и о том, что в различных информационных системах (АБС, CRM, биллинговых системах, системах ERP) банков годами накапливались сведения о клиентах банка: для разных подразделений, с различной версионностью, спорной актуальностью, дублирующие друг друга. Разобраться с этим и навести порядок без централизации клиентских данных почти невозможно.
В любом случае задача по централизации клиентских данных и управлению ими представляет собой целый комплекс технически сложных задач:
• поддержка полноты и актуальности клиентских данных во всех информационных системах банка;
• организация упорядоченного хранения документов клиента, оригиналы которых часто предоставляются в разные филиалы банка и в результате сканируются и хранятся на локальных серверах;
• организация быстрого доступа к клиентским досье из любой точки банка;
• проблема дублирования клиентов;
• историчность данных и документов;
• организация эффективных процессов по управлению клиентскими данными.
Для решения всего комплекса задач по эффективному управлению данными о клиентах и контрагентах банка предназначена система «ЦФТ-Клиенты».
Решение «ЦФТ-Клиенты» разработано специально для обеспечения потребностей кредитных организаций, и в нем учтены все специфические требования бизнеса банка в части ведения информации о клиентах. Решение интегрируется с информационными системами других разработчиков, может использоваться банком как функциональный модуль в составе «ЦФТ-Банк» или как отдельно установленная компонента. В любом случае хранение больших массивов информации (документов, скан-копий) осуществляется в отдельном от АБС репозитории, что позволяет оптимизировать производительность комплекса.
Выполняя функции хранилища информации, система «ЦФТ-Клиенты» является инструментом для ведения истории по каждому клиенту
Какими же функциональными возможностями наполнена система «ЦФТ-Клиенты»? Во-первых, это — централизованное ведение досье клиента. Сотрудник банка вносит в систему (или редактирует) клиентские данные, при этом автоматически осуществляется контроль достаточности клиентских данных. Во всех точках обслуживания банка документы клиента на бумажном носителе сканируются, проходят процедуры распознавания, классификации и поступают в единую централизованную базу, доступную сотрудникам во всех офисах банка. Работа с анкетой клиента доступна для сотрудников различных подразделений банка — кредитного отдела, отдела ПОД/ФТ, внутреннего контроля и др. Все это позволяет оптимизировать бизнес-процессы банка, связанные с обработкой и использованием клиентской базы.
Хранение документов в системе «ЦФТ-Клиенты» организовано в разрезе продуктов банка, таким образом, решение позволяет формировать пакет клиентских документов (досье) по любому договору и (или) финансовому продукту банка. Также в системе реализован контроль актуальности документов, представленных в досье.
В соответствии с потребностями банка в системе можно настроить маршруты обработки документов любой сложности, определить роли пользователей на каждом этапе обработки документов, рассылки e-mail-уведомлений ответственным сотрудникам при изменении статуса заявки. Принцип «контролирующих рук» обеспечивает выполнение различных операций с досье клиента (редактирование, добавление или удаление документов и т.д.) только по разрешению назначенных ответственных лиц.
Особого внимания заслуживают многоуровневые процессы «дедупликации» клиентских анкет или, проще говоря, механизмы поддержания целостности и уникальности досье клиента в системе. В целях контроля появления задублированных анкет клиентов решение «ЦФТ-Клиенты» оперирует гибкими настройками поиска потенциальных дублей и готовыми алгоритмами определения основного досье и слияния данных по клиенту с учетом актуальности и ссылочной целостности данных. Проверки на наличие дублей в системе осуществляются как на этапе заведения или редактирования клиентских досье, так и в любой момент времени по необходимости или расписанию.
При выделении централизованного хранилища следует также помнить о поддержке актуальности клиентских данных в других системах банка. Поскольку информация по клиенту используется в различных системах банка (фронт-офисная система, АБС, ДБО и т.д.), в системе «ЦФТ-Клиенты» реализован механизм репликации клиентов Publisher-subscriber в виде xml-файлов. Это касается ввода и (или) изменения реквизитов клиентов, добавления документов, точнее их электронных образов, нормативно-справочной информации. Впрочем, механизмы репликации, разработанные в решении «ЦФТ-Клиенты», универсальны и могут быть использованы банком для любых задач, связанных с необходимостью синхронизации данных между системами-абонентами. Еще один вариант поддержки актуальности данных в системах — по внешнему запросу — также поддерживается решением.
Выполняя функции хранилища информации, система «ЦФТ-Клиенты» является инструментом для ведения истории по каждому клиенту. Так, в системе хранятся все изменения значений реквизитов клиента, поддерживается версионность документов досье.
Система оповещения сигнализирует о том, что срок действия того или иного документа подходит к истечению и необходимо запросить новый документ у клиента.
Следует также отметить контроль доступа к базе данных в целях обеспечения санкционированного и, более того, регламентированного доступа в соответствии с правами и ролями пользователей.
Таким образом, решение «ЦФТ-Клиенты» позволяет эффективно решить вопросы по централизованному хранению и нормализации клиентских данных, что является основой для дальнейшего конфигурирования централизованного бэк-офиса банка.
Реклама
О том, как в финансовом маркетплейсе выстроить эффективные маркетинг и PR, изменить восприятие бренда и для чего финансовому маркетплейсу нужна премия, главный редактор «Банковского обозрения» Яна Шишкина поговорила с Юлией Майоровой, директором по маркетингу Банки.ру, и Юлией Кондратьевой, руководителем PR-направления той же компании