Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Экспертиза BIAN и «Диасофт»: Digital banking как стратегическое направление развития современного банка
14.08.2015 Аналитика

Экспертиза BIAN и «Диасофт»: Digital banking как стратегическое направление развития современного банка

Клиенты банков изменились. Потребителями банковских сервисов становятся люди поколения Z — Next Generation. Эти клиенты выбирают быстрые и удобные способы получения банковских услуг. Их образ жизни во многом определяет виртуальная среда обитания, и банкам, чтобы не стоять на месте в развитии обслуживания, нужно бежать в два раза быстрее, чтобы предоставить новому поколению современный Digital-сервис


 

Многие банки уже внедрили системы ДБО, интегрировав их в существующий IТ-ландшафт, и предоставили клиентам доступ к продуктам и услугам через каналы интернет-банка и мобильного банка, но решает ли это задачу построения динамичной Digital-среды для нового поколения пользователей? Что представляет собой концепция Digital banking? Какими свойствами должна обладать Digital-платформа, чтобы обеспечить банку долгосрочное развитие в цифровом пространстве? Об этих и других актуальных вопросах развития современного Digital-банка мы побеседовали с экспертами отрасли — Александром Глазковым, управляющим директором компании «Диасофт», и Хансом Тесселаром (Hans Tesselaar), управляющим директором международной некоммерческой ассоциации BIAN.

Кто в Digital?

На сегодняшний день большинство банков имеют классически выстроенные многоуровневые процессы, требующие повышенного контроля. Эти процессы поддержаны с помощью core banking систем, которые позволяют банкам качественно обслуживать клиентов по традиционной, привычной многим модели. Внедрение отдельных каналов обслуживания — интернет-банка, мобильного банка — не решает задачу построения Digital-пространства современной финансовой организации. «Построением цифровой среды нельзя заниматься разрозненно, внедряя отдельные каналы обслуживания. Должно быть сформировано комплексное видение, «идеальная картинка», каким должен быть Digital-банк», — говорит Александр Глазков.

Интегрироваться в существующее Digital-пространство, а тем более построить собственную Digital-среду, развивающуюся в соответствии с запросами и ожиданиями нового поколения клиентов, банкам довольно сложно. Крупные системообразующие игроки рынка, которые сделали значительные вложения и продолжают инвестировать в Digital-стратегию, и банки-инноваторы, изначально выстроившие модель бизнеса в Digital-среде, сегодня являются локомотивом дигитализации банковской деятельности, занимают первые строчки в авторитетных рейтингах и обзорах (Deloitte, Markswebb Rank & Report). Их внутренние процессы, продукты и услуги, каналы доставки работают по принципу «один к одному», то есть коммуникация осуществляется напрямую между банком и клиентом, без участия операциониста или консультанта. Остальные участники рынка занимают догоняющую позицию либо вовсе отказываются от движения к Digital.

На рынке традиционных банковских сервисов появляются и новые игроки — небанковские компании (Google, Apple), провайдеры банковских услуг новой формации: Knab, Moven, Fidor Bank — на международной арене, Рокетбанк, Instabank, Modulbank — в России. По мнению Ханса Тесселара, в этой ситуации ключевая задача банков — решить, какие роли они хотят играть (или продолжать играть), чтобы оставаться рентабельными. Это вопрос не столько конкуренции, сколько сотрудничества. Банкам доверяют, и они могут использовать это преимущество.

Построение новой бизнес-модели банка и IТ-архитектуры, способной поддержать ее эффективное развитие, в том числе и в области Digital — нетривиальная задача, которая требует больших временных и денежных ресурсов. Сократить затраты на интеграцию, повысить гибкость IТ-решений и оптимизировать существующую IТ-архитектуру может помочь референсная модель, представляемая международной некоммерческой ассоциацией банков и поставщиков IТ-решений Banking Industry Architecture Network (BIAN).

BIAN

Как рассказал Ханс Тесселар, стратегией BIAN является объединение ведущих архитекторов банков, поставщиков банковского программного обеспечения и провайдеров услуг для выработки общих стандартов, основанных на принципах сервис-ориентированной архитектуры (SOA). В состав разработчиков референсной модели входят следующие банки: ABN AMRO Group, Credit Suisse, Societe Generale Group, Deutsche Bank, Unicredit Group, ING, Achmea, Rabobank, UBS, Banco Galicia и другие, и производители программного обеспечения — Temenos, Diasoft, Infosys, Sopra Banking Software, TCS Banks, IBM, SAP, Microsoft и другие.

Список участников BIAN постоянно пополняется и на сегодняшний день насчитывает почти 70 организаций по всему миру. Ведущие поставщики программного обеспечения и IТ-услуг внедряют референсную модель BIAN в свои решения как наиболее перспективную и отвечающую условиям развития современного рынка.

«Компания «Диасофт» — наш партнер в России. Мы открыто обмениваемся знаниями, опытом и экспертизой, что позволяет применять материалы BIAN в российском банковском ландшафте, а компании «Диасофт» дает возможность адаптировать свои программные продукты для международного рынка. Я уверен, что в скором будущем российские банки также присоединятся к сообществу BIAN, и это даст стимул развитию их IT-архитектуры», — комментирует Ханс Тесселар.

Digital banking

Что же собой представляет популярная сегодня концепция Digital banking, и какие шаги должны предпринять банки в организационном и технологическом аспекте, чтобы успешно встать на путь дигитализации и построить Digital-стратегию развития?

 

 

Ханс Тесселар, управляющий директор международной некоммерческой ассоциации BIAN:

Банки должны предложить клиентам такое же обслуживание, как в Apple или Amazon. Все операции должны проводиться за два-три клика мыши, обрабатываться в реальном времени, круглосуточно, семь дней в неделю

«Банки должны предложить клиентам такое же обслуживание, как в Apple или Amazon. Все операции должны проводиться за два-три клика мыши, обрабатываться в реальном времени, круглосуточно, семь дней в неделю. Для этого требуется согласованность каналов обслуживания, таргетированные предложения в каждом канале, сквозная обработка (STP) и коммуникация с клиентами в режиме онлайн. Это и есть Digital banking», — говорит Ханс Тесселар.

По мнению эксперта, основным стимулом в становлении Digital banking является культура сотрудников банка. Персонал финансовой организации должен иметь полномочия развивать все аспекты работы, каждый на своем организационном уровне. Долгий и многоуровневый процесс принятия решений скорее препятствует, нежели способствует внедрению инноваций, в том числе Digital-стратегии. Банкам требуется динамичная IT-среда, открытая для изменений и позволяющая своевременно и быстро менять предлагаемые продукты и услуги, каналы доставки и даже при необходимости процессы core banking систем.

Интегрируя классические core banking системы с каналами обслуживания от различных поставщиков, банки получают сложный затратный интеграционный проект, который в результате не дает возможности развиваться дальше, и, как следствие, учитывать потребности и ожидания клиентов.

«Для построения Digital-пространства современному банку необходим отдельный класс фронтальных решений, обеспечивающий единый процесс обслуживания клиентов в любом канале — банкомате, call-центре, интернет-банке, мобильном банке, сети банковских отделений. Этот процесс должен быть настроен единожды, интегрирован посредством API с core banking системой, а уже потом должны подключаться каналы — легкие, удобные, с идентичными интерфейсами — все для предоставления клиенту комфортного обслуживания», — отмечает Александр Глазков.

Digital banking — это стратегия развития банка, который рассчитывает остаться конкурентоспособным в новых условиях. Digital-пространство и Digital-культура должны стать естественной средой окружения и для клиентов, и для сотрудников банка. Если происходящие изменения не принимаются сотрудниками банка на различных организационных уровнях, то эффективная коммуникация с клиентами в Digital-пространстве может быть серьезно затруднена.

Digital-платформа

В ходе беседы поднимался вопрос и об организационных изменениях, которые для реализации Digital-стратегии должен претворить в жизнь банковский менеджмент, и о развитии информационных технологий, без которых построение Digital-среды сегодня, в принципе, невозможно. Каким же требованиям должна отвечать технологическая Digital-платформа?

«В Digital-платформе должен быть реализован единый механизм исполнения бизнес-процессов, IT-безопасности, доступа к сервисам, интеграции с АБС. Единый процесс обслуживания, лежащий в основе построения Digital-платформы, позволит банку адаптировать продукты и услуги для любого канала обслуживания, включая отделения. И, конечно, должен быть организован единый доступ к данным о клиенте и банковским сервисам в разных каналах, чтобы не было рассогласованности действий, к примеру, в обслуживании через интернет-банк и при звонке в call-центр», — комментирует Александр Глазков.

 

 

Александр Глазков, управляющий директор компании «Диасофт»:

Для построения Digital-пространства современному банку необходим отдельный класс фронтальных решений, обеспечивающий единый процесс обслуживания клиентов в любом канале

Также среди требований, предъявляемых к Digital-платформе, следует отметить обеспечение круглосуточной доступности сервисов, предоставление клиентам возможности самостоятельного управления банковскими сервисами в каналах, наличие открытых API для встраивания каналов обслуживания во внешние системы — к примеру, в социальные сети, виджеты поисковых систем, настраиваемые каждым пользователем индивидуально.

Современная IT-платформа должна быть масштабируемой, состоять из различных, легко заменяемых компонентов, поставляемых разными вендорами. «Если банки и поставщики смогут согласовать границы функциональности этих компонентов и информационные связи между ними, то международное банковское сообщество в целом, и российское банковское сообщество в частности, приблизится к «App Store для банковских программ». Архитекторы компании «Диасофт» уже участвуют в рабочих группах BIAN для разработки стандартизованного подхода к основным компонентам для автоматизации банковской деятельности», — отмечает Ханс Тесселар.

Актуальной для развития современной Digital-платформы является концепция Open API. Если банки хотят предлагать своим клиентам дополнительные услуги, помимо собственных, или обмениваться информацией, то наличие API сделает это взаимодействие наиболее удобным и быстрым. В BIAN организована рабочая группа по Open API для создания единого стандарта в этом направлении, это непростая задача, но в отрасли имеется огромная потребность в этой работе, потому что сейчас банки разрабатывают схожие по функционалу API с огромными затратами.

FLEXTERA Digital

Компания «Диасофт» одной из первых на российском рынке начала использовать технологии SOA в разработке и модернизации своих программных продуктов. В сервис-ориентированной архитектуре построены обе линейки программных продуктов: Diasoft FA# и FLEXTERA.

Благодаря правильному архитектурному подходу с применением практик BIAN решения Diasoft FA# и FLEXTERA для финансовых организаций вошли в Magic Quadrant for International Retail Core Banking компании Gartner.

«Платформа FLEXTERA Digital, в основе которой заложен единый бизнес-процесс обслуживания клиентов, позволит банкам поэтапно реализовать Digital-стратегию, снизить архитектурные и проектные риски внедрения Digital-платформы за счет экспертизы компании «Диасофт», эволюционно перестроить процессы и структуру банка с сохранением уникальных характеристик бизнеса. FLEXTERA Digital — это доступные для всех банков инновации, позволяющие создать Digital-пространство, соответствующее запросам и ожиданиям нового поколения клиентов, и Digital-культуру внутри самого банка», — говорит Александр Глазков.

Реклама






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ