Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Многие считают, что роль ERP в банке играет АБС, а внутрихозяйственная деятельность автоматизируется по остаточному принципу. Владимир Крылов, руководитель управления «Бюджетирование» компании «Диасофт», рассказал «Б.О», почему такой подход неверен
— Как вы считаете, нужна ли банку ERP-система?
— Безусловно. Многие путают понятия ERP и АБС, считая, что в банке АБС заменяет систему, которая на промышленных предприятиях называется ERP. На самом деле это не так, поскольку у банков есть основная деятельность, ради которой и внедряется АБС, а ERP — это средство автоматизации внутрихозяйственной деятельности. В банке ведь, как в любой другой организации, есть учет персонала, учет хозяйственных договоров, бюджетирование и документооборот.
Сейчас необходимость внедрения ERP не вызывает никаких сомнений. Прежде всего потому, что в банках происходит рост масштабов бизнеса. Открываются новые офисы, банки продолжают уверенно двигаться в регионы. Кроме того, банки понимают, что невозможно управлять основной деятельностью, игнорируя собственные хозяйственные задачи.
Другая причина, заставляющая банк задуматься о приобретении подобной системы, — ориентация российского рынка на Запад. Автоматизация внутрихозяйственного учета при помощи специальной системы — это норма для западных банков. В условиях глобализации возрастает конкурентное давление на банки, у которых такой системы нет.
— Почему в России так мало банков, которые внедряют ERP?
— Чтобы принять решение о внедрении ERP, нужно понимание необходимости этого шага со стороны руководства банка. Такое понимание есть в очень немногих банках, в основном, самых крупных.
Другой значимый фактор — нехватка ресурсов, поскольку автоматизация хозяйственной деятельности — достаточно затратное мероприятие.
Хотя на рынке уже есть понимание, что эксплуатироваться такая система будет довольно долго, а качество управленческих решений, принимаемых на основе ее данных, будет весьма высоким (мы говорим о качественных продуктах крупных разработчиков). Поэтому затраты на внедрение ERP наверняка с лихвой окупятся. Наши клиенты, которые уже внедрили такие решения, имеют возможность в этом убедиться.
— Как внедрение ERP совмещается с внедрением АБС?
— Поскольку основная деятельность банка заключается в оказании финансовых услуг, то АБС всегда устанавливается в первую очередь. ERP — это система, внедрение которой на начальном этапе, пока в банке и персонала, и хозяйственных операций немного, можно отложить.
Затраты на внедрение ERP наверняка с лихвой окупятся. Наши клиенты, которые уже внедрили такие решения, имеют возможность в этом убедиться
С ростом масштаба деятельности и увеличением числа хозяйственных операций потребность в автоматизации становится все более насущной. Современные подходы к построению IT-систем, например, компонентный, позволяют оптимизировать сроки и ресурсы, необходимые для внедрения специальных решений. Выбирая компонентный подход, важно понимать всю архитектуру и сразу подготовить почву для организации единого информационного пространства, в котором будут одновременно (в различных разрезах) отражены все внутрихозяйственные операции.
— Какое решение для автоматизации предлагает компания «Диасофт»?
— Мы автоматизируем и кадровый учет, и бюджетный процесс, и учет хозяйственных договоров, и материальный учет (а в банке есть и склады, на которых лежит многое — от ручек до банкоматов).
Все эти сферы у нас автоматизируются отдельно, то есть система строится по компонентному принципу. Банк может внедрить, например, только материальный учет. Но если со временем у него появляется необходимость автоматизировать еще и, скажем, бюджетирование — нет проблем, внедряем этот компонент. Важно, что все компоненты в совокупности как раз и образуют то самое единое информационное пространство для внутрихозяйственной деятельности: операция, произведенная в одном компоненте, адекватно и в нужных разрезах отражается в других.
Такой подход, во-первых, позволяет клиенту не переплачивать за лицензии, а во-вторых, клиент может распределить по времени затраты на внедрение системы.
— Какие конкретно компоненты присутствуют в рамках вашей системы?
— Учет персонала, расчет заработной платы, учет операций по хозяйственным договорам, материальный учет, учет имущества по МСФО, расчеты с подотчетными лицами, бюджетирование, документооборот, а также недавняя наша разработка — управление закупками. Последний компонент предназначен для организации и проведения конкурсных закупок и тендеров.
— «Диасофт» обычно воспринимается как производитель АБС. Каковы ваши позиции на рынке ERP-систем в банковском секторе?
— Наряду с системами АБС «Диасофт» предлагает и комплексное решение для внутрихозяйственной деятельности. Так, согласно недавнему исследованию, проведенному порталом TAdviser, HRM-системой производства «Диасофт» пользуется 33% кредитных институтов, а это около 70 организаций. Из них 25 банков входят в топ-100.
— Какие конкурентные преимущества вашей системы вы можете выделить?
— Ключевых преимуществ системы несколько. Во-первых, компонентная структура решения, которая позволяет автоматизировать участки учета постепенно, распределяя ресурсы во времени.
Во-вторых, SOA-архитектура, дающая возможность интегрировать решения «Диасофт» с решениями сторонних разработчиков.
В-третьих, большое количество разработанных компонентов, благодаря которым внутрихозяйственная деятельность окажется автоматизированной полностью.
В-четвертых, качественная поддержка и сопровождение, включающая своевременную (а нередко и опережающую) поддержку изменений законодательства.
Наконец, это богатый опыт наших специалистов. Ведь на каждом проекте мы накапливаем не только опыт внедрения системы и проведения необходимых доработок, но и аккумулируем опыт наших клиентов в части построения бизнес-процессов. И считаем, что распространяя этот опыт, мы способствуем становлению и распространению лучших практик по организации внутрихозяйственной деятельности в финансовых институтах.
Вопросы поддержки стартапов обсудили генеральный директор компании Mplace Вячеслав Семенихин и исполнительный директор Центра экспертизы и коммерциализации фонда «Сколково» Павел Новиков. Этой беседой мы начинаем серию статей об инновациях в России, их роли, о мерах поддержки, о том, где и как искать деньги на развитие инновационных проектов и о том, на что смотрят институты развития и инвесторы
Онлайн-обучение в школе проходят студенты из Донецкого национального технического университета, Азовского государственного педагогического университета, Херсонского технического университета, а также колледжа при Луганском государственном аграрном университете им. Ворошилова