Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Факторинг набирает обороты
01.06.2005

Факторинг набирает обороты

«У меня только одна финансовая проблема — это мой банк!» С этих слов начинается рекламный буклет одной английской факторинговой компании. На развитых рынках к факторингу обращаются те компании, которым надоело работать с коммерческими банками.


«У меня только одна финансовая проблема — это мой банк!» С этих слов начинается рекламный буклет одной английской факторинговой компании. На развитых рынках к факторингу обращаются те компании, которым надоело работать с коммерческими банками. Банк интересуют прошлое клиента, его платежеспособность, имущество, которое компания готова использовать в качестве залога при кредитовании. В отличие от банка факторинговую компанию, по словам Михаила Трейвиша, председателя правления Национальной факторинговой компании «УралСиб-НИКойл», интересует будущее клиента. Вместе с клиентом факторинговая компания прямо заинтересована в увеличении объема продаж, потому что в этом случае вырастет и ее доход.

В развитых странах интерес к факторингу возник еще в 1950-х годах. Этап бурного роста начинается с 1980-х годов и продолжается до сегодняшнего дня. В 2003 году мировой объем рынка составил 760 млрд евро, увеличившись за 5 лет на 60%. В России же о сколько-нибудь заметном рынке факторинга стало возможным говорить только с начала XXI века. В 2004 году объем рынка составил около 3 млрд долларов США1 (см. график 1).

При объеме 3 млрд долларов в 2004 году доля «рыночных» факторинговых сделок в ВВП составила 0,5%. При этом мы говорим о «рыночном» факторинге, то есть факторинге как реальной финансовой услуге для широкого круга рыночных клиентов, а не для, например, расчетов между аффилированными компаниями с использованием механизмов налоговой оптимизации. В 2002 году, по данным FCI, этот показатель составлял лишь 0,1%. Сейчас объемы этого финансового рынка сопоставимы с такими рынками, как рынок лизинга (5 млрд долларов), рынок рублевых корпоративных облигаций (5 млрд долларов — объем новых эмиссий в 2004 году).

Рост рынка факторинга обусловлен теми специфическими преимуществами, которые дает использование этого инструмента.

Преимущества факторинга

Ключевым преимуществом факторинга является то, что фактически это инструмент беззалоговый в традиционном понимании, он доступен широкому кругу малых и средних компаний. В этом заключается основное идеологическое отличие факторинга от банковского кредитования: размер факторингового финансирования зависит от будущих доходов компании, а размер кредита зависит от прошлых доходов, выраженных в виде предмета залога и общего благополучного финансового состояния заемщика. Как известно, банки готовы давать деньги лишь тем, у кого они и так есть. Размер кредита всегда ограничен размером залога (причем стоимость залога может раза в два превышать размер кредита), а размер факторингового финансирования зависит от объемов продаж, и поэтому факторинг способен обеспечить ресурсами самые амбициозные планы увеличения продаж.

Благодаря этой важной характеристике факторинговое финансирование становится доступным широкому кругу малых и средних российских предприятий, для которых недоступны другие источники финансирования. Неудовлетворенный спрос на финансирование со стороны таких компаний становится залогом быстрого развития факторинга в России в ближайшие годы. В связи с этим развитию факторинга будут способствовать все меры государства, направленные на «вывод из тени» предприятий малого и среднего бизнеса.

Важное преимущество факторинга заключается в том, что он не исключает одновременное использование традиционных долговых инструментов. При-том что, например, кредиты, облигации и векселя являются конкурирующими инструментами привлечения заемного финансирования, факторинг может применяться одновременно с ними, поскольку не требует предоставления традиционных залогов или гарантий. Это, кстати, существенно облегчает Факторам конкуренцию с банками за клиентов.

Следующим важным преимуществом факторинга является то, что это целевой инструмент для увеличения объемов продаж. Он позволяет предоставлять клиентам отсрочку платежа, что является одним из важнейших ресурсов конкурентоспособности продаж компании. К тому же, на высококонкурентных рынках в деятельности компаний часто наступает такой момент, когда дальнейшее снижение цены уже невозможно, и в этих условиях отсрочка платежа становится единственно возможным конкурентным преимуществом. В этом отношении факторинг обладает явным преимуществом перед кредитом, поскольку, получив кредит, компания хотя и пополняет свои оборотные средства, то есть получает возможность предоставлять отсрочки платежа, но остается при прежнем механизме управления рисками дебиторской задолженности. Поэтому для многих компаний, которые обладают практически безграничными возможностями привлечения любых видов финансирования, факторинг тем не менее остается безальтернативным инструментом.

Следующим важным, хотя и неочевидным, преимуществом факторинга является его стоимость. По данным опрошенных нами компаний, стоимость факторингового финансирования составляет 18—21% годовых. «На стоимость факторингового обслуживания в первую очередь влияют те услуги, которые входят в портфель клиентов, — говорит Михаил Трейвиш («УралСиб-НИКойл»). — Это как меню, которое влияет на счет в ресторане: сколько блюд и какие клиент заказал». Кроме этого, влияние на уровень ставки оказывают величина бизнеса клиента и оценка качества передаваемой дебиторской задолженности. Уплачивая более высокую ставку, клиент получает набор услуг по управлению дебиторской задолженностью и страхованию связанного с ней риска. «На Западе стоимость факторинга превышает стоимость кредита в 4 раза, но нельзя говорить о том, что это деньги стоят в 4 раза дороже», — говорит Михаил Трейвиш. Во-первых, Фактор берет на себя всю техническую работу по инкассации дебиторской задолженности и информированию клиента о состоянии его дебиторки — благодаря чему освобождается соответствующий ресурс бухгалтерии клиента. Кроме того, Фактор может предоставлять клиенту независимую информацию о платежеспособности его дебиторов, но пока это делают немногие Факторы.

Снижение рисков, связанных с дебиторской задолженностью, при помощи факторинга происходит вследствие того, что для поставщика после того, как он уступил свои денежные требования Фактору, уже не имеет значения, когда они будут оплачены (то есть сколько он потеряет за счет временной стоимости денег в случае задержек оплаты). При безрегрессном факторинге поставщик получает также возможность не беспокоиться, будут ли его требования оплачены вообще когда-нибудь.

Однако эти дополнительные услуги — не единственное, что получает клиент, уплачивая ставку более высокую по сравнению с кредитом. Основное ценовое преимущество этого инструмента заключается в том, что при факторинге имеет место стопроцентное целевое использование средств. При кредите повсеместно распространена ситуация, когда компания получает кредиты и в то же время у нее есть постоянный неснижаемый остаток на счете. Значит, можно сказать, что эта компания за проценты пользуется своими собственными деньгами. Поэтому в действительности заемщик платит за кредит более высокую ставку, чем та, которая установлена формально. В факторинге такая ситуация невозможна.

Еще одно преимущество заключается в том, что факторинг позволяет экономить на налоге на прибыль. В соответствии с современным налоговым законодательством налог на прибыль должен уплачиваться «по реализации», то есть с момента фактической отгрузки товара. В то же время если компания предоставляет отсрочки платежа (коммерческий кредит) своим покупателям, то средства за отгруженную продукцию поступают позже. Таким образом, на практике возникает ситуация, когда обязательства по уплате налога на прибыль возникают раньше, чем поступают средства от реализации. Факторинг позволяет избежать такой ситуации. В этом контексте, если бы аналогичный подход применялся к определению момента уплаты НДС, это стало бы еще большим стимулом развития факторинга для налоговой оптимизации.

Однако с налогами же связан и недостаток факторинга — а именно обложение факторинга НДС. НДС облагаются суммы, уплаченные за услуги по управлению дебиторской задолженностью, но не облагается процентная ставка по кредиту, предоставленному под уступку денежного требования. По нынешнему законодательству затраты на уплату комиссионного вознаграждения по факторингу может отнести на себестоимость только Поставщик.

Кому нужен факторинг Количество клиентов факторинговых компаний за последние три года выросло почти в 3 раза.

Факторинг наиболее востребован теми компаниями, которые осуществляют регулярные поставки товаров на условиях отсрочки платежа. Регулярные поставки характерны для производителей и продавцов товаров народного потребления. Исследование показало, что среди потребителей факторинга их более половины (см. график 2).

Факторинг особо востребован в пищевой отрасли, где сильны западные компании — как производители, так и продавцы. Эти компании оценивают стоимость отсрочки платежа на российском рынке довольно высоко, поскольку вообще считают российский рынок высокорисковым. В этой ситуации обращение к факторинговой компании становится спасением для западного поставщика. Российская факторинговая компания на месте имеет больше возможностей для оценки подобных рисков и обычно оценивает их значительно ниже, поэтому такие сделки очень выгодны и для западных поставщиков, и для российских факторинговых компаний.

Размер предприятия, по мнению опрошенных нами руководителей факторинговых компаний и факторинговых подразделений банков, не оказывает существенного влияния на привлекательность для него факторинга. «Приблизительно 15% нашего факторингового портфеля приходится на сделки с малыми предприятиями, 35% — со средними и 50% — с крупными», — говорит Михаил Трейвиш («УралСиб-НИКойл»). По словам Евгения Калужина, начальника управления факторинга Промсвязьбанка, доля сделок с малыми и средними компаниями в факторинговом портфеле банка составляет 80—90%. У «Еврокоммерца» — прямо противоположная ситуация. «На данный момент среди наших клиентов очень высока доля крупных предприятий, — говорит Григорий Карповский. — Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы увеличить долю малых и средних компаний». В банке «Петрокоммерц» доля факторинговых сделок с крупным бизнесом преобладает, хотя бывают исключения: «У нас есть один клиент, у которого один миллион рублей. Он — продавец игрушек. В принципе мы не работаем с малыми предприятиями. Но нам приятно работать с этой компанией», — рассказывает Александр Морозов, начальник управления факторинга банка «Петрокоммерц».

Таким образом, факторинг является привлекательным инструментом для всех групп предприятий независимо от размера. Для малых — поскольку позволяет им получать финансирование без залога. Для средних в факторинге более важно страхование рисков и административное управление дебиторской задолженностью. Крупным предприятиям факторинг позволяет «расчистить» баланс — уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской — это особенно актуально, если предприятие намерено привлечь инвесторов. Кроме того, для крупных предприятий всегда актуален вопрос избавления от дебиторской задолженности.

Данные о региональном распределении объема сделок демонстрируют, что большая часть факторинговых сделок заключается в Москве, Приволжском и Уральском ФО (см. график 3).

Большинство компаний и банков — Факторов — не придерживаются строгих критериев при выборе клиентов. У НФК «УралСиб-НИКойл» нет вообще никаких формальных критериев: руководство компании на специальном комитете два раза в неделю принимает решения о новых сделках. При этом основными принимаемыми во внимание факторами являются: платежеспособность дебиторов, требования к которым передаются Фактору, а также долгосрочность отношений с клиентом, поскольку факторинг наиболее эффективен при регулярных сделках. По мнению Михаила Трейвиша, формальные требования к клиентам невозможны, когда факторинговая компания выходит на новые рынки.

В Пробизнесбанке основное требование к клиенту заключается в том, что дебиторская задолженность одного дебитора не должна превышать 15% от всей дебиторской задолженности. В банке «Союз» принимаются денежные требования от клиента на сумму не менее 2 млн рублей, кроме того, на факторинговое обслуживание должны передаваться платежи не менее трех дебиторов одного поставщика.

В качестве основного канала продаж факторинговых услуг в большинстве компаний и банков — Факторов — называют агентов, среди которых существенная доля приходится на средние и малые банки. В основном российские Факторы либо придерживаются стратегии прямых продаж, либо вообще привлекают клиентов случайным образом, то есть работают с теми, кто сами обратились в банк. Целенаправленное масштабное продвижение своих услуг и самой концепции факторинга проводит лишь НФК «УралСиб-НИКойл».

Кто предоставляет факторинг

В таблице представлены данные об объеме деятельности 21 Фактора, принявших участие в исследовании. Хотя на своих интернет-сайтах факторинговые услуги предлагают 70 банков, однако при более близком общении выясняется, что они заявляют эту услугу «для полноты продуктовой линейки» и в большинстве случаев скорее «готовы предоставить эту услугу, если в этом будет нуждаться клиент», нежели на самом деле практикуют предоставление этих услуг. В то же время ряд банков действительно планируют выход на рынок факторинга в ближайшем будущем, для чего, по их сообщениям, они создали специальные подразделения по факторингу.

Однако в 2004 году доля новичков на рынке была незначительна. Большую часть сделок заключили Факторы, начавшие свою деятельность в 2003 году и ранее (см. график 4). Конечно, говорить о завершении формирования рынка пока не приходится, и появление новых игроков может сильно изменить расстановку сил. В то же время следует ожидать, что в ближайшие год-два основной рост будет происходить за счет увеличения объемов бизнеса игроков, уже присутствующих на рынке, — ведь для того, чтобы запустить факторинговый бизнес, по мнению опрошенных нами специалистов рынка, требуется не менее одного года — двух лет.

Факторинговый рынок на сегодняшний день высококонцентрирован. 80% Факторов принимают на обслуживание менее 20% денежных требований.

Доля лидера — НФК «УралСиб-НИКойл», по нашим оценкам, составляет около 36% (см. график 5), за 2002—2004 годы его доля сократилась почти на 40 процентных пунктов. Первым пяти Факторам в 2004 году были уступлены 86% всех денежных требований. При этом на первых двух Факторов приходится более 60%. Значения коэффициента Герфиндаля-Хиршмана показывают, что с каждым годом рынок становится все менее концентрированным.

Рейтинг демонстрирует, что на российском факторинговом рынке существуют две основные группы участников. Во-первых, это банки, их в рейтинге большинство. Для них факторинг — один из продуктов наряду с классическими банковскими продуктами. Обычно факторинг играет далеко не приоритетную роль в бизнесе этих банков. В то же время можно отметить, что в приоритетах менее крупных банков факторинг обычно играет большую роль.

Во-вторых, это менее многочисленная группа «классических» факторинговых компаний, специализирующихся исключительно на факторинговом бизнесе. Прежде всего, это крупнейший участник рынка — НФК «УралСиб-НИКойл». Хотя эта компания и обладает банковской лицензией — это фактически дань требованиям несовершенного регулирования в сфере факторинга, а не свидетельство того факта, что компания является банком в традиционном понимании. К этой группе относятся также факторинговая компания «Еврокоммерц», «Катерпиллар Файненшл» — единственная на данный момент российская факторинговая компания с иностранным капиталом — и Средневолжская факторинговая компания. Последняя примечательна тем, что единственная из известных нам участников рынка факторинга не имеет банковской лицензии.

Факторинговая компания «Еврокоммерц» в отличие от остальных участников рынка, которые самостоятельно финансируют факторинговые сделки из собственных и заемных средств, работает на основе партнерства с такими крупными банками как ТрансКредитБанк, «Еврокоммерц Стройкредит», ММБ, «Траст», Всероссийский банк развития регионов. Эти банки финансируют сделки факторинга, в то время как «Еврокоммерц» выполняет ряд чисто факторинговых функций, таких как административное управление дебиторской задолженностью и страхование рисков, связанных с дебиторской задолженностью. В этой схеме есть ряд преимуществ, в частности, она позволяет «Еврокоммерцу» быстро и практически неограниченно расширять бизнес, привлекая новых партнеров (то есть снижает зависимость роста от ресурсных ограничений), а также позволяет компании хорошо диверсифицировать бизнес.

spravka BP

Мировой опыт

Факторинг широко применялся еще в Англии в XIV веке, в XIX веке он появился в США, в Европе он получил развитие с 50-х годов XX века. Начиная с середины 80-х годов факторинговая индустрия демонстрировала самые высокие темпы роста в финансовом секторе мировой экономики. Объем переуступленной дебиторской задолженности в 1998 году составил 456 млрд евро, к 2003 году он уже достиг 760 млрд евро, таким образом, прирост составил более 60%. На сегодняшний день на рынке работает около тысячи компаний, расположенных в Северной и Южной Америке, Европе, Азии, Австралии и Северной Африке. Крупнейшим рынком является Европа, на которую приходится 71% факторингового оборота, за ней следуют Америка (14%) и Азия (14%). На сегодняшний день по доле факторинга в ВВП первые строчки занимают Кипр, Италия и Великобритания.

С середины ХХ века начал развиваться международный факторинг. В 1960 году появилась первая факторинговая ассоциация — International Factors Group (IFG), которая на сегодняшний день объединяет более 60 компаний из 38 стран мира. В рамках ассоциации была разработана уникальная электронная система передачи информации между факторинговыми компаниями, которая используется для очень быстрой оценки кредитоспособности дебиторов по всему миру, для установления кредитных лимитов и мониторинга за состоянием поставок и платежной дисциплиной покупателей. В 1968 году была организована Factors Chain International (FCI), которая стала крупнейшей в мире факторинговой ассоциацией с 190 членами из более чем 50 стран мира (уже 180). В 2003 году на нее приходилось 50% рынка внутреннего факторинга и 64% рынка международного факторинга. Как и IFG, она разработала свою систему передачи данных — EDIFACToring.

Основные понятия

Факторинг — комплекс услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Как правило, договор факторинга означает финансирование под уступку денежного требования, управление дебиторской задолженностью, кредитное страхование.

Фактор — это факторинговая компания или банк, предоставляющие факторинговые услуги.

Поставщик — клиент факторинговой компании (банка), уступающий ей (ему) свои денежные требования в обмен на комплекс факторинговых услуг. Покупатель (должник) — дебитор поставщика, денежные обязательства которого уступаются факторинговой компании (банку).

Факторинг с регрессом предполагает возможность потребовать деньги с клиента в случае неоплаты соответствующих денежных требований дебиторами. При безрегрессном факторинге риск неуплаты со стороны дебиторов полностью переходит к факторинговой компании. В мире доля факторинга с регрессом составляет всего 30%, в России, по данным нашего исследования, — 94%.






Новости Новости Релизы