Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Инновации как трамплин в будущее
14.05.2015

Инновации как трамплин в будущее

Создание инноваций и развитие инновационной культуры — это затратный и длительный процесс, в который могут вложиться далеко не все банки. Но тех, кто идет по этой тернистой тропе, ждут совсем другие горизонты. О состоянии банковской отрасли, перспективных технологиях и отличиях инновации от модернизации «Б.О» рассказал Сергей Тихомиров, первый заместитель генерального директора группы компаний CUSTIS


— Сергей, с декабрьского кризиса прошло больше полугода. Как чувствует себя банковская отрасль, какие тенденции вы могли бы отметить и что изменилось?

— Кризис на российском банковском рынке начался не шесть месяцев назад, снижение темпов роста по всем направлениям и стагнационные процессы отмечались аналитиками значительно раньше. Конечно, розничный сектор «сжимается», и в 2015 году банкам не приходится ожидать прироста кредитного портфеля. Эксперты пророчат падение объема выдаваемых ипотечных кредитов на 15–18%, портфель автокредитов может сократиться на 8–10%. Причины этого кроются, с одной стороны, в снижении уровня потребления и, соответственно, спроса на кредиты со стороны населения, а с другой стороны, сами банки вынуждены сокращать предложения по продукту и ужесточать требования к заемщикам в связи со снижением финансовой устойчивости клиентов.

Большинство текущих банковских трендов также нельзя назвать абсолютно новыми, они зародились несколько лет назад, но кризис, как часто бывает, ускорил некоторые процессы. Сегодня банки продолжают наращивать комиссионный доход и активно ведут работу по предоставлению корпоративным и розничным клиентам расширенных сервисов. Современные банки выходят за рамки организаций, которые просто заведуют деньгами, они стараются оказывать максимально полный спектр услуг по обеспечению всех возможных операций, связанных с финансами. Структурированные продукты и комплексные услуги позволяют банку внедряться в работу клиента: например, брать на аутсорсинг различные виды деятельности физического лица, связанные с финансами, или же функционирование финансовых служб организации.

— Что IT-компании могут предложить банкам в кризис, как они помогают финансовым организациям пережить очередной сложный экономический этап? И сильно ли уже сократились бюджеты на IT-проекты в банковской сфере?

— Текущий кризис системный и гораздо более затяжной, чем предыдущий, 2008 года. Последствия этого кризиса пока сложно спрогнозировать, но столь быстрое восстановление экономики, как в прошлый раз, маловероятно. Разумеется, финансовые организации в этой ситуации стараются оптимизировать общие расходы, в том числе на IT, внимательнее и осторожнее подходят к выбору IT-проектов для инвестирования. Кроме того, у большинства банков значительно возросли затраты на приобретение лицензий и инфраструктурного оборудования, стоимость которых номинирована в иностранных валютах. Поэтому, даже без сокращения финансирования в абсолютных величинах, у многих IT-департаментов уменьшилась реальная покупательная способность утвержденных бюджетов.

Тем не менее резкого сокращения финансирования IT-проектов пока не отмечается. Думаю, причин у этого несколько. Во-первых, в кризис становится особенно актуальным повышение эффективности, которое нередко достигается автоматизацией. Во-вторых, некоторые банки делают ставку на реализацию приоритетных на сегодняшний день бизнес-значимых проектов с быстрым возвратом инвестиций. И, что наиболее важно, лидеры отрасли понимают роль IT как одного из главных инструментов конкурентной борьбы в банковской сфере. Банковская отрасль — одна из самых высокотехнологичных, и развитие в ней так или иначе связано с технологиями. Все инновационные начинания как минимум инструментализируются с помощью IT, а зачастую и сама идея инновации содержится в новой технологии, такой как, например, интернет-банкинг и дистанционное банковское обслуживание.

— Какие технологии вы бы назвали перспективными сегодня и что нужно для их распространения в отрасли?

— Яркий пример — совокупность технологий Big Data. Их перспективы для банковской сферы связаны с постоянным ужесточением конкуренции за клиентскую базу, увеличением объемов информации и необходимостью решать аналитические задачи в максимально короткие сроки. Клиентоориентированность для банков — приоритет, а инструменты Big Data позволяют увеличивать аналитические возможности для изучения потребностей клиентов, создавать актуальные продукты и услуги, проводить глубокие маркетинговые исследования, усиливать свое позиционирование на рынке.

Модернизация — это потребление существующих на рынке технологий, а инновация — совершенно иной процесс, активное продвижение нового на рынок

Есть множество других перспективных технологий, но для развития инноваций нужны соответствующие условия. Например, в приоритете крупной корпорации — обеспечение собственного функционирования или в лучшем случае модернизация организации. Если корпорация не выделяет структурно и организационно инновационную деятельность в самостоятельную, то разработки в этом направлении зачастую оказываются «задавлены» текучкой и весом корпорации. Поддержка духа инноваций и творческого развития, особой корпоративной культуры — необходимое условие подобной деятельности. Под инновационной культурой я понимаю особую среду, в которой существует поддержка новых идей, высокая степень вовлеченности персонала, гибкая организационная структура и возможность быстро перестраивать ее под потребности проекта. И, разумеется, ментальность работающих в компании людей.

— Как, по-вашему, можно создать такую инновационную культуру? И не слишком ли часто сегодня произносится слово «инновация»?

— Да, «инновация» — действительно модное слово, которое зачастую используют некорректно, понимая под ней простое внедрение какого-то улучшения. Необходимо разделять модернизацию и инновацию. Модернизация — это потребление существующих на рынке технологий, а инновация — совершенно иной процесс, активное продвижение нового на рынок. Инновация существенно изменяет рынок и отношения между его участниками, создает новый способ кооперации с клиентами, порождает абсолютно новый продукт или услугу, а не только оптимизирует внутренние процессы.

Что касается создания условий для развития инноваций, то есть несколько подходов. Например, выделение самостоятельного структурного подразделения. На последней церемонии награждения премией «Банковская сфера» мы поздравляли победителя в номинации «Инновационный банк», которым был признан Альфа-Банк. Абсолютно не случайно коллеги уже который год получают награды в этой области: в банке создано самостоятельное инновационное подразделение, изолированное от текущей деятельности организации. Альфа-Банк первым в России провел пятинедельный хакатон финансово-технологических проектов и продолжает инвестировать в развитие инноваций.

Другим способом реализации инновационных проектов для банка может быть технологическое партнерство с мобильной и гибкой IT-компанией: такие компании выступают носителями инновационной культуры и способны поддерживать высокие темпы развития. Но для создания инноваций, безусловно, необходимы долгосрочная стратегия и длительный горизонт планирования. На сегодняшний день это доступно очень немногим игрокам банковского рынка, и это их конкурентное преимущество, которое через 5–10 лет кардинально изменит привычный нам рейтинг топ-50 российских банков.

Реклама






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ