Вход Регистрация
Подписка
Новости Войти в раздел

Консервативный подход — не помеха онлайн-развитию

Об инвестициях в импортозамещающие промышленные производства, омоложении клиентской базы и соблюдении баланса между развитием информационных технологий и консервативным походом к ведению бизнеса в беседе с Павлом Самиевым рассказала Галина Макарова, заместитель председателя правления Военно-Промышленного Банка

Павел Самиев: Добрый день, Галина Викторовна! Начнем с обсуждения ситуации в реальном секторе среди заемщиков-клиентов и в целом в экономике. После первого квартала кажется, что наступило общее успокоение и ситуация немного выровнялась. По крайней мере, ушел пессимизм и среди многих компаний реального сектора и среди банкиров. Как вы видите ситуацию в реальном секторе сейчас? Действительно ли стало лучше?

Галина Макарова: Говорить о том, что стадия пессимизма закончилась, еще рано. Соглашусь с тем, что панические настроения отступают и наступает период более реалистичных оценок. Тем не менее напряженность остается. Часть наших клиентов из реального сектора экономики снижает объемы бизнеса, и как следствие сокращаются остатки на расчетных счетах. Ощущение тревожности все равно присутствует. Конечно, не такое, как в 2015 году, но оно есть. Главное, о чем можно с уверенностью говорить, — наблюдается положительная тенденция в сферах экономики, ориентированных на импортозамещение. Наш Банк поддерживает развитие импортозамещающих направлений бизнеса с 2013 года.

 

Галина Макарова, заместитель председателя правления Военно-Промышленного Банка

 

Павел Самиев: Чаще всего говорят о сельском хозяйстве как ярком примере импортозамещения. Однако очевидно, что можно назвать еще обрабатывающие отрасли. . Какие отрасли еще можете выделить?

Галина Макарова: Сельское хозяйство, конечно, — очевидный пример. Мы как потребители ощущаем это на себе, приходя в магазин за продуктами. Если говорить о бизнесе нашего Банка, то для себя мы нащупали ниши, которые активно развиваем: это финансовая поддержка производства импортозамещающих материалов для строительной, дорожно-строительной отрасли и наукоемкие производства. Мы гордимся своим проектом «Экоклинкер» — заводом по производству клинкерной продукции, который уже построен и развивается при нашей финансовой помощи. Вклад Военно-Промышленного Банка в этот проект отмечен правительством Республики Чувашия. В июне этого года, также при нашей финансовой поддержке, был запущен Чебоксарский домостроительный комбинат, в октябре будет введен в строй завод по производству акриловых ванн, а в целом к 2018 году в Чувашии будет производить стройматериалы комплекс из семи предприятий. Уникальность этого инвестиционного проекта состоит в том, что в Чувашии, по сути, на одной производственной площадке строители смогут укомплектовать жилой дом и прилегающую территорию всем набором строительных изделий.

В Калужской области мы финансируем четыре компании, которые реконструируют старые и строят новые заводы на территории Пятовского карьера. Два старых завода — по производству щебня и минерального порошка — будут реконструированы; кроме того, на территории Пятовки будут построены два новых завода: один — по производству щебня, второй — по производству широкого спектра минеральных порошков. Кстати, одним из крупных потребителей минерального порошка из Калужской области является Чебоксарский домостроительный комбинат. Так что синергия наших инвестпроектов налицо.

В Московской области, в Дмитровском районе, при нашей финансовой поддержке компания «Дорожно-строительные инновации» возрождает старейшее предприятие региона — завод по производству асфальта . Благодаря нашим инвестициям предприятие решило комплекс проблем, таких как невыплата зарплат, перечисление налогов в бюджет, модернизация устаревшего оборудования.

Очень перспективными направлениями для инвестиций мы считаем наукоемкие производства. В частности, мы поддерживаем предприятие «М.А.К.», производителя тренажеров для летной техники гражданского и военного назначения.

Павел Самиев: У Банка много проектов. Как в последнее время ощущается состояние этих проектов и новых заемщиков? Действительно ли заемщики стали выходить из тяжелой ситуации, которая была в прошлом году?

Галина Макарова: Если у заемщиков есть проблемы, то они у каждого свои, особенные: либо трудности с производством продукции из-за подорожания комплектующих материалов, либо проблемы с реализацией из-за снизившейся платежеспособности покупателей и т.д. Даже хороший заемщик, который на протяжении нескольких лет и имел положительную кредитную историю, не застрахован от подобного рода рисков. Таким заемщикам мы идем навстречу, реструктурируя их задолженность.

Павел Самиев: За последние пару лет что нового возникло в качестве предложений для некредитного корпоративного сектора?

Галина Макарова: Хочется отметить достижения нашего Банка в области дигитализации. Мы активно развиваем онлайн-сервисы. В Банке есть своя команда программистов, довольно многочисленная, что позволяет нам оперативно внедрять самые продвинутые опции для клиентов-физлиц, пользователей Интернета и мобильного банка.

Сегодня наш интернет-банк позволяет совершать операции с депозитами, проводить оплату услуг огромного спектра провайдеров, осуществлять переводы средств клиенту Банка по номеру телефона; нашим клиентам доступна функция перевода с карты на карту (card-to-card).

В ближайшее время мы выпустим новую версию «Банк-Клиента» для корпоративных клиентов, которая будет особенно удобна небольшим компаниям и индивидуальным предпринимателям. Новый «Банк-Клиент» предоставит возможность использования смартфона или планшета для проведения платежей и обеспечит многоуровневую систему контроля доступа. Главный идеолог всех технологических разработок — Юрий Леонидович Колток, председатель совета директоров Банка, — выпускник Физтеха, поэтому с IT-специалистами разговаривает на одном языке. Он в курсе основных новшеств и тенденций в данном направлении.

Павел Самиев: То есть предполагается, что значительная клиентская база будет сформирована именно из малого и среднего бизнеса?

 

Галина Макарова, заместитель председателя правления Военно-Промышленного Банка

 

Галина Макарова: Да, конечно. Хотя наша клиентская база обширна: у нас обслуживаются клиенты различных направлений и разных объемов бизнеса. С одной стороны, мы стремимся идти в фарватере развития дигитал-технологий, с другой стороны, мы соблюдаем баланс между онлайн-обслуживанием и обслуживанием офлайн, то есть непосредственно в офисе Банка. Сеть офисов Банку необходима. Мы же понимаем, что корпоративный клиент не решает свои вопросы с бездушным банкоматом или только через «Клиент-Банк». Он идет в наш офис, к сотрудникам Банка, которые будут решать его вопросы .

Павел Самиев: Сколько сейчас офисов у Банка?

Галина Макарова: На сегодняшний день у Банка 69 офисов в нескольких федеральных округах. У нас нет цели открыть офис в каждом городе, на каждой улице. Мы принимаем решение о создании нового подразделения только из принципов экономической целесообразности.

Павел Самиев: Какой вы можете дать прогноз на перспективу? Какие вы видите точки роста? Где самые перспективные ниши? На что Банк будет делать основную ставку и куда двигаться прежде всего?

Галина Макарова: В части корпоративного бизнеса мы намерены продолжать реализацию начатых инвестиционных проектов. В рознице сейчас наши клиенты — это люди среднего и старшего возраста, однако в будущем мы хотим видеть в числе наших клиентов и более молодую аудиторию.Для этого мы и идем в онлайн-технологии. У нас уже есть несколько интересных карточных продуктов, и мы работаем над новыми опциями для них.

Павел Самиев: В первом квартале мы наблюдали падение объема депозитов в целом по рынку. Какая у вас в Банке ситуация с вкладами? Вы планируете предпринимать какие-то действия по ставкам? Какой дадите прогноз по темпам роста?

Галина Макарова: Мы не являемся исключением, у нас тоже было проседание по пассивам. В целом, в поведении наших клиентов мы наблюдаем такой феномен: клиент, пришедший к нам однажды, как правило, с нами остается. Это в основном человек зрелого возраста, финансово очень грамотный, долго и вдумчиво выбирающий банк. Почему выбирают именно нас? Во многом потому, что мы предлагаем хорошие продукты и услуги для физлиц. Кроме того, во всех регионах присутствия нами подписаны соглашения с подразделениями Пенсионного фонда РФ, которые позволяют пенсионерам получать пенсию на счета в нашем Банке. В банке разработаны программы лояльности, бонусная программа, используются сезонные акции.

Павел Самиев: Раз у вас такая клиентская база, которая к тому же будет расширяться, планируется ли продажа не только банковских продуктов? Я имею в виду не привязанные к кредитованию дополнительные услуги, в том числе страховые. Как вы оцениваете потенциал своей клиентской базы?

Галина Макарова: Мы разработали и внедрили продукт, представляющий собой некий симбиоз депозита и страхового полиса — «Вклад в здоровье». Клиент, который открывает вклад на определенную сумму, получает страховой полис, позволяющий воспользоваться сервисом «Онлайн-Доктор». Для этого клиент регистрируется в личном кабинете «Онлайн-Доктор» и имеет возможность дистанционно получить консультацию по своим проблемам. По этому медицинскому полису клиента консультируют доктора ведущих столичных клиник вне зависимости от региона проживания клиента — хоть в Красноярске, хоть в Санкт-Петербурге, хоть в Ставрополе. Приведу конкретный пример: клиент открыл депозит «Вклад в здоровье» и в подарок своей маме оформил на нее этот полис. Она плохо себя почувствовала, обратилась к консультантам. Те порекомендовали ей госпитализацию, она отказалась. Консультанты позвонили ее сыну и настоятельно рекомендовали вызвать скорую помощь. В итоге удалось предотвратить инсульт, за что клиент-вкладчик был нам очень благодарен.

В планах Банка — дальнейшее расширение возможностей этого продукта: предоставление клиенту права выбора: либо онлайн-консультирование, либо получение конкретной услуги в конкретном лечебном учреждении по страховому полису.

Данный продукт — это наше ноу-хау, так как пока что ни один из российских банков такой продукт не предлагает. Мы потратили на его внедрение длительное время. Это обусловлено не столько технологическими сложностями, сколько отработкой возможных ситуаций с партнерами (страховой компанией, компанией «Онлайн доктор»), чтобы не было сбоев при обращении клиентов, потому что в случае некачественного предоставления услуги клиент придет с претензиями туда, где он получал свой полис, то есть в Банк. Только после согласования параметров взаимодействия с партнерами, продукт был запущен в продажу.

Павел Самиев: Поговорим немного о кредитной рознице. Это ведь не совсем ваша специализация?

Галина Макарова: Совсем не наша специализация.

 

Павел Самиев, управляющий партнер НАФИ,
исполнительный директор Анатитического центра «Институт страхования» при ВСС

 

Павел Самиев: Хотелось бы вот что узнать. Во-первых, планируете ли вы в этот сегмент выходить, есть ли какие-то ниши, на которые имеет смысл выходить? Тем более что мы видим разные модели: есть розничные «онлайнеры», и понятно, что это не ваш случай. Есть корпоративные банки, которые 20 лет были корпоративными, но внезапно какой-то отдельный розничный сегмент у себя вырастили, причем во время кризиса. Какие планы у вас? Как вы видите розницу? Что в рознице может быть привлекательным? Это именно отдельные ниши специализации? Наконец, каковы ваши прогнозы по развитию на розничном рынке?

Галина Макарова: Мы по-прежнему не планируем менять свою стратегию в части розничного кредитования, активного развития данного сегмента не будет. Но мы планируем развивать это направление в рамках работы с корпоративными клиентами. Так, у нас существует овердрафт для физических лиц в рамках зарплатных проектов. Кроме того, мы предоставляем потребительские кредиты нашим зарплатным клиентам. В ближайшей перспективе мы рассматриваем возможность появления в нашей продуктовой линейке ипотечного продукта.

Павел Самиев: Тогда дайте, пожалуйста, общий прогноз: как вы видите динамику банковского кредитования на этот год? Вырастет в итоге корпоративное, розничное кредитование или упадет? У вас есть оптимистичный и консервативный сценарии?

Галина Макарова: Думаю, что большинство российских банков пересмотрит свою кредитную политику в сторону взвешенного подхода, особенно с учетом весьма высокого уровня закредитованности населения нашей страны.

Павел Самиев: Тогда пара заключительных вопросов. Какое главное достижение Банка в прошлом году?

Галина Макарова: Мы вошли в топ-100 банков.

Павел Самиев: Какая главная цель на два года вперед?

Галина Макарова: Не останавливаться на достигнутом.



Эта статья была разослана 1190 on-line подписчикам bosfera.ru
Выбор редакции
Real-time аналитика и Business intelligence (BI) в банке Были времена, когда BI была нужна в финансовой сфере, главным образом, для перевода необработанной информации, собранной внутри организации, в осмысленную, удобную для восприятия человеком форму....
24.04.2017
Материалы альянса финансовых медиа:
закрыть